Экспрессионизм — течение в искусстве, возникшее на сломе эпох в северной Европе, как аналог французскому фовизму. В поисках истины о человеке искусство пробует разные методы и формы, выходит за свои устоявшиеся видовые и жанровые формы. Экспрессионизм стремился не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. В искусство проникает трагизм, визуализация страдания, душевного спазма. Особую значимость получают художественные образы безобразного. Художники деформируют действительность, обращаются к мистике, иррациональному, фантасмагорическому, гротескному, к обостренной эмоциональности. Меланхолия, истеричность, психопатия, крики протеста, чувство одиночества и отчуждения становятся основными темами в искусстве.
Для передачи ощущения неприязни и тревоги экспрессионизм использует:
- искажение, преувеличение, смещение;
- контрастные тона, плотные, напряженные краски;
- ломаные линии, резкие диагонали;
- лица, подобные маскам, утратившие личностную индивидуальность.
- внутриличностный конфликт может проявляться в образах мрачных и печальных пейзажей, молчаливых и одиноких фигур.
Джеймс Энсор (1860-1949)
Джеймс Энсор был одним из тех, кто способствовал возникновению экспрессионизма. Сюрреалисты также считали его своим предтечей. Картины бельгийского художника наполнены экстравагантными зловещими сценами, фигурами в масках и скелетами.
Творчество Энсора фантастическое, причудливое, гротескное. Ирония и фантазия, как характерные национальные традиции бельгийского искусства, тесно переплетаются в его творчестве.
В 1888 году Энсор пишет — «Въезд Христа в Брюссель», библейская сатира, в которой городская толпа, окружающая Христа, представляет собой отвратительное скопище уродливых масок. Надпись в верхней части картины: «Да здравствуйте социальное». На шутовском человеческом маскараде частой гостьей оказывается насмешница Смерть, прячущаяся под различными масками, зловещий образ быстротечности жизни.
Острая сатира, сарказм в картинах художника — все это было настолько ново.
Эдвард Мунк (1863-1944)
Но в первую очередь экспрессионизм в живописи ассоциируется с именем норвежского живописца и графика, автора знаменитого Крика Эдварда Мунка. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, в тоже время жаждой жизни. Тоска, тревога, напряженность, меланхолия, обреченность, ревность и зависть — главные герои его картин, полных необоснованных предчувствий.
Экспрессионизм и пейзаж
Для живописи Эдварда Мунка характерна скупая цветовая гамма, передающая атмосферу напряжения и чувства депрессии. Даже пейзаж у Мунка – выразитель настроения. В картине «Меланхолия» 1892 г. изгибы береговой линии, валунов – символы судьбы человека, его жизни и смерти.
Экспрессионизм и автопортрет
Окружающая действительность, как и собственная личность воспринимались художниками экспрессионистами крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Наиболее полно это проявилось в жанре автопортрета, в которому все представленные здесь художники постоянно обращались.
Топ-7 экспериментальных автопортретов в истории живописи. Читать далее.
Отто Дикс (1891−1969)
Второе наиболее известное имя в искусстве, которое возникает при слове экспрессионизм, это немецкий художник Отто Дикс – ветеран I Мировой войны, воевавший на стороне Германии. Так немецкие и французские художники оказались по разные стороны баррикад, вынужденные сражаться друг с другом, вместо обсуждения искусства в Парижских кафе или Берлинских барах.
Отто Дикс участвовал в кровопролитной битве на реке Сомме, в которой впервые использовали танки и в которой погибло больше миллиона человек. В дни ожидания и между боями рисовал. Пугал родных, оставшихся в тылу, рассказами, какое наслаждение испытал, всаживая штык в плоть противника.
Экспрессионизм и портрет
Искалеченные физически и морально люди в произведениях Дикса шокируют, выворачивают наизнанку, внушают страх. В это сложно поверить, но Дикс был в Германии весьма востребованным портретистом. Его портреты не просто были способом творческого выплеска художника, но и его хлебом.
Служанки в воскресенье 1923 г. Портрет Генриха Штадельманна 1920 г.
Доктор Ганс Кох 1921 г. Портрет Пола Ф. Шмидта 1921 г.
Эгон Шиле (1890 – 1918)
Гуашь. Карандаш. 48,4х32,1 см, 1914 г.
Шиле говорил, что именно смерть сформировала его как художника. 1 января 1905 г. от прогрессирующего сифилитического паралича умер его отец, потерявший рассудок. 15-летний Эгон остался единственный мужчиной у матери с тремя сестрами. Смерть была частой гостьей в их доме. В 1893 умерла его 10-летняя сестра. Рисуя себя он пытался возместить потерю.
Экспрессионизм и жанр «ню»
Эгон Шиле написал более 100 автопортретов, изучая самого себя с маниакальной настойчивостью. Это не автопортрет Рембрандта, Дюрера и даже Ван Гога. Художник старается разрушить принцип единичности собственного «я». Между индивидуальностью и изображением на холсте возникает напряженное отчуждение, и это свидетельствует не столько об уверенности в неповторимости и значимости собственной личности, сколько о разрушении последней. Демонстрация, а с другой — изоляция своего собственного телесного «я».
В работах Шиле неправильные, угловатые очертания фигур контрастируют с нейтральным фоном, что способствует возникновению чувства отчужденности, усиливает экспрессию.
В серии Любовники художник освобождает женщину от многовековой необходимости быть объектом сексуального желания в искусстве и позволяет ей быть субъектом взаимного познания, чувствовать то же, что чувствует мужчина. Любовники спасаются друг в друге, в страстном, нервном объятии находят недолгое ощущение счастья.
Объятия (Любовники), 1917 г.
Оскар Кокошка (1886-1980)
Автопортрет, 1917 г.
Картины Оскара – это когда, спастись от катастрофы неотвратимой гибели этого мира невозможно, но можно найти временное прибежище.
Для картины «Невеста ветра» (первое название «Тристан и Изольда») художник вырезал холст такого же размера, как кровать своей возлюбленной Альмы Малер. Герой Кокошки одинок в своем противостоянии страшной стихии, его возлюбленная безмятежно спит и не чувствует тревоги наступающего страшного мира.
Невеста ветра, 220х181 см, 1914 г.
После разрыва с любимой женщиной актрисой Альмой Малер безутешный, он закажет женскую куклу в натуральную величину, чтобы жить с ней. Но в итоге пригласит друзей на ужин и у всех на глазах зарежет ее. После тяжелого и болезненного расставания с возлюбленной, после войны и ранения, после заключения врачей: психически нестабилен Кокошка пишет автопортрет «Странствующий рыцарь» 1915 г.
Странствующий рыцарь, 1915 г.
Художник изображает себя в образе Тристана в средневековых доспехах. Одна его рука простирается к небу, другая пытается нащупать землю – тщетно. В правом углу картины изображен сфинкс с лицом женщины – это Альма. А маленький человек на заднем плане – душа Оскара, рядом с буквами ES «Eloi, Eloi, lama sabachthani» («Боже мой! Зачем ты меня оставил?»). Судьба оказалась наиболее благосклонна к этому художнику. Он пережил Вторую мировую войну и дожил до 1980 года.
Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942 г.
В год его смерти Федеральное правительство Австрии учредило Премию его имени Oskar-Kokoschka-Preis, которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.