Социализм последнее, что приходит на ум при упоминании Энди Уорхола. Король поп-арта известен всем за воспевание объектов американской культуры потребления, от бутылок с кока-колой до портретов Мэрлин Монро, а также как одна из икон гламурной Нью-Йоркской тусовки 1960-1980х.
Однако мир, в котором вырос Андрей Вархола, выходец из бедной Чехословацкой семьи, сильно отличался от того, который впоследствии стало принято с ним ассоциировать. Жизнь в Питсбурге во времена Великой Депрессии с трудом отражала индивидуалистические, коммерциализованные фантазии, характеризующие большинство его произведений. В бедном районе, где вырос Уорхол очень сильны были социалистические настроения, демонстрации, союзы рабочих и так далее. А большинство из профессоров, у которых Уорхол учился в Карнэги Меллон Университете в Питтсбурге, включая Самуэля Розенберга, Р. Л. Леппера, относились к левому направлению соцреалистической школы: в своих картинах они широко изображали угнетенные районы, критикуя общественную систему предопределившую эти условия.
Социальный реализм в изобразительном искусстве США 1930-40е. Читать далее.
В музее Уорхола с 10 октября по 10 января проходит выставка, курируемая художником с русскими корнями Евгением Фиксом, под названием «Энди Уорхолл и Питтсбургские рабочие досье», в которых Фикс рассматривает отношение Уорхола к его рабочему происхождению, подчеркивая противодействующие элементы в его художественном видении потребления. На выставке представлены фотографии района, в котором рос Уорхол, коммунистические листовки, бывшие в ходу в то время, соцреалистические картины учителей Уорхола.
«Уорхол ненавидел социальное положение, в котором ему случилось родиться, он хотел вырваться из него» — пишет Фикс — «Он вырос в сильной нужде. Бутылка Кока-колы — это то, что его семья не могла ежедневно себе позволить. Так, что весьма противоречиво, что выросши он стал пропагандировать идею о всеобщей демократии потребительской культуры, когда каждый от президента США до Элизабет Тэйлор и непосредственно вас может пить Кока-колу. История жизни Энди Уорхолла, как человека самого себя сделавшего, не включала деталей его детства, как это бывает в других подобных историях. Уорхол не хотел, чтобы это было достоянием общественности.
Выставка Евгения Фикса не ставит своей задачей доказать, что Уорхол был художником соц.реалистом, скорее она призвана «Показать тот внешний шум, социально-исторические условия, в которых вырос художник и против которых он восстал. Это попытка найти Уорхола из рабочего класса. Этот образ весьма смутный. Может быть такого Уорхола никогда не существовало, а может быть он подавил его в себе».
Источник Hyperallergic.com