Банки с супом Кэмпбелл («Банки с супом 32») стали первой значимой персональной выставкой Энди Уорхола, резко развернувшей его карьеру. Произошло это в 1962 году в галерее Ferrus в Лос-Анджелесе, Калифорния.
Уорхол тогда работал иллюстратором в модных журналах. У него было несколько выставок в Нью-Йоркских галереях и однажды про него даже написал журнал Life, но в целом Уорхол пока был малоизвестным художником. Однажды он даже пытался передать в дар американскому музею The МоМА одну из своих работ, но там вернули ее обратно. Каким было детство Уорхола?
![Молодой Энди Уорхол 1950-е](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/1200-2017WAR_1.3largeMPearlstein-698x740-377x400.jpg)
Директор Ferrus Gallery Ирвин Блюм предложил шоу малоизвестому Уорхолу, после того как впервые увидел шесть холстов из консервных банок в 1961 году. Блюм пошел к Уорхолу по предложению Ивана Карпа, заместителя директора известной Нью-Йоркской галереи Лео Кастелли и одного из первых и преданных сторонников поп-арта, рассчитывая увидеть у Уорхола картины наподобие комиксов Роя Лихтенштейна из галереи Кастелли. Но побывав в квартире Уорхола на Лексингтон-авеню, которая одновременно использовалась как студия, было решено представить выставку под названием «Банки супа 32» состоящую из 32 живописных работ размером 182 на 132 см, изображающие банки с супом Кэмпбелл.
«… Я шел по коридору, — позже рассказывал Блюм, — и увидел на полу, прислоненные к стене, картины банок с супом. Я сказал: «Энди, что это?» Он сказал: «О, я делаю это сейчас». И я сказал: «Почему больше одного?»… Он сказал: «Я собираюсь сделать 32». Я просто не мог в это поверить. Я сказал: «Почему 32?» Он сказал: «Всего 32 разновидности».
![банки с супом Кэмпбелл](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/Tomato-Soup-Can-424x532-319x400.jpg)
Центром выставочной жизни в те годы считался Нью-Йорк, но для Уорхола показалось интересным сделать выставку в Лос-Анджелесе, так как про него смогут услышать кинозвезды из Голливуда, которые всегда были для художника предметом особого интереса.
![банки с супом Кэмпбелл](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/52ac32061c2c9f768dd0bd29dbff6cd0.jpg)
Превращение Уорхолом объекта в товар стало прямо противоположным превращению реальных товаров в объекты в реди-мейды Дюшана. Картины были расставлены вдоль белых стен галереи на установленных, как в настоящем супермаркете полках. Выставка безусловно была радикальной, многие вообще ставили под сомнение, что такое можно считать искусством.
![](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/H4429-L111049920.jpg)
Отзывы критиков были негативными, но выставка все же получила большой резонанс в СМИ. Галерея напротив даже выставила у себя на витрине пирамиду из банок с супом с надписью «Продадим настоящий суп, но за 29 центов» (холсты Уорхола продавались за 100 долларов).
![банки с супом Кэмпбелл](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/IN2323_22_CCCR-1-608x400.jpg)
С выставки была продана всего одна работа и еще на 4 была поставлена бронь. Оценив общественный резонанс и потенциал этого проекта, директор галереи Ирвин Блюм выкупил работы у покупателей обратно, а также и все остальные не проданные картины из серии по оговоренной цене в 100 долларов. В 1996 году Блюм продаст эту серию в МоМА за 15 миллионов долларов.
![](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/Andy-Warhol-with-Campbells-Soup-Can-paintings-in-his-Lexington-Avenue-townhouse-ca.-1962low-res.jpg)
Выставка «Банки супа 32» стала весомой точкой в развитии поп-арта и карьеры Энди Уорхола, который продолжит работать в этом жанре, переключившись на изготовление тиражных шелкографий с портретами кинозвезд и газетных вырезок, впоследствии откроет свою знаменитую Фабрику на Манхэттене. Блюм станет специализироваться на поп-арте, работая также с другими выдающимися представителями этого направления такими как Рой Лихтенштейн и Фрэнк Стелла. Поп-арт, отличающийся простотой, доступностью и лаконичностью образов, тиражируемых объекты массовой культуры и потребительства, станет одним из символов американского искусства.