Artnet в сотрудничестве с Morgan Stanley выпустили отчет о состоянии рынка искусства на 2023 год на основе собственной базы данных Artnet, а также деятельности основных игроков рынка обработаны данные о работе 462 аукционных домов. Составители показывают динамику развития арт-рынка за последние несколько лет, а также за последнее десятилетие. Все проанализированные цены корректировались с учетом премии покупателя (buyers’s premium) и конвертировались в доллары по курсу на день продажи лота без учета инфляции.
Авторы проанализировали обширные данные о глобальном арт-рынке искусства за 2023 год. Отчет дает информацию о тенденциях арт-рынка, наиболее популярных художниках и направлениях искусства на сегодняшний день. В том числе анализировались продажи региональных художников на глобальном рынке. Помимо этого иногда предлагается взглянуть на динамику запросов рынка за последние десятилетия.
Эта статистика сообщает о росте спроса на современное (contemporary art) искусство, например, творчество Яёи Кусама, а также о том, что этот сегмент вытесняет импрессионизм с его позиций. За 18 лет продаж все так же стабилен спрос на Энди Уорхола и Пабло Пикассо, даже несмотря на попытки переоценки личности последнего. Также на фоне огромного ажиотажа вокруг работ Жана Мишеля Баския, который закрепил за собой 6 позиций в списке топ-10 самых дорогих лотов, целых два места заняли женщины-художницы: американка Джули Мерету и британка Дженни Савиль.. Последняя принадлежит к числу Молодых британских художников. Всего в списке топ-100 самых дорогих художников фигурирует 11 имен женщин-художниц — и это рекорд.
Категория современного искусства пользуется наибольшим спросом среди покупателей, но не показывает значительного роста объема. Стабильность спроса превалирует в сегментах “Фотография” и “Послевоенное искусство”. Коллекционеры нацелены на ограниченное количество предметов наиболее высокого качества. В сложившейся ситуации держатся высокие цены на дефицитные товары.
Приблизительно такая же ситуация сложилась в отношении продаж импрессионистов. Их лучшие экземпляры либо находятся в музеях, либо уже проданы. Особенно ценные лоты появляются редко и имеют свойство пропадать после продаж на десятилетия, претендуя при следующем появлении на новые ценовые рекорды. Такая же ограниченность предложения формирует стабильный уровень продаж для рынка старых мастеров.
Не случилось ожидаемого падения рынка ультрасовременного искусства, но этот сегмент ограничивается небольшим количеством имен. Так в топ-10 самых дорогих работ имя Мэттью Вонга повторяется трижды. Спрос на ультрасовременное искусство не показал ничего, что бы относилось к разряду непредсказуемого.
Составители отчета, в частности, Наоми Риа, отмечают одну из важнейших тенденций на глобальном арт-рынке: после высокого роста 2021-22 годов идет закономерное снижение спроса на приобретение предметов искусства в 2023 году.
Помимо общего падения объема продаж на -23% крупнейших западных аукционных домов и снижения средней цены на произведения искусства на -16%, аналогичный спад наблюдается и на китайском рынке искусства в разрезе последнего десятилетия. Но на фоне падения цен на наиболее дорогие предметы искусства на -40% и на ультрасовременное искусство на -26%, процент успешных продаж остается по прежнему высоким. Показатель успешной конверсии аукционных продаж составил 71%, что не просто успешное достижение 2023-го года, а один из лучших показателей за последние десятилетие.
Доходы от онлайн продаж Christie’s, Sotheby’s, Phillips, Bonhams, а также самого Artnet Auctions также сократились на 12% по сравнению с 2022 годом. При этом падение 2023 года становится еще более заметным, если сравнивать его с 2021 годом — так, оно составляет почти 70%. Также цены на их лоты снизились на 25% с прошлого года. Тем не менее, сами онлайн аукционы остаются удобным форматом торговли. Данный формат стал популярен и распространен в период пандемии и уже не выходит из обихода.
