Будучи одним из компонентов художественных коммуникаций, как явления более широкого, арт-рынок непосредственно вплетен в культурно-исторический, социальный и экономический контекст общественного развития. Можно констатировать, что рынок искусства спаян в одинаковой степени, как с художественно-эстетической, так и с материальной оценкой произведения искусства.
Арт-рынок можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле – арт-рынок – это исключительно экономическая категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество заключению сделок по купле – продаже произведений искусства. Однако, арт-рынок не может быть заключен исключительно в рамках этих действий. Произведение искусства заключает в себе духовные, нематериальные ценности, оценить которые в силу уникальности и неповторимости произведений искусства достаточно сложно, поэтому арт-рынок оказывается сплетен с различными способами обоснования ценности художественного произведения, лежащими вне прагматических смыслов.
Арт-рынок — явление полифукнциональное. Рассматриваемый в широком смысле он выступает регулятором взаимоотношения художника и публики, выполняя синхронно ряд социальных функций:
- информационную,
- посредническую,
- ценообразующую,
- стимулирующую,
- регулирующую,
- социокультурную.
- Информационная функция арт-рынка.
Процесс восприятия, потребления художественного творчества окружен целым институтом комментаторов, обозревателей и критиков, которые во многом влияют на формирование общественных предпочтений. У арт-рынка есть потребность в создании особого информационного поля. Информационная функция рынка существенным образом содействует развитию рыночных отношений, поскольку все его субъекты не могут успешно функционировать, не обладая соответствующей информацией. В широком смысле — это информирование публики о творчестве того или иного художника, это не только представление результатов его деятельности, но и то информационное поле, которое складывается вокруг художника. Авторитет и репутация художника напрямую зависят от его востребованности у публики. А именно: совокупность упоминаний о творце в художественной критике, биографических текстах и жизнеописаниях; церковных, исторических документах, сегодня в СМИ, специальной профильной литературе, особых изданиях и т.д. Создание каталогов, по своей сути явление абсолютно не новое. Востребованность художника публикой во многом зависит от информационного сопровождения его жизни и творчества. Не вся публика может адекватно воспринимать и истолковывать произведения искусства, «прочитывать» авторский замысел, интерпретировать созданную им художественная реальность. Реципиенты разного уровня художественно-эстетической подготовленности нуждаются в информационном сопровождении творчества художника. Большую роль здесь играет то, как произведение будет истолковано авторитетными источниками. Информационную функцию арт-рынка призваны актуализировать, прежде всего, ряд профессионалов, к которым необходимо отнести следующих:
- биографов,
- арт-критиков,
- искусствоведов,
- арт-консультантов,
- кураторов.
Биограф (от греч. биография – жизнеописание) – это человек, который воссоздает историю жизни художника с научными, художественными, популярными и другими целями. Как правило, первыми биографами известных личностей, включая и художника, были они сами. Впоследствии эта функция была передана тем, кто выступал в роли секретаря. Именно биографические тексты часто служат важным ключом, помогающим культурно-исторически реконструировать действительность былых столетий, понять художественную реальность созданную художником, не с позиций сегодняшнего дня, а с позиций современника художника. Более того, поскольку множество великих шедевров живописи, как и их создатели, окружены тайнами и загадками, поэтому публике приходится полагаться на сохранившиеся документальные источники.
Арт-критик, искусствовед – это человек, специализирующийся на художественно-эстетической оценке произведений искусства. Обычно они создают развернутые художественно-аналитические статьи и обзоры, публикуемые в различных профильных СМИ (сегодня, в том числе Интернет). Искусствоведы и художественные критики готовят монографические работы, коллективные научные исследования, теоретические доклады. Соответственно их авторитетное мнение непосредственным образом влияет на активность коллекционеров и меценатов, во многом определяя цену художественного произведения и авторитет художника. В тоже время, исторический опыт показывает, что многие сегодня известные и значительные художники, в свое время не были признаны художественными критиками, поскольку часто их искусство предвосхищало общественные вкусы, и было не понято и не оценено по достоинству их современниками-профессоналами от искусства.
