Европейские режиссеры базировались на иных источниках вдохновения, нежели голливудское кино. Если мейнстрим ориентировался на вкусы зрителя, то киноавангард эпатировал публику, стремился ее шокировать и навязать свою практику в культуре. Традиция кино как зрелища, магического театра восходит к фильму французского режиссера Жоржа Мельса «Путешествие на луну» 1902 года, который он раскрасил вместе с своей дочерью. Для киноавангарда характерны: разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений.
Киноавангард — течение в искусстве 1920—1930-х годов, которое характеризуется поиском новых средств художественной выразительности, в противовес коммерческому кинематографу
Киноавангард — преимущественно европейское явление. Его особенностью было то, что режиссеры базировались на иных источниках вдохновения, чем голливудское кино. Если немое кино опиралось на беллетристику, на театр, цирк, балаган, то киноавангард развивался в тесной связи с поэзией и изобразительным искусством. Неудивительно, что многие известные художники авангарда вели поиски в этом направлении.
Экспрессионизм в кино
Шок поражения в Первой мировой войне на фоне относительной изоляции немецкой киноиндустрии способствовал тому, что завладевшие немцами эмоции разочарования, тревоги, возмущения и т. д. стали выплёскиваться на киноэкран. Для немецких фильмов того времени характерны гротескные искажения пространства, контрастное освещение, сдвиги. Художники деформируют действительность, обращаются к мистике, иррациональному, фантасмагорическому, гротескному, к обостренной эмоциональности. Меланхолия, истеричность, психопатия, крики протеста. Особую значимость получают художественные образы безобразного.
«Кабинет доктора Калигари» Фридрих Фильгельм Мурнау 1920 г.
Этот мистический триллер считается первым фильмом в жанре киноэкспрессионизма. Геометризованные декорации «Кабинета доктора Калигари» предельно далеки от реализма. Изображения фонарей, теней и предметов нанесены прямо на стены помещения. Расстройство психики главного героя, его нестабильная внутренняя реальность передаётся при помощи съёмки с острого угла и т. н. «субъективной» (шатающейся, подвижной) камеры. Игра актёров экзальтирована, их мимика и жестикуляция утрированы, изобилуют крупные планы. Широко используются цветные светофильтры.
Мурнау также прославился в начале 1920-х фильмами про вампиров «Носферату. Симфония ужаса» 1922 г. Изначально режиссер планировал экранизировать «Дракулу» Брэма Стокера, но киностудия не смогла приобрести права на книгу, тогда Мурнау изменил имена персонажей и переиначил сюжет.
«Метрополис» 1927 г. режиссер Фриц Ланг
Антиутопия ставит под сомнение технический прогресс и его блага для человечества. Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. В массовых сценах были заняты около 30 тысяч человек, из них 750 детей; 1100 человек для участия в массовке эпизода с Вавилонской Башней согласились побрить головы. Для фильма было построено грандиозное количество миниатюрных моделей, изображавших как исполинские здания и машины будущего, так и отдельные автомобили.
Дадаизм в кино
Дадаизм – это попытка эскапизма, спасительная реакция на устрашающие события Первой мировой войны, наркотик, игра. Отказавшись от правдоподобной имитации предметного мира перед художниками открываются новые возможности. Художники-дадаисты, преимущественно французы, снимали также и кино. Основные приемы, такие как коллаж — рваные фрагменты произвольно складываются в сбивающее с толку единое целое. Ассамбляжи и готовые объекты, которые не возможно воспринимать как искусство – сами по себе неприятные ржавые, сломанные.
«Механический балет», 1924 г.
Режиссер живописец Фернан Леже
«Антракт» 1924 г.
Фильм Рене Клера и Френсиса Пикабии показывали в антракте поставленного Пикабии балета.
«Эмак-Бакиа» 1926 г.
Режиссер американский фотограф-дадаист Ман Рэй
«Анемическое кино» 1926 г.
Режиссер Марсель Дюшан.
Выставка Dada on Film в MoMA Нью-Йорк
Советский киноавангард
«Броненосец Потемкин» 1925 г. режиссер Сергей Эйзенштейн
Фильм, перевернувший представление о постановке, монтаже и работе с камерой. В нем нет главных героев и персонажей, нет актерской игры, а лишь толпа статистов, но постановка сцен, динамика событий держат в напряжении даже современного зрителя в течении всего фильма, исключительно благодаря монтажу и операторской работе (оператор Эдуард Тиссе). По сложности и изобретательности монтаж не уступает современным, часто он превосходит их, поэтому Эйзенштейна называют королем монтажа. Сотни изобразительных кусков были сняты с учётом того, как они будут переходить друг в друга, связываться не внешними, а внутренними причинами. В «Потёмкине» монтаж оказывается и формой и содержанием – это было открытием.
Пример драматичного монтажа — сцена с изображением трёх каменных львов у ограды дворца – спящего, пробуждающегося и поднявшегося на задние лапы –лев словно оживает.
Сцена с детской коляской на лестнице считается самой цитируемой сценой в кино, а сам фильм традиционно входит в списки лучших фильмов всех времен и народов. Изначально эпизода с лестницей не было в сценарии вообще. Но когда Эйзенштейн оказался здесь, его буквально осенило, как напишет потом в мемуарах: вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев.
Все сцены происходят в разных местах, но они вовлекаются в единое действие, и они стремятся друг к другу и составляют новое единство – киносюжет. Режиссер создает искусственное затягивание времени. Этому нагнетанию напряжения у Эйзенштейна потом учился Хичкок.
«Человек с киноаппаратом» (1929), режиссер Дзига Вертов
Через 4 года на эксперимент решается еще один молодой энтузиаст. Этот полнометражный фильм, отрывок из дневника кинооператора, называют величайшим из всех документальных фильмов в истории.
Фактически абстрактный в смысле бессюжетности фильм. Нет актеров, нет декорации, нет художественной постановки. Все натура. Все ситуации реальны. Режиссер и оператор выступают творцом нового мира, который остаются вне поля человеческого зрения, его способен запечатлеть «киноглаз».
В картине комбинируются такие приемы, как съёмка от первого лица, метод «скрытой камеры», скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съёмка, ускоренная съёмка, совмещение двух и более изображений на одном кадре, монтажная обработка и ритмическая «перетасовка» отснятых изображений, и даже slow-motion. Музыка идет не фоном, а дополняет части фильма.
Сюрреализм в кино
Исследователи изначально отмечали близость между кинопросмотром и сном. Киноавангард лучше всего лег на сюрреализм. Большинство авангардных практик тяготело к абстракции и деконструкции, в то время как сюрреализм не отказывался от жизнеподобия.
«Андалузский пес» 1929 г. режиссер Луис Бунюэль
Эта совместная работа Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали — самый известный пример сюрреализма в кино. Фильм преподносился как страстный призыв к убийству. Его просмотр не рекомендовался беременным женщинам.
Психоанализ Фрейда во многом вдохновил и теоретиков кино и режиссеров. В нем происходит удовлетворение как вуаеризма (синдрома подглядывания), так и идентификации себя с персонажем (компенсаторная функция искусства).
Как вспоминал в своих мемуарах Луис Бунюэль, вместе с Дали они будили друг друга по ночам, чтобы записать моменты снов, пока те еще в памяти. Так пришла идея с монахами, тянущими тушу животного и с мухами, выползающими из ладони.
Живопись и кинематограф: 10 фильмов, цитирующих мировые шедевры. Читать далее.