1/ Лисицкий придумал горизонтальный небоскреб
Проект был представлен в Москве в 1925 г. Предполагалось, что небоскребы будут ориентированы на Кремль и распологаться на бульварном кольце.
Проект был разработан с учетом того, чтобы не нарушать историческую застройку, которую архитектор не хотел «сбривать наголо», а вертикальная опора, уходящая под землю должна была связывать здание с станцией метро. В этом проекте Лисицкий отталкивался от принципа «максимум полезной площади при минимальной подпоре». К сожалению, большинство архитектурных объектов Лисицкого, так и осталось проектами.
2/ Наиболее ярким вкладом Лисицкого в художественную культуру стали «Проуны»
«Проекты утверждения нового» – объемно-пространственные композиции, объединяющие возможности плоскости и объема.
Композиции не имели четкой ориентации по вертикали и горизонтали, а предназначались для обзора с четырех или шести сторон. Проуны были для художника попыткой преодолеть границы различных видов и жанров искусства. Сам Лисицкий говорил о них так «станции по пути сооружения новой формы… из живописи в архитектуру». Создавая комнаты проунов Лисицкий разрабатывает пространство, как систему связанных между собой плоскостей.
Зритель, попадающий в этот зал, фактически входит в пространство супрематической картины, бывшей ранее плоской. Автор включает экспозицию во взаимодействие со зрителем, используя простые приемы декорации: деревянные рейки, покрашенные в черный и белый, при движении вдоль которых цвет стены меняется от темного к светлому; текстильные ширмы, отделяющие этот зал от других; движущиеся планшеты, придающие выставке динамику.
3/ Единственная осуществленная работа Лисицкого – здание типографии Огонька по адресу 1-й Самотечный переулок, 17, г. Москва.
Здание типографии, напоминающее в плане всё тот же «горизонтальный небоскрёб», но положенный на бок, было построено в 1932.
После ареста главного редактора журнала «Огонёк» М. Е. Кольцова в 1938 году здание типографии было передано в ведение НКВД. Характерной чертой здания являлось сочетание сплошного вертикального остекления, больших прямоугольных и маленьких круглых окон-иллюминаторов.
В 2000-е годы здание пустовало и было огорожено глухим забором. В 2008 году во дворе вплотную к зданию Типографии компанией «Интеко» была возведена бетонная коробка многоэтажного жилого дома с двухъярусной подземной автостоянкой. Последствия этого строительства для уникального памятника советского конструктивизма могли стать непредсказуемыми. Усилиями Архназдора, в том числе рядом писем на имя руководства ФСБ РФ типографии Эль Лисицкого был возвращён охранный статус объекта культурного наследия.
4/ Опыты Лисицкого по оформлению выставочного пространства стали прообразом западных музеев современного искусства.
Лисицкий оформляет павильоны СССР на международных выставках 1920-1930-х годов, применяя новые средства влияния на человека – сложное освещение, инструментарий кино, движущиеся механизмы, гигантские фотоколлажи. Лисицкий уменьшает количество арт-объектов, одновременно воспринимаемых зрителем, чтобы привлечь внимание к каждому из них в отдельности – технология, которая будет взята на вооружение американскими музеями современного искусства «белый куб», каким часто называют экспозиции современного искусства. Еще одну революцию в оформлении выставочного пространства Лисицкий совершает создав абстрактный кабинет. Впоследствии, в музее в Ганновере был сконструирован близкий по духу «Абстрактный кабинет» Лисицкого, который директор Американского MoMA Альфред Барр называл самым знаменитым пространством искусства ХХ века.
5/ До того, как стать всемирно известным авангардным художником Эль Лисицким, Лазарь Лисицкий стал одним из изобретателей новой еврейской культуры.
До момента, когда в 1919 году будущий авангардный художник едет в Витебск, сближается с Казимиром Малевичем и проникается его супрематическими идеями, Лисицкий был еврейским художником.
Не столь широко известный «доавангардный» период его творчества связан с деятельностью в Культур-Лиге – еврейской культурно-общественной организации, одной из задачей которой было создание новой еврейской культуры. Среди работ того периода иллюстрирование книг, работа с еврейским алфавитом, вышивка по мотивам росписи в синагоге. Но, важно, что и после перехода к авангарду Лисицкий вплетает в культуру еврейские корни. Еврейская культура оказалась закодирована во всем его дальнейшем искусстве.