Отдельно стоит сказать об арт-консультантах. Арт-консультант – на английском Adviser (советчик). Первоначально его функции выполняли лица, приближенные к властным особам. Они могли занимать различные должности от кардинала до подрядчиков королевских работ, то есть их посредничество в данной связи не было профессиональным. Очевидно, что рекомендации того или иного художника было делом обыденным и закономерным, ведь властитель часто не разбирался в искусстве и вынужден был прислушиваться к советам, вызывающих у него доверие и уважение лиц. И сегодня профессия консультанта весьма востребована. В условиях, когда люди хотят приобретать произведения искусство, но у них нет времени его изучать профессионально арт-консультант является весьма закономерной фигурой арт-рынка. Консультант ничего не продает, а лишь покупает произведения искусства от лица заказчика, или советует перспективных художников для своего заказчика. Причем, в отличие от критика или искусствоведа консультант не обязательно является общепризнанным экспертом по искусству. Именно поэтому мы не относим его к экспертному сообществу, хотя для заказчика он, безусловно, выступает экспертом.
Функция информирования на арт-рынке закрепляется не только за отдельными людьми, но и за организационными структурами. Информационную функцию в этом смысле призваны выполнять выставки и биеннале (biennale от лат. bis — дважды и аnnus — год), которые традиционно в последнее время проходят раз в два года. На биеннале не ведутся продажи произведений искусства. Они призваны только демонстрировать общую направленность и тенденции искусства в мире или в отдельно взятой стране. В биеннале обычно принимают участие ведущие галереи. Таким образом, выставки и биеннале также информируют публику о состоянии художественного процесса и динамики арт-рынка, его трендах.
Особое значение среди субъектов арт-рынка имеют художественные музеи как государственные, так и частные. Музеи, приобретая произведение художника, возвышают его имя, повышают рейтинг его произведений, а, следовательно, и их стоимость. Попав в музей, произведение автоматически становится работой более значимого масштаба. Чем известнее музей, тем большую отдачу получает художник, живущий или давно ушедший. Более того, коллекции музеев представляют собой национальное достояние конкретной страны, охраняются государством, в том числе во время войн и других социальных катаклизмов. Общеизвестно, что многие талантливые художники или их работы остаются неизвестными, будучи затерянными в истории. Работы, попавшие в музеи, гарантированно будут представлены публике последующих поколений. Еще один важный момент заключается в том, что оказавшись в музее, работа перестает быть представленной на рынке. Другими словами, находясь в частной коллекции произведение искусства, еще может попасть на рынок, когда владелец или наследник захочет его перепродать. Музейные работы, за редким исключением, изымаются из рыночного оборота, чем предают им еще большую ценность. Музеи имеют репутацию безусловных авторитетов.
Отдельно стоит сказать о роли и функции куратора. Куратор может быть постоянным сотрудником галереи, а может быть независимым, перемещающимся с одной площадки на другую, в том числе не только галерей, но и музеев и биеннале. Куратор – человек, занятый непосредственно разработкой концепции определенной выставки. Отношение к куратору неоднозначно. Одни специалисты полагают, что он, будучи иногда, важнее, чем сами художники, мешает свободному выражению художником своего «я». Другие полагают, что куратор лишь направляет и раскрывает творчество художника перед публикой, акцентируя внимание на самых важных и актуальных моментах.
Информационная функция арт-рынка формирует провенанс (от фр. происходить, проистекать) — оригинал, источник, история владения и/или местонахождения какого-либо художественного объекта. Для произведения искусства – это история владения или биография художественного полотна начинается после первого его отчуждения. Наличие провенанса на предмет искусства чрезвычайно важно. Это совокупность документированных подтверждений и доказательств, помогающая установить, что данный объект искусства не является подделкой, копией, репродукцией, что в него не были внесены какого-либо рода изменения. Существование провенанса помогает установить и закрепить авторство картины за определенным художником, а так же право обладания за определенным человеком. Провенанс своего рода архив, «история» перемещения произведения искусства во времени и пространстве. Если речь идет о произведении искусства возрастом в несколько столетий, то именно исторические документы, упоминания биографов и прочее являются доказательством его подлинности и значимости в культурно-исторической перспективе.
