Лучший способ попасть в вечность — создать шедевр. Великие художники становятся бессмертными благодаря своему искусству. Они общаются друг с другом и нами сквозь времена и пространства. Многие из художников стали иконами, и нам сложно представить их как людей из плоти и крови. Предлагаем посмотреть предсмертные произведения всем известных художников, чтобы узнать о них чуть больше.
Сальвадор Дали, Ласточкин хвост, 1983
Запутанные произведения иконы Сюррелизма Сальвадора Дали больше ассоциируются с психоанализом и Фрейдом, чем математикой. И все же его последняя картина была вдохновлена «теорией катастроф», сформулированной французским математиком 20-го века Рене Томом. Он пытался предсказать возникновение кризисных явлений в мире. Теория импонировала эстетическим ощущениям Дали и его увлечением временем, известным нам по знаменитым плавящимся часам.
«Ласточкин хвост» повторяет форму одного из графиков, которые Том использовал для описания событий в четырех измерениях, но также напоминает бокал вина или знаменитые усы художника. Символическая виолончель в левом верхнем углу картины символизирует печаль Дали, чья жена, Гала, умерла год назад. Последняя картина художника сочетает в себе муку и очарование.
Марсель Дюшан, Дано: 1. Водопад, 2. Световой газ, 1946–66
В течение двух десятилетий своей жизни пионер «Дада» и изобретатель рэдимейдов тайно создавал свои последние художественные работы – в то время, как публика верила, что он вообще отказался от художественного творчества.
Инсталляция. представляющая старую дверь, сквозь которую открывает вид в трехмерное пространство, помещает зрителя в позицию подглядывающего сквозь отверстие. Если дверь, которую Дюшан приобрел в Испании, отражает его пристрастие делать из обыденных вещей художественные произведения, то сцена за ней удивляет своей запутанностью и изобразительным реализмом. На переднем плане обнаженная женская фигура распластана на ложе из веток и листьев, держа в руках зажженную газовую лампу. Она похожа на жертву преступления.
Формой для женской фигуры послужили слепки с тел бывшей любовницы Дюшана и его второй жены. Инсталляция вызывает волнение и очарование. Художник Джаспер Джонс назвал его «самым странным произведением искусства в любом музее», и, наконец, оно было представлено в музее искусств Филадельфии, куда его перенесли из нью-йоркской студии Дюшана после его смерти в 1968 году.
Фрида Кало, Вива Ла Вида, Арбузы, 1954
Большая часть картины была написана Фридой какое-то время назад, но всего за восемь дней до своей смерти Кало закончила этот натюрморт, добавив слова «Viva la vida» к плоти арбуза на переднем плане.
Значение фразы «Да здравствует жизнь» в данном контексте обретает особую остроту. Ниже Кало написала свое имя, год и место создания картины. В целом, эта надпись увековечивает существование художника и указывает на настойчивость и непоколебимость этой женщины на протяжении всей ее жизни с хронической физической болью. Несмотря на яркие цвета и, казалось, бы жизнеутверждающий сюжет, арбузы для мексиканцев традиционно ассоциируются с Днем мертвых. Также известно, что в мексиканской традиции, скорее праздновать переход близких в иной мир, чем скорбить по тем, кто скончался.
Марк Ротко, Без названия, 1970
Ротко использовал большие прямоугольные полосы цвета, чтобы выразить универсальные эмоции. Его огромные абстрактные холсты вызывают сочувствие и трепет. Последняя картина русско-американского художника знакома по композиции, с ее сложенными асимметричными прямоугольниками и ограниченной цветовой палитрой. Однако здесь ярко-красные оттенки более заметны по сравнению с более трезвыми коричневыми, черными и ржавыми оттенками, которые присутствуют во многих предыдущих работах Ротко. Эта живая вибрирующая картина считалась предвестником самоубийства Ротко в том же году, ее смелый цвет не может не вызывать ассоциаций с кровью.
Фрэнсис Бэкон, Этюд с быком, 1991
В каталоге raisonné Бэкона, данное произведение представлено, как последнее, созданное художником. Оно было обнаружено в частной коллекции в Лондоне.
Произведение отражает интерес британского художника к корриде, повторяющемуся мотиву в его творчестве, но более того, оно звучит как размышление художника о собственной смертности. Проведя десятилетия в алкоголе и распутстве в последние годы своей жизни художник находился в плохом состоянии и уже знал, что приближается к смерти, когда писал эту картину.
Оригинал предсмертные произведения 8 знаменитых художников