В рамках проекта более 20 художников из 6 стран мира в 2014-2015 годах посетили 7 российских городов: Выксу (Нижегородская область), Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск (Челябинская область), Нижний Новгород и Норильск (Красноярский край). В фокусе экспозиции, составленной из фотографий, объектов, живописных и графических произведений — размышление о понятии «Надежда». Адаптированная версия проекта будет показана в Кунстхалле г. Вены осенью 2016 г. / весной 2017 г. Кураторы выставки: Симон Мраз (куратор российских художников, автор концепции), Николаус Шафхаузен (куратор зарубежных художников). Сокураторы: Мари Эггер, Астрид Веге, Алиса Прудникова, Анастасия Шавлохова.
Название выставки Надежда / Hope в Трехгорной мануфактуре, на наш взгляд, можно также воспринять знаком того, что Россия может с честью и достоинством существовать в международном контексте, вступать в диалог с международным сообществом. В рамках этого специального проекта Московской биеннале Россия не кичится богатством и роскошью стремящейся к обособленности нефтяной державы.
В которой «чередование чешуек и красных гвоздик составляют тот декоративный орнамент славы, с которым власть предпочитает показываться народу».
Главными героями выставки стали большие и не очень промышленные города, разбросанные по всей необъятной территории нашей родины. Города, которые с их комбинатами и заводами кажутся более важными, чем люди в них живущие.
Но все же, города эти, как фундамент на котором держится Россия, предстают местами больших надежд и творческого потенциала. Через эту искреннюю попытку увидеть настоящую Россию чувствуется диалог, к которому кураторы призывают иностранных и российских художников.
Здесь встретишь и российские стереотипы и фантасмагорические заключения иностранцев, как например то, что в Екатеринбурге оказывается в полночь светит солнце, так и уходящие глубоко в уголки коллективной памяти метафоры на нашу, напитанную утопиями, «бурлящую соками драгоценных металлов» жизнь.
Гламурные девушки на открытии переходят через импровизированную заводскую проходную, за которой при этом открываются ярко розовые комнаты;
Куратор Симон Мраз рассказывает об инсталляции группы «Куда бегут собаки», со стороны в своем строгом костюме напоминая директора завода, представляющего какой-то новый агрегат;
Современное искусство, обращающееся к сюжетам промышленных городов невольно наводит на параллели с социалистическим реализмом.
В итоге получается сложный, многоуровневый лабиринт смыслов и образов, где в отличии от распространенной сегодня агитации с ее простыми формами и решениями, вопросов и ответов существует множество.
А профессиональная кураторская работа, в которую обрамлены искренность и высокий художественный уровень работ, располагает гордиться, что такого уровня мероприятие происходит здесь и сейчас.
Текст и фото: Катя Карцева.