Итак, информационная функция арт-рынка подразумевает, что публика должна иметь представление о художнике и его творчестве. Биеннале, выставки, экспозиции, каталоги, монографии и прочее — это источники, которые знакомят публику с творчеством того или иного автора. Если говорить о сегодняшнем дне, то появилось внушительное количество профильных и непрофильных СМИ, обозревающих те или иные художественные события, а значит формирующих общественное мнение по поводу того или иного художника или течения. Пресса и телевидение играют огромную роль в формировании и возвышении имиджа художника и в приобретении им известности.
Представители экспертного сообщества и смежные с ним субъекты влияют на рынок косвенно, как советчики, носители вкуса и знаний, лидеры мнений. В конечном итоге спрос формируют именно покупатели и коллекционеры. И опять рынок оказывается необходим, чтобы свести на одной площадке художественный продукт и его потребителя, способствуя удовлетворению потребностей обеих сторон: художника и публики. Здесь возникает необходимость в посреднической функции арт-рынка.
2. Посредническая функция арт-рынка.
Коммерческое посредничество – это содействие заключению сделок между сторонам[1] , между художником или владельцем художественного произведения и покупателем. Посредничество может осуществляться как в «открытую», так и по частной договоренности. Посредник может сводить покупателя с продавцом на прямую или совершать сделку по поручению одной или обеих сторон, соблюдая при этом и свои коммерческие интересы. В данной связи возникает особая отрасль художественного предпринимательства, с точки зрения которого художественные произведения рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. В подобном случае художественное произведение рассматривается как предмет коммерции (купли-продажи), где присутствует предприниматель, человек, который не имеет отношения к созданию произведения, но заинтересованный в его продвижении как и художника с целью увеличении рыночной стоимости его работ и его личной узваемости в общесте. В истории арт-бизнеса, ориентированном на изобразительное искусство, уже сложились и закрепились традиционные профессии посредников, которыми являются арт-дилеры, владельцы галерей, аукционы, художественные ярмарки. Все они представляют собой активно действующих субъектов арт-рынка.
Арт-дилер – в современном понимании профессионал, который покупает и продает произведения искусства, другими словами коммерсант от искусства. Основу профессиональной деятельности арт-дилера составляет поиск новых талантливых художников, установление с ним отношений с целью продвижения и продажи работ. Это первая часть профессиональной деятельности арт-дилера. Другая, не менее важная, часть деятельности арт-дилера поиск коллекционеров, галерей, художественных музеев, аукционных домов, ярмарок в чьи интересы потенциально входит работа с художниками. Основной коммерческой задачей арт-дилера является поиск и покупка работ по наиболее выгодным ценам и перепродажа их по более высокой цене коллекционерам, галереям и прочим субъектам арт-рынка. Обычно дилер специализируется на определенном художественном стиле, культурно-историческим времени или регионе, бывает более узкая специализация по определенным персоналиям. Арт-диллер – коммерсант, профессиональный посредник между художником и публикой, он адаптирует художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству. В рамках арт-рынка его роль в социально-коммуникативной системе «художник – произведение — публика» чрезвычайно важна, он может не только предвидеть тенденции рынка, но и влиять на них. Соответственно, арт-дилер высокого профессионализма во многом может воздействовать на художественные предпочтения общества, задавать и влиять на рыночные тенденции. Различие в деятельности арт-дилера и галереи в том, что у дилера нет своего помещения, и как результат его процент от сделки обычно ниже, чем у галереи.
