Сюжет картины отсылает к знаменитому люку в портике базилики Санта-Мария в Риме, по легенде выполнявшему функции детектора лжи и супружеской верности, также появлявшемуся в фильме Римские Каникулы.
Уста Истины — (Bocca della verita) крышка канализационного люка возрастом более 2000 лет, размещенная вертикально в портике античной церкви Санта-Мария-ин-Космедин в Риме является своеобразным детектором лжи и особенно супружеской измены. В средние века за маской находился инквизитор, который отрубал лжецу часть руки.
Лукас Кранах преклонялся перед красотой молодой жены своего господина, Сибиллы Клевской. Именно она изображена на большинстве его полотен. Женщины художников. Читать далее.
Сюжет картины Кранаха «Уста истины» состоит в следующем: известному городскому сановнику донесли, что его супруга тайно встречается с молодым любовником. Дабы пресечь слухи и добиться справедливого возмездия было решено, что подозреваемая в измене супруга должна пройти проверку Устами истины. В данном случае в роли «уст истины» выступает лев. В момент, когда женщина вкладывала руку в пасть (уста), вдруг из толпы подбежал молодой человек с видом сумасшедшего, заключил ее в объятия и…поцеловал. На картине молодой человек очень похож на старого супруга и позволяет себе щупать замужнюю женщину. Поскольку бытовало мнение, что с сумасшедшего все взятки гладки, к женщине обратились с гневным вопросом: позволяла ли она кому-либо другому обнимать и целовать себя? Овладев волнением, женщина нашла верный двусмысленный, но правильный ответ: «Клянусь, что никто не касался меня, кроме моего мужа да этого сумасшедшего, которого вы видите.» Мнимый сумасшедший и вправду был ее любовником.
Лукас Кранах старший (1472- 1553) — немецкий художник эпохи Северного Возрождения. Состоял на службе в качестве придворного художника Фридриха Мудрого. Известен своей приверженностью реформации и идеям Мартина Лютера. В том числе финансировал перевод библии на немецкий язык. Художник Лукас Кранах умер последним из представителей великого поколения мастеров немецкого северного ренессанса, на 10 лет пережив Ганса Бальдунга и Ханса Хольбейна Младшего и на 25 — Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.