Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Арт-сфера в Дубае: опыт проектов и построения комьюнити с галеристами и коллекционерами


Что из себя представляет арт-сфера Дубая, какие возможности есть для переехавших туда арт-специалистов

Screenshot 2025-01-05 15.04.19

Культурная жизнь в Эмиратах насыщенная: ярмарки современного искусства, фестивали и биеннале. Но переезд и поиск себя в новой стране — всегда непростое занятие. Artandyou попросили культуролога и в прошлом сотрудницу ММОМА Мирославу Зелинко рассказать, какие возможности для переехавших арт-специалистов есть в Дубае. В России Мирослава работала в выставочном отделе Московского музея современного искусства и училась в аспирантуре РГГУ, но с 2024 переехала в Дубай, где начала реализовывать первые выставочные проекты с локальными институциями и формировать арт-комьюнити.

Арт-ярмарки, фестивали и биеннале в Дубае

  • Art Dubai Март, Дубай. Крупнейшая международная арт-ярмарка региона, представляющая современное и классическое искусство с участием галерей и художников со всего мира.
  • Sharjah Biennial Февраль–июнь (раз в два года), Шарджа. Международная художественная биеннале, демонстрирующая работы современных художников и исследующая актуальные темы в искусстве.
  • Abu Dhabi Art Ноябрь, Абу-Даби. Ежегодная арт-ярмарка, объединяющая галереи, художников и коллекционеров, в параллельной программе — выставки, лекции и культурные программы.
  • Dubai Design Week Ноябрь, Дубай. Крупнейший фестиваль дизайна в регионе, включающий выставки, инсталляции, мастер-классы и конференции, посвященные различным аспектам дизайна.
  • Sharjah Calligraphy Biennial. Апрель–июнь (раз в два года), Шарджа. Международная биеннале, посвященная искусству каллиграфии, демонстрирующая традиционные и современные работы мастеров.
  • Dubai International Film Festival (DIFF). Декабрь, Дубай. Международный кинофестиваль, представляющий фильмы со всего мира и поддерживающий региональных кинематографистов.
  • Sharjah International Book Fair. Ноябрь, Шарджа. Один из крупнейших книжных ярмарок в мире, привлекающий издателей, авторов и читателей для обмена знаниями и культурой.

Можно сделать вывод, что Шарджа в списке лидирует. В декабре 2024 года также стало известно, что Шейха Хур аль-Касими возглавила список ArtReview Power 100 за 2024 год. Она занимает пост директора биеннале в Шардже, является основателем Фонда искусств Шарджи, выступала куратором Лахорской биеннале и недавно стала художественным руководителем Триеннале в Айти (Япония).

Вокруг этих событий формируется разнообразное арт-комьюнити: художники, кураторы, исследователи, дизайнеры. Главное вовремя встроиться. Комьюнити действительно играет ключевую роль, потому что попасть в локальную арт-среду фондов, музеев и культурных институций непросто, но без получения релевантного опыта в регионе сделать это не получится.

Получается непростая ситуация: чтобы заявить о себе, нужен опыт, но получить этот опыт в локальной среде сразу невозможно.

Екатерина Карцева: Как комьюнити поддерживает друг друга?

Мирослава Зелинко: Все строится на личных связях и нетворкинге. В моем случае я благодарна тебе! Когда в доковидные времена, будучи твоей студенткой в РГГУ, по твоему заданию я поехала на встречу с Алисой Багдонайте, чтобы поговорить о ее кураторском и галерейном опыте для Artandyou.

Так я познакомилась с Алисой и спустя шесть лет в первые пару дней после переезда написала ей и вызвалась помогать со всем, чем можно. Алиса как раз готовилась открывать выставку Surreal в независимом культурном пространстве Bayt AlMamzar в Дубае.

галерея алиса
Выставка Surreal, Bayt AlMamzar

Я помогала на монтаже и открытии, познакомилась с местными художниками, которые на тот момент были участниками резиденций и в первый раз соприкоснулась с тем, как тут все устроено. Монтажи и демонтажи учат этому лучше всего, в короткие сроки понимаешь, как организовать транспортировку работ, преодолеваешь все языковые барьеры и начинаешь свыкаться с переездом.

арт-сфера Дубая
Выставка Surreal, Bayt AlMamzar

Алисе я благодарно невероятно, потому что она предложила мою кандидатуру коллегам в качестве продюсера в следующий групповой выставочный проект «Fictional Landscapes: искусство женщин из постсоветских стран, Юго-Западной Азии и Северной Африки». 9 ноября – 16 декабря 2024 г. Кураторы: Надин Халил, Алиса Багдонайте, Серафима Кострова.

Выставка «Вымышленные пейзажи» объединила 28 художниц из разных стран, которые живут и работают по всему миру и обращалась к концепции пейзажа, и шире, среды — как реальной, так и воображаемой — как к отражению личного и коллективного опыта. Используя различные медиа, такие как текстиль, видео, живопись и перформанс, художницы рассматривали пейзаж не только как физическое пространство, но и как ментальные и эмоциональные конструкты, формируемые памятью, идентичностью и миграциями.

«Fictional Landscapes»

Проект был организован женщинами-владелицами галерей Alisa Gallery,  Nadya Kotova Gallery, Sardi Gallery, Syntax, совместно с pop/off/art gallery. Одной из задач выставки было привлечь внимание к вопросу присутствия, представленности и ценообразования на женский труд в индустрии современного искусства.