Торговлю предметами искусства так же осуществляют художественные салоны или галереи. Галереи обычно специализируются на одном или нескольких направлениях искусства, имеют свою политику, концепцию и ориентируются на различные сегменты рынка. Галерея играет важную роль в продвижении художника. Часто репутация самой галереи выше, чем конкретного художника, и тогда авторитет галереи начинает ассоциироваться с именем художника. То есть галереи могут определять и влиять на тенденции рынка. В целом художник заинтересован в работе с галереей, поскольку она выступает посредником между ним и покупателем, обеспечивая продажи и заказы. Главная задача владельца галереи (в просторечии галериста) – привлечь внимание зрителя к своей галерее, выставке, художнику с целью увеличения продаж. Галерист выступает посредником между творческим человеком и бизнесом, решая непростую задачу: заработать деньги для себя и для художника. В тоже время, иногда галерея стремится исключительно к извлечению прибыли и, будучи озабоченной тем как угодить потребителю, пытается навязать художнику свою стратегию. Тем не менее, хотя художник и может продавать работы и самостоятельно, история показывает, что достигнуть удачи редко кому удавалось. Во всяком случае, таких примеров разительное меньшинство.
Другой формой коммерческого обращения произведений искусства являются художественные ярмарки. Художественная ярмарка – место периодической купли-продажи произведений искусства. Ярмарки могут специализироваться на различных видах, в частности, изобразительного искусства.
Ярмарка имеет несколько преимуществ:
- Одновременно предлагается широкий выбор произведений искусства
- Цены на ярмарках традиционно ниже рыночных
- Все произведения искусства прошли определенный отбор
- На ярмарке представлены различные субъекты арт-рынка, часто разделяющие одни и те же вкусы и предпочтения
- В рамках художественных ярмарок происходит много различных профессионально-ориентированных сопутствующих мероприятий – конференции, выставки, демонстрацией фильмов, продаж полиграфической и мультимедийной продукции.
Еще одним из ключевых коммерческих посредников между художником и публикой является аукцион. Аукцион (от лат. auction – продажа с публичного торга) — это метод продажи товаров покупателю, предлагающему самую высокую цену. Чем выше спрос на данный товар (обычно из-за его редкости или иных качеств, привлекательных для покупателя), тем выше его цена. Борьба потенциальных покупателей за обладание данным товаром повышает его цену. Иногда окончательная цена оказывается выше рыночной, когда покупатель, охваченный страстью обладания именно этим предметом или желанием перебить все другие предложения, устанавливает цену, по которой этот предмет вне аукциона никогда не будет реализован. Аукцион — это рынок в чистом виде: достигнутая в процессе торгов цена есть компромисс, приемлемый для обеих сторон. Можно выделить два основных вида аукционных торгов:
- английская система, когда торги идут по принципу повышению цены;
- голландская система, когда торги идут по принципу понижению цены.
На продвижение и узнаваемость художника в обществе аукцион влияет прямым образом. Стратегия установления эстимейтов[2], выставления картин для участия в аукционах, действия аукционера или ведущего могут существенно завысить стоимость произведения искусства. Аукционные дома стремятся привлечь как можно большее количество посетителей, и, хотя их, безусловно, волнуют лишь платежеспособные посетители, остальные, тем не менее, тоже играют свою роль – разжигают азарт, ожидая покорения ценовых рекордов. Аукционные дома дорожат своей репутацией и стараются тщательно подбирать произведения. Но большинство аукционных домов придерживаются принципа «caveat emptor» (лат. «пусть покупатель будет бдителен»), иными словами покупатель действует на свой риск, и убедившись в качестве предмета до совершения сделки, впоследствии сам несет ответственность за свой выбор. Обширный и подробный провенанс не может гарантировать стопроцентной подлинности картины. Такую гарантию не может дать ни один даже самый профессиональный и именитый эксперт.
