Всемирная интеграция, унификация и зависимость, предсказанная Маршаллом Маклюэном в его теории о «глобальной деревне» сегодня воплотилась в жизнь. Так и в искусстве , а мировое арт-сообщество перемещается по всему миру с одного события на другое. Мультикультуризм и плюрализм взглядов также отразился и на эстетической стороне, человечество с одной стороны стало ближе друг к другу в своих глобальных проблемах. С другой стороны, это не означает того, что нации, их предпочтения и особенности перестали играть какую-либо роль. В целом понятие культура, в переводе с греческого означающее «образец», тяготеет к традиции, не устаревает, а лишь модифицируется. Нации, несмотря на все экономические взаимосвязи, продолжают оставаться верны своим традициям и предпочтениям, в том числе в искусстве. Не секрет, что по большей части американцы покупают американское искусство, англичане — британское, китайцы – китайское и так далее, то есть то, что считают своим национальным достоянием. А экономические взаимосвязи в свою очередь открывают перед ними возможности экспансии своих ценностей по миру.
Исторически сложилось так, что богатейшие нации задавали тон в искусстве, регулируя мировые вкусы и открывая путь новым талантам.
Нью-Йоркский офис компании Sotheby’s, в котором до недавнего времени проходили крупнейшие в мире торги искусством:
Именно там проходили основные торги аукционных домов; там же по сей день находятся наиболее влиятельные институции академической музейной сферы современного искусства: МОМА (Нью-Йоркский Музей Современного Искусства), Музей Соломона Гуггенхайма…; и влиятельнейшие галереи во главе с галеристом номер один — Ларри Гагосяном (Gagosian Gallery). Мировой арт-рынок тогда, несмотря на разветвленную сеть ярмарок, биеннале и аукционных представительств по всему миру, представлял собой абсолютную вертикаль с Нью-Йорком во главе – все художники стремились туда. Это мы можем вспомнить и по воззрениям большинства российских художников конца 80-х годов, высшей степенью успеха было попасть в коллекцию МОМА, что и сделали Кабаков, Комар и Меламид, Булатов и т.д. Несмотря на высочайшую конкуренцию, именно успешная карьера в городе-яблоке сулила художникам мировую известность и высокие цены, которые по большей части формировались богатеями с Upper East Side – людьми, в чьих руках по сей день находятся не просто большие средства, а судьбы всего мира. Мировой финансовый кризис это наглядным образом продемонстрировал. Ничего удивительного, что Нью-Йорк также являлся законодателем мод в современном искусстве. Технически это осуществлялось следующим образом: В США, где правительство не поддерживает сферу культуры, созданы экономические и налоговые предпосылки для развития благотворительности и меценатства. Большинство музеев основаны богатейшими людьми Америки, к примеру, МОМА принадлежит семейству Рокфеллеров. В свою очередь попечительские советы музеев также состоят из богатеев, которые имеют бизнес заинтересованность в различного рода субсидировании искусства. К этому же их побуждают многочисленные галереи, которые сокращают срок ожидания на те или иные произведения искусства, при условии, что они преподнесут что-нибудь в дар музею. Таким образом, крупные коллекционеры создают рынок, покупая произведения искусства, которые в дальнейшем попадают в музеи, становясь частью академической сферы. Наибольшего успеха с точки зрения культурного вклада в мировую историю искусств достигали художники, которые там работали и были востребованными американскими коллекционерами, формирующими не только спрос, но и предложение. Не все художники сделавшие там карьеру были американцами, но они, так или иначе, транслировали американскую культуру и образ жизни. А как могло быть иначе, если сами корни той системы, что мы называем сегодня арт-рынком были заложены именно в самом центре американской культуры и ее мировой экспансии – The Wall Street, когда председателем аукционного дома Sotheby’s Питером Уилсоном был введен индекс цен на художественные произведения (1967), публиковавшимся в деловом разделе газеты The New-York Times. Рассмотрение арт-рынка как части финансового мира привело к тому, что он очень сильно вырос в своих объемах, став перспективным направлением диверсификации инвестиционных портфелей. Нью-Йорк стал центром мирового искусства потому, что там находилось наибольшее количество людей коллекционирующих искусство, стимулируемых к этому государственной политикой, и благодаря самой инфраструктуре арт-рынка, создавшей условия для того, чтобы цены на искусство росли.