Работа Таисии Коротковой на выставке "Вымышленные пейзажи"
Работа Таисии Коротковой. «Fictional Landscapes»

Выставка проходила в Foundry — арт-пространстве в центре Дубая, объединяющее галереи, коворкинг, библиотеку и студию для подкастов. Для меня, как для музейщика, это был новый и очень важный опыт. Это ценно, иметь возможность попробовать свои силы в разных форматах, помогает самоопределиться и сформулировать для себя какой-то дальнейший вектор развития.

арт-сфера Дубая
«Fictional Landscapes:

Как женская выставка вписалась в контекст Востока?

Стоит отметить роль эмиратов в качестве площадки для женщин из других стран региона, в которых с этим все сложно.
Но это вообще заметная тенденция, не только в контексте женского искусства, здесь много художников из Ирана или Сирии. Палестина — вообще отдельная огромная важная тема. Эмираты очень поддерживают проекты, работающие с этим опытом.

В Тегеране, например, нет аналогичных форматов арт-ярмарок, как Абу-Даби арт или Арт-Дубай, плюс все усложнено религиозными огорчениями и темами, на которые можно говорить, а на которые нельзя. Здесь в Дубае художники становятся резидентами галерей и могут с этими темами работать. Мне кажется это очень важная часть локальной индустрии.

Что ты можешь сказать про специфику предпочтений коллекционеров, чем они отличаются от наших?

Я больше занимаюсь организацией проектов, нежели продажами, но свои размышления об этом зафиксировать смогу. Выстраивать отношения с коллекционерами сложно. Люди не готовы покупать из-за концепции, нужно либо мировой известности имя художника/галереи, либо очень грамотно выстроенные доверительные отношения с галеристом.

Смотрят на искусство по-другому и это нормально.


Есть ощущение тенденции влияния бренда чего бы то ни было: все крупные компании стремятся обозначить свое присутствие и арт-рынок — не исключение. Возможно, это формирует определенные ожидания. Если есть доступ ко всему популярному, именитому и желанному, значит это будет определять вкусы, предпочтения и глобально ценности покупателя/коллекционера. Это будет формировать определенные потребительские ожидания, мне кажется, искусство здесь не остается в стороне.

Нужны большие вложения ресурсов, выстраивание отношений и создание проектов, которые, возможно, не будут сразу окупаться, но будут формировать репутацию, а следовательно доверие и открывать возможности работать дальше, но уже не извне, а изнутри этой индустрии.

Но люди (пул коллекционеров) локальных как, например, у нас — они известны? Или покупающих искусство арабов существенно больше нашего?

В целом да, но есть публичные, например, Чарльз и Карин Аль Сидауи. Они считаются одними из самых крупных и известных в регионе. Их коллекция известная как «The Yes Collection», насчитывает более 150 произведений современного и модернистского искусства от художников из более чем 20 стран. Название коллекции отражает фамилию Сидауи, в которой «Si» означает «да» на итальянском и испанском, «Da» — на русском, а «Oui» — на французском.

Чарльз начал собирать коллекцию в 2007 году, и с тех пор она значительно расширилась. Проживая в Дубае, который он считает «столицей мира», Чарльз стремится к интернациональному подходу в подборе произведений, отражая дух города.

В 2023 году некоторые работы из «The Yes Collection» были представлены на выставке-продаже в Sotheby’s Dubai. В октябре 2024 года коллекция была частью выставки «Where Gesture Meets Story» в The Arts Club Dubai.

Чарльз и Карин активно делятся своей коллекцией, приглашая посетителей в свой дом в Дубае и участвуя в культурных мероприятиях, способствуя развитию и популяризации искусства в регионе.

арт-сфера Дубая
В гостях у коллекционеров Чарльза и Карин Аль Сидауи

Как изменилось твое видение арт-мира в глобальной перспективе? Что ты переосмыслила?

Первый важный вывод – правила игры везде очень похожи. Для того, чтобы стать полноценным игроком внутренних институциональных процессов, нужно пройти те же этапы, что и в России: быть готовым браться за любые возможности, делать работу хорошо, получать местное образование и официальные документы, которые помогут стать частью локального арт-мира. Принять, что все твои достижения и профессиональные успехи могут оставаться прекрасным ресурсом, но точно не помогут тут же, в короткие сроки, выйти на прежний комфортный уровень работы. Знакомства и репутацию нужно строить заново.

Больше всего изменилось мое отношение к собственным ожиданиям, сложней всего свыкнуться с условиями, в которых ты снова новичок и все нужно начинать сначала. Это пугает, но позволяет попробовать свои силы в совершенно других, недоступных раньше масштабах.

Стрит-арт комьюнити Тель-Авива. Читать далее

Меня эта бесконечная рефлексия вдохновила и помогла определиться с темой второго магистерского диплома культуролога: интересно исследовать эти внешние рамки и карьерные траектории в секторе креативных индустрий и в целом дискурса профессионального развития в арт-сфере.

Стрит-арт комьюнити в Бишкеке. Читать далее.

Дистанция позволяет в первую очередь увидеть свой собственный путь и соотнести его с этапами, которые нужно будет снова пройти здесь. В Школе свободных мастерских ММОМА я читаю курс медиа-коммуникаций выставочных проектов у кураторов и много говорю с ребятами об этом в том числе. Получается непростой, но очень увлекательный процесс аккумулирование всего опыта и поиск новых путей профессионального развития.