Аукционные дома, имеют обширную клиентскую базу и «раскрученное» имя, за это они берут комиссию, взимают высокие транзакционные издержки. С другой стороны — для художника, его представителя или владельца картины есть безусловные достоинства продаж на аукционе:
- Продажа желаемой работы может быть осуществлена в очень краткие сроки
- Итоговая цена может оказаться существенно выше рыночной
Информация о торгах находится в открытом доступе. Эта информация, являясь очевидной всем участниками рынка, может сыграть как в пользу художника (при условии громких рекордных продаж), так и против него (при неуспехе — низкой цене или снятии с торгов). Информация распространяется мгновенно и многие участники арт-рынка узнают о случившемся. Объемы арт-рынка обычно оценивают по аукционным торгам, потому что они, пожалуй, единственные достоверные источники, по которым можно оценивать объемы арт-рынка. О сформировавшихся ценах на определенные произведения искусства (одинаковые по дате издания, качеству, размеру и т.д.) можно говорить при наличии 7-10 продаж работ аналогов. Единичная продажа не может являться окончательной ценой, так как часто может быть совершенна по необъективным причинам – азарт, соперничество, желание обладать и т.д.
Деятельность аукционных домов на протяжении длительного времени сформировали особую культуру акционирования, особенно характерную для продажи художественных произведегний.
Отдельным, но чрезвычайно важным субъектом рынка в рамках культурного посредничества является меценат. Меценатство — адресная поддержка конкретных людей, проектов или социальных областей деятельности. Меценатство обычно не является профессиональной сферой деятельности человека. Меценат способен оказывать существенное влияние на развитие художественной жизни общества, патронируя и продвигая определенное искусство и определенных художников. С точки зрения функций, которое оно осуществляет, меценатство способно во многом влиять на личность художника и предпочтения публики, формируя общественные вкусы, в том числе последующих поколений. Меценат, являясь, прежде всего, непрофессиональным ценителем искусства, часто обладает либо властными полномочиями, либо материальными возможностями, либо средствами влияния другого порядка способен прививать свои художественные предпочтения публике и влиять на направленность художественной жизни общества. Меценат чаще всего, имеет обширную коллекцию произведений искусства, которую экспонирует на собственной выставочной площадке, с целью ознакомления публики с тем или иным художественным стилем, направлением или персоналией. Меценат может извлекать материальную выгоды от продаж произведений искусства. Часто он преподносит в дар художественные произведения различным адресатам — государственным структурам, музеям, частным лицам, ранее приобретенных произведения.
3. Ценообразующая функция арт-рынка
Художественное творчество – одно из первых разновидностей ремесла. Ремесло «в соответствии со стадиями общественного разделения труда обычно подразделяется на домашнее ремесло, ремесло на заказ, ремесло на рынок» [3] . Другими словами ремесло – это труд, подразумевающий материальную компенсацию труда. В тоже время, художественное произведение – это овеществление таланта и творческих способности художника, опредмечивание художественных идей и образов в уникальную выразительную форму. Любое художественное произведение искусства неповторимо. Уникальность произведения искусства, обуславливает не только его духовную ценность, но и материальную его ценность. Осознание данного факта стало основанием для появления арт-рынка. Таким образом, мы также можем утверждать, что именно арт-рынок выработал систему бережного отношения к предметам искусства, тем, что определил ценность в них заключенную.
Известно, что существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности – это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Предметная ценность – это материальная ценность. Существует понятие экономической ценности. Экономическая ценность – это не цена товара. Экономическая ценность включает в себя не только материальную ценность, но и нематериальную. Потребительская ценность или полезность вещи или услуги зависит от сравнительной важности потребности, которой предмет или услуга служит, и от степени, в какой, он удовлетворяет потребности. Культурные ценности – это ценности культуры, которые созданы человеком для удовлетворения духовно-культурных потребностей человека. Духовно-культурные ценности – это субъективные ценности. Они, как правило, ценности сознания. К ним принято относить ценности морального, религиозного, художественного, научного и так далее. Духовные ценности, сформированные в конкретно-историческом культурном контексте, выступают в качестве образцов, которые одобряются и которым стремятся следовать. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.