Впрочем, не всё на арт-рынке подвержено спаду:
Большим спросом пользуется сегмент послевоенного и современного искусства, выросла средняя цена на декоративно-прикладное искусство (рост на 13%). Отмечается, что предметы роскоши являются тем, что может привлечь новых коллекционеров на рынок. По всей видимости, это одно из предпочтений молодого поколения собирателей. К числу предпочтений молодых коллекционеров также относятся приобретение искусства онлайн (особенно во время пандемии), покупка ультрасовременного искусства, видимо, из-за удачного сочетания цены и привлекательности произведений.
В 2023 году общие продажи произведений искусства упали на -12.7%, а число работ, проданных за 50 миллионов долларов и выше, сократилось с двадцати до шести. Авторами это объясняется глобальными экономическими и политическими факторами, а также накопившимися лотами, которые не были проданы в период пандемии. Стоит учитывать, что по представленному в отчете графику видно, что продажи 2021 и 2022 годов были высоки, а значит падение рынка в 2023 году скорее является его нормализацией.
Региональная специфика
Арт-рынки разных стран собрали в себе несколько причин в связи с которыми, как правило, страдает рынок. Рынок Китая приходит в себя после пандемии Covid-19 и при общем росте за год показал наиболее низкие показатели за десятилетие. Для Франции существенными являются проблемы нормативно-правового характера (продажи упали на 19%), а Соединенное Королевство столкнулось с локальной проблемой в виде последствий Брекзита, который сказался на их рынке в целом (снижение рынка на 15.6%).
Все эти показатели касаются глобального арт-рынка, но отчет также предлагает и данные по регионам. Если быть точнее, то данные касаются продаж художников, которые по своему происхождению принадлежат тому или иному региону. Ожидаемо, что самый большой сегмент продаж относится к рынкам Европы и Северной Америки, к ним относятся 65% художников от всего рынка на 2023 год. Большим спросом пользуются те работы художников североамериканского происхождения, которые относятся к категориям послевоенного и современного(contemporary) искусства. В это время преимущественно европейского происхождения импрессионисты и модернисты в целом. Такое разделение связано с историческими закономерностями развития этих направлений искусства.
Продажи художников, происходящих из Азии, возросли по сравнению с 2022 годом, но в целом за последние 10 лет их продажи стабильно снижаются, так же как и количество предлагаемых лотов. В последние несколько лет определенное волнение существует в сегменте художников африканского происхождения, которые в основном связаны с ультрасовременным искусством. Ультрасовременное направление в целом самое скромное по продажам, но за пандемийные годы его продажи сильно выросли. Многое было куплено онлайн.
Другим фактором стал социальный запрос, который привлек волну внимания к африканским художникам. Менее заметный рост отмечается на искусство художников карибского и латиноамериканского происхождения. Художники, происходящие с Ближнего Востока, показывают стабильный рост. Несмотря на скромность продаж, спрос на искусство демонстрируют стабильный рост. Это единственный региональный сегмент, показавший рост в 2023 году.
Расследования и махинации:
Авторы отчета предлагают также свое расследование возможных вариантов высокого процента успешных продаж (sell-through rate) в столь кризисное время — это значение призвано показать стабильность арт-рынка и высокий спрос на его деятельность и товары. Завышение этого показателя позволило создать более благоприятное впечатление о “перегревшемся” арт-рынке.
Прозрачность рынка искусства — тема крайне щепетильная. За театральностью и ограниченной открытостью могут скрываться манипуляции продажами дорогостоящих лотов, перетекающие в скандалы и судебные разбирательства.
Рынок искусства является театром — это главная аналогия, вокруг которой отчасти строится отчет. Его театральность направлена на поддержание мифа о стабильности и успешности рынка. Частью театрального действа являются “chandelier bids” — несуществующие ставки, которые якобы видит аукционист, подогревая этим борьбу за лот, снятие работ с торгов для повышения показателя качества продаж (sell through rate), использования резервных цен(reserve price) и безвозвратных ставок(irrevocable bids) и т.д.