«Молодое британское искусство» во многом обязано своей популярностью Чарльзу Саатчи (Charles Saatchi), Джею Джоплину (Jay Jopling) и Николасу Сероте (Nicholas Serota) авторитетным галеристам и кураторам, которые не жалеют средств на раскрутку своих подопечных. Но это также и следствие национального приоритета и протекции в отношении искусства.
Британец Энтони Гормли — классик современного искусства. Читать далее
Владелец Albion Gallery, одной из самых крупных в Лондоне, расположенной на 1500 кв.м в особняке на берегу Темзы, построенного по проекту Нормана Фостера, «…Рассказывает в частности, как один из самых влиятельных в британской прессе критиков, признался ему, что главный редактор его газеты не пропускает сюжетов «несодержательных», то есть тех, которые не посвящены английским художникам: «Трейси Эмин, Дэмиен Херст, Энтони Гормли, Аниш Капур входят в список художников, которым непременно будет посвящена статья, если появится повод. Считается, что остальные публику не интересуют. Отчасти этим объясняется международный успех «Молодых британских художников», которых с самого начала активно поддерживала местная пресса».
Это также следствие развитой инфраструктуры арт-рынка. Англия ведет историю старейших аукционных домов, в Англии проходят самые раскрученные в СМИ премии в области современного искусства (премия Тернера). Английское правительство (по оценкам ведущего специалиста по территориальному брендингу Саймона Анхольта) тратит больше всего средств на создание своего бренда. Мода на все английское не произошла сама собой. В рамках этой тенденции в Лондоне регулярно проходят выставки искусства, часто инициируемые правительством. Например, акция «4-й пустующий пьедестал Трафальгарской площади», который правительство разрешило использовать под экспозицию объектов современного искусства. Именно с Лондона началась практика организации галерейного и художественного пространства в рамках творческих кластеров. Более того, в Англии, по мнению специалистов одни из лучших в мире университетов, готовящих разного рода профессионалов (художников, кураторов, критиков) в области современного искусства, к примеру, St. Martin’s College of art and design. В Лондоне также живет самое большое количество иностранных миллионеров – это налоговый рай для иностранцев. Здесь сосредоточены деньги многих влиятельных людей, находится их недвижимость. Все это констатирует .
С 2000-х годов на мировой художественной арене появилось огромное количество ранее неизвестных азиатских художников, цены, на работы которых располагаются по соседству с ведущими европейскими художниками. Безусловным лидером здесь стал . Столь быстрый взлет ошеломляет даже экспертов по искусству. Шанхай с гордостью представляет 3 музея, посвященных современному искусству. И не одного из них не существовало до декабря 2003 года. На Венецианской бьеннале Китай открыл для мирового арт-сообщества свой павильон всего-то лишь пару лет назад, но уже несколько лет проводит собственную биеннале современного искусства. Повышенный интерес формируется вокруг намерения Парижского Centre Pompidou и Нью-Йоркского Guggenheim Museum открыть свои филиалы в Китае, хотя не один из этих музеев не комментировал данные слухи официально. Сегодня китайское актуальное искусство является чрезвычайно важным, отчасти потому что таковым стал сам Китай. Искусство сосредоточилось вокруг экономически сильного центра. Аукционные дома увеличивают свое присутствие на растущих рынках, подстраиваясь под вкусы и предпочтения местных богатеев. Современные китайские художники по уровню цен, за них отдаваемых опережают ведущих западноевропейских художников, в том числе старых мастеров. Но все эти сделки осуществлялись либо на Азиатской ярмарке современного искусства в Гонк-Конге, либо на Азиатских торгах ведущих аукционов. Это говорит о том, что продвижение азиатских художников на рынок спровоцировано экономическими показателями, и то, что национальная идентичность играет большую роль. Все эти художники еще десять лет назад не стоили ничего, но рост благосостояния китайцев, как основных покупателей их творчества и активность ведущих аукционных брендов, как главных продавцов стимулирует их подъем.
Нью-Йоркский и Лондонский арт-диллер Мишель Годхус (Michael Goedhuis) говорит: «Рост благосостояния Китая настолько высок, равно как и количество потенциальных покупателей, а китайские планы по поводу возведения новых музеев так амбициозны, что я не вижу, как цены могут быть не высокими». Иностранные галереи стремятся представлять китайский авангард и открывать свои филиалы в Китае. За последние пару лет галереи и арт-организации из Германии, Нидерландов, Швейцарии, Испании, Франции и Англии, Сингапура, Тайвани и Южной Кореи, начали работать в Шанхае. Ежегодно проводится ярмарка Shanghai Art Fair в которой приняли участие более 1000 галерей из 50 стран мира.