Можно констатировать, что произведение искусства объединяет в себе все вышеперечисленные ценности. Когда человек покупает произведения искусства, исключительно, чтобы соответствовать социальным статусам или, украсить интерьер – он использует функциональность картины. Произведение искусства также имеет некую добавочную ценность, абстрагированную от самого предмета, каждый видит в нем что-то свое. И в данной связи, предметы искусства никакой функциональной ценности не несут, скорее являясь предметом страсти для человека. Искусство – как форма общественного сознания, является субъективной ценностью, в основе которой художественные ценности, призванные удовлетворять эстетические потребности и запросы человека. Но, так или иначе, произведение искусства обладает материальной стоимостью, которая в зависимости от субъективной ценности может оставаться неизменной и даже в значительной мере возрастать. В определении ценности искусства необходимо учесть категории, связанные с редкостью, уникальностью, невозможностью воспроизводства. Оно не теряет свою потребительскую ценность с веками. Произведение искусства даже когда оно бесценно, все же имеет материальный эквивалент. Это так же означает, что вознаграждение, получаемое художником за свой труд, определяет не только материальную ценность произведения, но включает момент осознания его субъективной культурно-художественной ценности. Всемирно известный художник — Поль Гоген в свое время писал о живописи: «В ней соединены все эмоции, наслаждаясь ею, каждый воображает историю согласно силе его воображения и, единожды взглянув, его душа переполняется наиболее проникновенными воспоминаниями. Это происходит не благодаря памяти, а все это уже запечатлено в произведении искусства»[4]. Оценить такие эмоции чрезвычайно трудно, для каждого они свои, и в тоже время цена картины еще не определяет эту транзакционно-энергетическую способность.
Во всех смыслах экономическая сторона подхода представляется вторичной по отношению к художественно-эстетической. Но даже мнение узкого круга профессиональной публики, в лице искусствоведов, критиков и экспертов не может быть единственно верным, рынок формируют именно простые потребители, то есть каждый человек вправе судить о ценности произведения искусства, приобретая его по определенной цене или нет. И в тоже время, покупая его, потребитель косвенно влияет на развитие художественного процесса. Многие художники не могут отказаться от соблазна творить в угоду публике. Здесь соотношение между желанием быть искренним в своем творчестве и в тоже время популярным у публики, во все времена влияло на художника, а, следовательно, и на весь художественный процесс.
Рост цен на искусство также определяется тем, что самих произведений конкретных художников – лидеров рынка, становится все меньше. В данном случае стратегией инвесторов является спекулятивное повышение цен на художника путем обретения как можно большего количества его работ. Коллекционеры и торговцы нередко монопольно скупают рынок определенного искусства, чтобы извлечь из него максимум прибыли.
Важно отметить, что арт-рынок делится на две группы влияния – покупатели и продавцы. В свою очередь продавцы – это не только аукционные дома и галереи, но и потенциальные продавцы – сами коллекционеры. Хороших работ на рынке становится все меньше, так как большая их часть оседает в частных коллекциях и музеях. Многие коллекционеры не имеют в своих планах скорую перепродажу своего имущества. Равно как и попав в музей, произведение искусства остается там навсегда. Получается, что продавцы и потенциальные продавцы имеют благоприятные условия для спекулятивного повышения цен на то, что они собираются продать.
