Арт-группа КоБрА (CoBrA) была сформирована в парижском кафе 8 ноября 1948 года на встрече, организованной Асгером Йорном. Основателями группы также считаются: Карл-Хеннинг Педерсен, Карел Аппель, Корнелиус Гийом Ван Беверлу (известный как Корнель), Кристиан Дотремон, Констан Антон Ньивенхуйс (Константа) и Генри Хееруп.
Название группы является первыми буквами трех североевропейских городов — Копенгагена, Брюсселя и Амстердама, по месту происхождения ее участников. Все участники арт-группы КоБрА около 30 человек, приехали из трех стран — Дании, Бельгии и Голландии, изолированных друг от друга в течение многих лет, во время нацистской оккупации. Во многом, создание КоБрА стало реакцией на физическое и моральное опустошение Европы после Второй мировой.
Художники группы получили известность своим энергично-спонтанным, мятежным стилем в живописи, в значительной степени вдохновленным искусством детей и душевнобольных. Демократическое видение участников арт-группы КоБрА относительно того, как искусство должно восприниматься и создаваться, было вдохновлено, а позднее расширено в рамках более масштабного течения, получившего название арт-брют или искусство аутсайдеров.
Ключевые идеи
- Будучи гражданами трех городов, которые ранее находились под нацистской оккупацией, одной из главных движущих сил группы было желание обеспечить сильный контрапункт доминирующим западным идеологиям, которые, по мнению членов группы, застряли в травмирующем прошлом, воплощают собой “мир декора и пустотелых фасадов”.
- Послевоенные художественные движения (особенно абстракция и натурализм) казались им пустыми и консервативными, и требовали беспрепятственного, выразительного подхода, который мог бы прийти им на смену.
- Единственное движение, которое арт-группа КоБрА посчитала достойным внимания, был сюрреализм. Будучи восторженными сторонниками спонтанности в процессе создания искусства, художники КоБрА были особенно заинтересованы в том, чтобы раздвинуть границы сюрреалистического «автоматического письма», техники, в которой художник максимально снижает контроль разума в создании художественного произведения.
- Во многом программу CoBrA можно определить по тому, чему они пытались противостоять: продолжающееся влияние классического искусства на творчество современников, рационалистический подход геометрической абстракции, диктаторский подход соцреалистов, буржуазная позиция Парижской школы.
- Участники арт-группы КоБрА были очень заинтересованы в создании совместных произведений, в том числе фресок, печатных изданий и публикаций, как способе выражения своего презрения к индивидуализму, и, как следствие, значению фигуры художника. Автор демиург один из ключевых аспектов западного искусства, канон, против которого они возражали. Это также было связано с их сильными марксистскими убеждениями, хотя никто из группы не разделял симпатию политических левых к теоретизированию.
Корнелиус Гийом Ван Беверлу (известный как Корнель)
Одна из самых известных картин Корнеля в его родной Голландии, Fête Nocturne, яркий пример основной идеи арт-группы — создавать искусство, понятное каждому. Знакомые сюжеты, такие как празднующие люди или пейзажи, написанные яркой и энергичной манерой.
Карел Аппель (1921-2006)
Как и многие его коллеги по группе, черпал вдохновение из жестоких событий Второй мировой войны. Героями многих его работ являются улыбающиеся, но убитые горем лица детей, брошенных после войны.
В рамках серии Objets Poubelles (мусорные объекты), он сделал рельефную картину из кусков оконной рамы.
Деятельность арт-группы КоБрА, просуществовавшей всего с 1948 по 1951 год оказала влияние на многих художников, в том числе абстрактных экспрессионистов и Жана Мишеля Баскиа.