Найден потерянный шедевр. Набросок к картине "Игроки в карты" Поля Сезанна

1

Набросок к картине «Игроки в карты» Сезанна, долгое время считавшийся потерянным, был обнаружен в частной коллекции доктора Хайнца Ф. Эйхенвальда из США и выставлен на торги Christie’s 1 мая 2012 года.

Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что одним из топ-лотов предстоящих вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут 1 мая 2012 года, станет редкая и на протяжении 60 лет считавшаяся утерянной акварель Поля Сезанна (1839-1906).

Эта публично не выставлявшаяся с 1953 года работа была недавно обнаружена в частной техасской коллекции. Она представляет собой масштабный набросок к известной серии из пяти работ художника под названием «Игроки в карты», над созданием которой Сезанн трудился в период с 1890 по 1896 годы. Ранее известный специалистам только по черно-белой фотографии набросок был найден специалистами аукционного дома в начале года в составе частного собрания, принадлежащего известному коллекционеру, доктору Хайнцу Ф. Эйхенвальду, переехавшему в США в середине 1930-х годов. Эту акварель, предварительно оцененную в US$15-20 млн, отличает превосходная сохранность, яркость преобладающих в ней синеватых и охряных оттенков. Уникальность работы также заключается в том, что она позволяет проследить процесс создания одного из наиболее выдающихся шедевров мировой живописи.

Шэрон Ким, директор международного департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s: «Серия работ Сезанна под названием “Игроки в карты” общепризнанно считается знаковой вехой в истории искусства модернизма, оказавшей существенное влияние на творчество целого ряда художников. Данный набросок предоставляет зрителю уникальную возможность проследить за тем, как художник работал над созданием композиции полотна и как он прорабатывал фигуры основных персонажей своих будущих шедевров. Сам факт того, что этот крупномасштабный набросок появляется на рынке после того, как в течение длительного времени считался утерянным, является знаковым событием для всего мирового арт-рынка, обещающим вызвать интерес, как со стороны коллекционеров, так и среди широкой публики».

Серия «Игроки в карты» в недавнем времени стала главным объектом передвижной выставки, совместно организованной лондонской музеем Института Курто и нью-йоркским музеем Метрополитен, где на сегодняшний день находятся две из входящих в серию картин.

В каталоге данной выставки выполненный акварелью набросок под названием «Игрок в карты» значился с пометкой «местоположение неизвестно». Скорее всего, он был создан Сезанном в процессе подготовки к написанию того варианта картины «Игроки в карты», на котором изображены лишь два человека. На сегодняшний день эта картина находится в собрании парижского Музея д’Орсэ (на иллюстрации ниже). В отдельных деталях акварели прослеживается та же непосредственность, что отличает картину из Музея д’Орсэ. Трактовка фигуры человека, изображенного на финальном варианте картины справа, напоминает композиционное решение акварели – в частности, это относится к тому факту, что правое колено сидящего мужчины несколько выступает из-за левого.

Исследователи творчества Сезанна установили личность человека, позировавшего художнику для данной картины – это садовник Паулин Паулет, работавший в фамильном имении Сезанна Жа де Буффан, расположенном неподалеку от Экс-ан-Прованс. Паулет – единственный персонаж, присутствующий на всех пяти картинах серии. В одной из бесед о художнике, имевшей место в 1902 году, Паулет говорит о том, что «Сезанн старался запечатлеть выражения лиц людей, которые плыли по течению жизни и состарились, не изменив своим привычкам». Вместо того чтобы согласно установившейся традиции изображать картежников веселящимися и развлекающимися, Сезанн предлагает зрителю образы людей, глубоко погрузившихся в собственные мысли.

Еще одним отличием данной акварели является то, что она была выполнена без какого-либо карандашного наброска. Принимая во внимание то, с каким вниманием и концентрацией Сезанн подходил к работе, можно представить себе, как он работал над “Игроком в карты”, отличающимся яркостью оттенков, а также богатством и глубиной полутонов. При желании среди красок, использованных Сезанном при работе над акварелью, можно найти все оттенки палитры законченной картины, находящейся в собрании Музея д’Орсэ: это зеленовато-желтые тона куртки

Поль Сезанн, «Игроки в карты» 1890-95, холст, масло Музей д’Орсэ, Париж (Франция) Image courtesy Erich Lessing/Art Resourceмужчины, темно-серые тона его брюк, желто-красные оттенки столешницы, красно-серые тона шляпы, а также темно-синие тени на стене. Все это производит впечатление законченной самостоятельной работы, для которой характерны уверенные линии, а также необычное соотношение закрашенных и нетронутых областей бумаги.

Появление «Игрока в карты» на торгах – это первый случай публичной выставки данной акварели начиная с 1953 года. До этого она выставлялась лишь однажды в рамках проводившейся нью- йоркской галереей Fine Arts Associates выставки под названием «Французское искусство 1900-х годов от ван Гога до Матисса». Работа находилась в собственности семьи Эйхенвальд на протяжении восьми десятилетий. Изначально она была приобретена родителями доктора – Эрнстом Эйхенвальдом и его супругой. В середине 1930-х годов семья эмигрировала в Нью-Йорк из охваченной нацистами Европы. Окончательно обосновавшись в Нью-Йорке, в 1946 году Хайнц Эйхенвальд окончил Гарвардский Университет с отличием, затем в 1950 году в медицинском колледже Weill Cornell University получил медицинское образование. После завершения своей практики в Нью-Йоркской больнице Cornell’s и став признанным педиатром, он поступил на медицинский факультет Техасского юго-западного университета и стал главой администрации детского медицинского центра и начальником отделения педиатрии в Мемориальной больнице Паркленда. В 2006 году в должности председателя и почетного профессора доктор Эйхенвальд ушел на пенсию, на протяжении 40 лет развивая различные программы по педиатрии и улучшая медицинскую помощь детям по всему миру. Он скончался в возрасте 85 лет в сентябре 2011 года. Другие предметы из коллекции, включая картины, рисунки, скульптуры и работы на бумаге, будут предложены в ходе аукциона «Работы на бумаге» и дневных торгов искусства импрессионистов и модернистов 2 мая 2012 года.

В течение последних нескольких лет, впервые появляющиеся на аукционах произведения искусства из частных коллекций, таких как Эйхенвальд, привлекают внимание большого числа коллекционеров по всему миру и достигают новых, зачастую рекордных ценовых уровней. В мае 2010 года за рекордную цену $106,5 миллионов Christie’s продал полотно Пабло Пикассо 1932 года «Обнаженная, зеленые листья и бюст» из частной калифорнийской коллекции, в которой оно хранилось более 60 лет. Похожий пример наблюдался в декабре 2009 года, когда рисунок Рафаэля «Голова музы» была продана частному коллекционеру за рекордные $47.9 миллионов.