4. Регулирующая функция арт-рынка
Общеизвестно, что рынок должен регулировать спрос и предложение. Чем более высокого уровня мастерства достигает художник, тем он более востребован. Это логично. Художник, который не в состоянии производить обществу необходимые блага, вынужден будет перейти в другую сферу деятельности. Термин «востребованность», который автор часто использует в данном исследовании, представляет собой не что иное как соответствие спроса и предложения на тот или иной товар, услугу. Одним из важнейших критериев востребованности художника является его занятость, ангажированность (фр. еngagement – зачисление на службу, наем) – это система привлечения интеллектуально-творческих ресурсов с целью создания, продвижения и продажи продуктов культуры для удовлетворения духовных потребностей социума. Виды ангажирования различаются по источнику финансирования: государственного, частного, смешанного. Ангажирование может различаться и по целям: социальным, некоммерческим, коммерческим. Социально-творческий заказ является наиболее апробированным видом ангажирования. В данной связи, возникает вопрос о свободе творчества. Свобода творчества – принцип, согласно которому автор художественного произведения вправе свободно выбирать направление своего творчества, темы, применять любые изобразительные средства и художественные приемы, которые он считает наиболее целесообразными для достижения избранной творческой цели. Но говорить об абсолютной свободе творчества художника невозможно, поскольку он производная величина своей культуры. Его всегда ограничивает ценностная и нормативная база искусства его времени. Но именно через взаимодействие с ней и формируется талант творца.
Регулирующая функция арт-рынка также подразумевает направление развития национальной экономики, а именно характер и уровень развития образования, массовой информации, законодательства в области культуры и искусства. Востребованность художника напрямую связана с наличием спроса, а спрос, как мы увидели ранее, тоже зависит от множества, не связанных с непосредственно творчеством факторов. Публика как социальный орган восприятия искусства, и в том числе коллекционеры, появятся только там, где созданы для этого условия. Продукт сам по себе не может «найти» своего покупателя, поэтому рынок создает условия для рационального товародвижения от производителя к потребителю. Важнейшим условием успешного функционирования арт-рынка, как и любого другого, является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей продвижение товаров от производителя к потребителю, то есть формирующей потребность в художниках и их творчестве.
Формирование развитой инфраструктуры должно начинаться с государственной политики в области культуры и искусства, не только грамотно реализуемой со стороны министерств и прочих государственных органов (в том числе через различные государственные премии, гранты и дотации), но и создающей экономические и правовые предпосылки для развития меценатства и предпринимательской деятельности в области культуры и искусства. В обществе должны быть реальные стимулы для появления благотворительных фондов, галерей и общей поддержки культуры бизнесом. Речь идет в первую очередь о налоговой и правовой базе, создающей благоприятные условия для развития вышеперечисленного. Налоговая база также должна быть благоприятной для экспорта и импорта произведений искусства в страну и из страны. Это подразумевает правовую прозрачность и защищенность всех субъектов арт-рынка.
Многое должно делаться и с точки зрения подготовки профессиональных кадров для этой сферы. Имеется в виду наличие качественного образования (университетов, библиотек, конференций, лекционных пространств и т.д.) в данной области, для всех субъектов арт-рынка, начиная от художников, кураторов, арт-менеджеров, искусствоведов и заканчивая формированием общего высокого уровня образованности, детерминирующего общую высокую потребность в искусстве, то есть публику. Здесь немаловажно финансирование государственных музеев, выделение средств на реставрацию, приобретение новых экспонатов, организацию выставок, техническое оснащение и т.д. Или как уже говорилось выше, создание условий для переложения этих функций на бизнес среду.
5. Стимулирующая функция арт-рынка
Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Часть людей постоянно интересующихся искусством достаточно мала. Дело в том, что потребности, которые искусство удовлетворяет, не являются витальными и экзистенциальными, человек может прожить и без них. Напомним, что по авторитетному мнению Й. Хейзинги: «Человеческая культура возникает и развертывается в игре»[5]. А коллекционирование также – есть игра. А «Игра есть некое излишество… Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью… Она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей».[6] Получается, что круг людей, которые формируют спрос на искусство, с одной стороны достаточно узок, но с другой искусство выполняет еще и социальные связи, может выступать в роли транслятора различных актуальных состояний общества, следовательно, спрос на произведения искусства может существенно варьироваться в зависимости от развития арт-рынка.