Правительством США осуществлялись попытки установить некоторый контроль над этой темной частью рынка через обнародование информации. В 2016 году в Нью-Йорке аукционы принудили раскрывать информацию о суммах, выплачиваемых посредникам(third-party guarantors), при оглашении окончательных цен.
При этом крупнейшие игроки (Sotheby’s, Christie’s и Phillips) являются частными организациями, в связи с чем наладить систему контроля крайне сложно, особенно если это будет невыгодно большой части рынка. С 2022 года перестали действовать многие акты, ограничивающие различные манипуляции на аукционных торгах. По этой причине аукционам будет легче прибегнуть к перечисленным выше методам для роста продаж и повышения цен, создавая видимость спроса. С 2022 года подобные методы перестали быть юридическими нарушениями. Поддерживать миф о спросе можно не только цифрами через оглашение высоких показателей продаж, но и на самих торгах. Технически быть представителями лица, выдавшего гарантию третьей стороны, могут сразу несколько человек на аукционе, что также создает эффект поддельного интереса к лоту. Также знание того, какая цена была предложена третьей стороной, дает потенциальному покупателю большое преимущество, т.к. фактически он получает информацию о минимальной цене, которую аукционный дом хочет получить за лот.
Подобные методы ведения аукционного бизнеса на фоне снижения объема продаж и средних цен на лоты скорее подтверждают не самое стабильное состояние арт-рынка на сегодняшний день.
Этот крайне занимательный документ вобрал в себя не только множество данных об арт-рынке и оценок специалистов, но также и список культурных событиях, которым только предстоит случиться по всему миру в 2024 году — открытие музеев, выставки, биеннале и многое другое. С этим списком мы рекомендуем ознакомимся самим и иметь их ввиду при планировании своего календаря.
Термины по теме:
Irrevocable bid — это заявка на приобретение лота, которая подается до начала аукциона. Эта сделка не может быть расторгнута. Сторона(покупатель) предлагает сумму, которую она готова заплатить за лот. Эта сумма, как правило, не раскрывается. Покупатель получает работу и платит премию покупателя, при условии, что во время аукциона не прозвучало предложение с лучшей ценой. Если во время аукциона кто-то предложил более высокую цену, то работа продается новому покупателю. В таком случае человек подавший заявку получает долю от суммы, которая представляет собой разницу между окончательной ценой уплаченной за лот и секретной ценой, которая была в заявке.
Third-party guarantees — система, направленная на повышения процента успешных продаж схожая с irrevocable bid, когда лот фактически продают еще до начала торгов по заранее оговоренной цене. Стороной гарантии может быть и аукционный дом, который дает гарантию что работа будет продана и продана по хорошей цене.
Buyers’s premium — сумма, которую платит покупатель в дополнение к цене лота. Данная сумма отходит только аукционному дому и не разделяется между ним и продавцом лота. Например, аукционный дом Sotheby’s устанавливает премию покупателя в размере 20% на лоты ценой до 6 миллионов долларов (включительно) и 10% на лоты, которые оцениваются выше этой суммы.
Net price — чистая цена за лот, которая не включает в себя премию покупателя и иных дополнительных выплат.
Hammer price — окончательная цена за лот, предложенная победившим участников торгов на аукционе
Withdrawals — изъятие или снятие лота с торгов.
Chandelier bids — это одна из уловок, которые могут быть использованы активистами во время торгов с целью повышения интереса к лоту и манипуляции борьбы за него. Это несуществующие ставки, которые аукционист якобы видит в зале.
Sell through rate — показатель процента успешных продаж аукционного дома.
Reserve amount (reserve price) — это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за лот. Также это может пониматься минимальная цена, за которую продавец готов продать товар. Эта цена конфиденциальна и может быть установлена на уровне нижнего эстимейта или ниже.