В непростые времена начала прошлого века во всем мире, и особенно в России, кипел котел новаторских идей. Художники наперебой стремились открыть что-то новое, перевернуть и разрушить традиционный взгляд, обрести оригинальное видение цвета и формы. Сто лет спустя современные творцы из проекта «Вербовка -100» поставили себе задачу не только раскопать и восстановить аутентичные предметы артели, но и максимально реализовать уникальный опыт воплощения идей авангарда в прикладном искусстве.
История артели «Вербовка»
Артель художественного труда в селе Ве`рбовка (ударение на первый слог) была организована в 1900 году художником, коллекционером, общественным деятелем и устроителем выставок Натальей Михайловной Давыдовой (20.09.1875-28.03.1933) и продолжала традицию художественных мастерских, возникавших в разных частях Российской империи в имениях состоятельной аристократии, самыми известными из которых стали мастерские под руководством профессиональных художников в Абрамцеве и Талашкине.
Художник Михаил Нестеров вспоминал, что зал его персональной выставки в 1907 году был украшен нарядными кустарными вышивками. «Вышивки были мне даны для декорирования выставки и чтобы познакомить публику с новинкой, сделанной по старым украинским и русским образцам киевскими крестьянками села Сунки у княгини Яшвиль, в Вербовках у Давыдовой и в Зозове у Гудим-Левкович».
Спустя всего два года на выставке в московской галерее Лемерсье зрители увидят совсем другую «Вербовку». В 1914 году к руководству артелью, в которой трудилось около 30 вышивальщиц, Наталья Давыдова привлекла близкого друга, художницу Александру Экстер. Это событие кардинально поменяло вектор творчества кустарной мастерской, превратив её в уникальную лабораторию авангардного искусства. В предисловии к каталогу упомянутой выставки были определены задачи артели: «Найти новый тип художественных вышивок». С этой целью Наталья Давыдова и «амазонка авангарда» Александра Экстер, проводник новейших течений в искусстве, пригласили к работе над эскизами для вышивок профессиональных художников-новаторов: Казимира Малевича, Ивана Пуни, Георгия Якулова. Позднее к ним присоединились Вера Пестель, Любовь Попова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова.
Рождение Супрематизма исследователи относят к 6 ноября 1915 года, где на «Выставке современного декоративного прикладного искусства. Вышивки и ковры по эскизам художников», открывшейся в галерее Лемерсье, были представлены работы по эскизам А.Экстер, В.Поповой, Н. Давыдовой, И.Пуни и К.Малевича. С этого дня начинается история дружбы и сотрудничества К.Малевича и Н.Давыдовой, а артель вышивальщиц Вербовка становится центром современного декоративно-прикладного искусства.
1917 год — значимый и одновременно трагичный в судьбе страны, а с нею и «Вербовки». В декабре на «Второй выставке современного декоративного искусства» было представлено около четырёхсот работ супрематического толка с вышивкой гладью и аппликациями на шёлке: сумочки, шарфы, чехлы для подушек, веера, ширмы, ленты, пояса и многое другое. Великолепные переплеты для книг с абстрактным рисунком были выполнены по эскизам Натальи Давыдовой, которая была замечательным художником. Живописная беспредметность предстала в «ликующем блеске ослепительных красок (шелков), скомбинированных в самых смелых сочетаниях», как писала пресса. К сожалению, эти предметы не сохранились.
Выставка явилась заключительной яркой вспышкой, завершившей недолгую, но впечатляющую историю «Вербовки». В 1919 году имение Вербовка будет разрушено. Киевский дом и московская квартира, в которых собиралась интеллектуальная и художественная элита, реквизированы. Наталья Давыдова и её младший сын Кирилл в 1920-м по ложному доносу попадут в застенки ЧК, откуда мальчик уже не вернется. Позже Наталии Михайловне удастся эмигрировать, вновь попытаться создать вышивальную мастерскую, выполнявшую заказы парижских домов мод, даже знаменитой Коко Шанель. Но память о «Вербовке», погибшем сыне не отпустит, она добровольно уйдет из жизни.
Если бы не трагические перипетии судьбы Вербовки и её создательницы, их вполне могло ожидать не менее творчески успешное будущее, чем у Сони Делоне и её симультанного ателье в Париже или у Любови Поповой и Варвары Степановой с абстрактными рисунками для ткани на Первой ситценабивной фабрике в Москве. Искусство и мода. Читать далее.
«Вербовка» сто лет спустя
Работ артели Вербовки сохранилось крайне мало. Лишь немногочисленные фотографии с выставок дают краткое представление о не имеющем аналогов в отечественном искусстве художественном эксперименте. Но благодаря проекту Вербовка-100 современная публика может познакомиться с деятельностью команды художников начала XX века.
25 февраля 2018 года в рамках выставки «Амазонки авангарда. Взгляд через 100 лет», организованной Творческим объединением AGORApro и Библиотекой А.Н. Толстого в г. Москве, состоялась презентация Культурно-выставочного проекта «Вербовка-100», посвященного воссозданию супрематических прикладных вещей с вышивкой.
Тогда же начала собираться команда добровольцев-исполнителей, которая насчитывает более тридцати человек. Это люди разных возрастов и профессий, их всех объединяет интерес к прикладному искусству и желание возродить утраченные культурные ценности. Очень разная география участников – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Мытищи, Киев, Нью-Йорк. В процессе создания коллекции участники проекта почувствовали огромную энергию, заложенную авторами 100 лет назад, их стремление переосмыслить действительность, изучали биографии, погружались в исследования, стали относиться к художникам столетней давности как к близким людям.
Принципы, заложенные в создание коллекции «Вербовка-100»:
1. Высокий художественный уровень.
2. Утилитарность.
3. Стилистическое единство.
4. Максимальное приближение к эскизам.
Всего воссоздано более 50 работ, по сохранившимся фотографиям и эскизам 1915‒1917 годов, которые выполнены вышивальщицами, мастерами и технологами из трех стран и шести городов, под художественным руководством Анны Толстиковой.
В 2019 году в издательстве «Северный паломник» издан каталог коллекции. Ведется активная выставочная деятельность. В планах запуск более широкой линейки продукции.
В подготовке статьи участвовали к. филос. н., историк костюма, Татьяна Нагорских; руководитель Творческого объединения AGORApro Юлия Анищенко; куратор проекта, художник, дизайнер Анна Толстикова; волонтер проекта, искусствовед Мария Каминская.