В тоже время, рынок стремится к получению выгоды, следовательно, ориентируется на большинство, что неизбежно ведет к снижению качества художественного продукта, его омассовлению. Еще одним важным рыночным элементом является конкуренция, явление, когда участники рынка соперничают друг с другом за рынок сбыта. Применительно к теме данного исследования, это подразумевает соперничество художников за внимание и признание у публики, следствием которого является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Рынок художественных продуктов специфичен и согласно теории Фиршмана имеет три составляющих:
№ | Тип творчества | Целевая аудитория | Основная цель |
1 | Творчество ради творчества, удовлетворение потребностей творца | Художник-творец | Самовыражение, самореализация |
2 | Творчество для избранных | Узкий круг ценителей | Признание и восхищение интеллектуальной элитой |
3 | Коммерциализированное творчество | Широкий круг публики | Прибыль |
«Может ли художник быть универсалом? И одновременно творить для себя, для избранных и для широкой публики. Теоретически – да. Практически – реже. Как правило, легче соединить первые цели и отдельно поставить третью».[7] С точки зрения маркетинга первый и второй случаи называются «маркетингом предложения».
Ведущую роль играет разветвленность и профессионализм общей инфраструктуры рынка, которая на сегодняшний день можно представить в виде следующей схемы:
5. Социокультурная функция арт-рынка.
Арт-рынок связан с вопросами реализации произведений искусства, но то влияние, которое он осуществляет, выходит за пределы исключительно материальной стоимости, прямо или косвенно он воздействует на все субъекты художественных коммуникаций. Стало ясно, что многогранность художественных коммуникаций заключается, прежде всего, во взаимопроникновении разных их форм. В некотором роде арт-рынок – это прикладной фактор интеграции художественной реальности в реальную повседневную жизнь. Это механизм, без которого невозможно себе представить нормальное функционирование искусства и его главных субъектов: художника и публики. Арт-рынок в разные времена принимал различные формы своего воплощения. Будучи важной, но не ведущей частью художественных коммуникаций, его место в художественном посредничестве зависело от развитости других форм этого посредничества. При этом ни одно из этих видов посредничества друг другу не противоречит, а является необходимым условием для максимальной эффективности общего результата. Особенностью арт-рынка является то, что это не только система экономических, но и во многом культурных взаимоотношений, при которых формируется не только спрос и предложение на предметы искусства, но и их эстетическая, духовная и культурная ценности.
Приобщение человека к культуре происходит через социокультурную деятельность [8]. Арт-рынок в этом смысле является ярким примером активной и многообразной социокультурной деятельности, которая реализуется в различные культурно-исторические эпохи в соответствующих конкретных формах.
Итак, мы рассмотрели феномен арт-рынка с точки зрения его функций. Эти функции реализуются синхронно, поэтому следует отметить полифункционализм арт-рынка. Арт-рынок – это сложное и многогранное социокультурное явление, оказывающее существенное влияние на художественную и культурную жизнь общества. Поскольку произведение искусства может выступать объектом купли-продажи, участвовать в товарообмене, на него может быть спрос, и оно может конкурировать с другими произведениями, то мы также можем говорить и о рынке произведений искусства. Продвижение художника на арт-рынок является необходимым элементом художественной жизни общества. Существует мнение, что «нет никакого смысла производить искусство, если его не выставлять и не продавать: достаточно тогда внутреннего созерцания и медитации. Искусство ориентировано на создание ценностей и их сбыт». [9]
Для художников всегда была актуальна проблема их продвижения на арт-рынок. Само понятие продвижение не является научным термином с точки зрения культурологии. Попробуем обозначить границы того, что в рамках данного исследования будет пониматься под словом продвижение. Продвижение художника на арт-рынок подразумевает совокупность следующих действий:
- создание, трансляция и внедрение в сознание публики необходимого личностного образа художника;
- информирование о качестве и уровне создаваемой художником продукции, подтверждаемое экспертным сообществом;
- стимулирование активности покупателей, через демонстрации, показы, выставки;
- обоснование цены на работы художника.