Но китайское чудо необходимо рассматривать в комплексе и с другими факторами. Так китайские кураторы и галеристы считаются очень авторитетными в мире. А сами китайские художники мало того, что интересны миру в силу своей непохожести на европейцев, но они еще и выработали совершенно иную модель собственной репрезентации. Целые улицы они отвели под огромные художественные мастерские, на которых трудится большое количество помощников, а сам художник в это время там же дает интервью, снимается в фильмах. Принимать во внимание следует так же и то, что КПК ограничила спекуляции с недвижимостью, и искусство представляется для китайцев альтернативной формой инвестирования. Безусловно, большинство сделок по продаже Китайского искусства было осуществлено с китайцами, проживающими по всему миру. Но в исторической перспективе стоимость влияет и на критическое осознание для всего остального человечества.
Несмотря на всю предполагаемую транснациональность искусства, национальные стили продолжают существовать, и национальные ценности стоят по главе угла формирования цен на искусство. В некотором смысле, успех зависит от национальности – являясь прямым следствием уровня благополучия страны, и само искусство значительно привносит свою долю в ВВП, особенно когда страна становится культурно-туристическим направлением и художник становится национальным достоянием, придавая себе «теоретическую» убедительность.
На Ближнем Востоке большинство арт-инициатив исходит от государства. Читать далее
Таким образом, В каждом из трех рассмотренных нами примеров государство сыграло активную роль в развитии арт-рынка, и что примечательно каждый случай не похож на предыдущий.
Что касается Москвы, то она пока не может конкурировать с вышеперечисленными городами в своем влиянии на мировом арт-рынке. Тем не менее, определенные шаги в этом направлении делаются. С 2004 года проводятся Московская биеннале современного искусства. Повсеместно открываются творческие кластеры, площадки и галереи. Тем не менее, общее количество галерей, которые сотрудничают с российскими художниками мирового уровня, не превышает 10. Проблема иного рода, заключается также в том, что не существует единого рейтинга российских художников, а на мировом уровне представлена лишь малая часть. Проводится у нас и своя международная ярмарка Арт-Москва, но пока не может конкурировать с той же Шанхайской по количеству участников. Успешное функционирование системы арт-рынка должно начинаться с государственной политики. Государство должно создать условия максимально благоприятные для развития в нашей стране коллекционирования и меценатства. Министерство культуры не может по понятным причинам одинаково поддерживать все творческие структуры и инициативы, существующие в нашей стране. Но организации бизнеса могут и должны быть вовлечены в этот процесс, создавая культурные фонды и гранты, поддерживающие, то или иное направление в искусстве. Для того, чтобы это произошло необходимо обеспечить экономические предпосылки для данной практики. Зачатки есть, но в целом система еще не работает максимально эффективно. Иными словами, только при условии профессионализма всех субъектов арт-рынка наступит рост влияния Москвы на мировой арт-сцене. На данный момент российский арт-рынок представляется еще более неликвидным, нежели любой другой, в силу не развитой инфраструктуры арт-рынка, — это отпугивает западных коллекционеров. Не стоит забывать, что здесь актуален интегративный подход,
Крупные мегаполисы безусловно являются ядром арт-рынка того или иного государства, и оказывают существенное влияние на соотношение мировых арт-сил. Равно как в российской провинции художникам приходится тяжело, так же в американской или китайской. Это логично, арт-рынок как система представляет собой взаимосвязь галерей, музеев, институтов художественной критики и так далее. Данная система выстраивается вокруг крупных городов, там же представлены и потенциальные покупатели. Эта тенденция наблюдалась во все времена, ведь даже в Древней Греции искусства развивались вокруг крупных полисов. Так и сегодня искусство сосредотачивается вокруг экономически сильных центров. Дело здесь не только в наличии богатых людей. Искусство далеко не единственная и не самая перспективная сфера для инвестиций. Именно высокое развитие в городе арт-рынка, с наличием необходимых музеев, университетов, правовых и налоговых норм и так далее, конституирует публику в качестве субъекта художественной жизни общества. Там же и появляется наибольшее количество талантливых и перспективных художников. Еще в начал ХХ века Н. Рерих говорил: «…Искусство расцветало там, где представлялось оно величайшим стимулом жизни». А таковым оно станет только при наличии достаточного числа профессиональных институций, его культивирующих.
Текст: Екатерина Долганова
кандидат культурологии
© 2011 artandyou.ru и Долганова Екатерина Александровна