Илья Кушнирский, сооснователь Fine Art Shippers, поделился с редакцией как осуществляется транспортировка искусства: живописи, скультуры, инсталляций, выставок и даже граффити.
Fine Art Shippers – семейный бизнес, основанный в Нью-Йорке в 1995 году Олегом и Ильей Кушнирским. Специализация компании – транспортировка искусства, доставка (в пределах США и международная) и хранение картин, предметов декоративного прикладного искусства любого веса и размера в том числе мраморных статуй, металлических скульптур, винтажной мебели, старинных пианино и любых других ценных предметов. Среди прочих специализированных услуг – профессиональная мягкая и твердая упаковка транспортируемых предметов, изготовление специализированных ящиков для перевозки в собственной мастерской, монтаж и демонтаж выставок, “стейджинг” домов (home staging) предметами искусства, то есть — «инсценировка дома» предметами искусства под ключ — по принципу «привезли, повесили, сделали фото». Клиентами компании выступают художники, частные коллекционеры, арт-дилеры, музеи, галереи и аукционные дома.
“Мы не art logistic company, а скорее fine art service company” – со-основатель Fine Art Shippers, Илья Кушнирский
Транспортировка искусства
Какие типичные ситуации транспортировки и логистики произведений искусства? Откуда и куда они, обычно, перемещаются?
Типичная ситуация №1: Клиент купил работу через Интернет на аукционе в США. Сам клиент находится, скажем, в Сан-Диего, а аукцион — в Нью-Йорке.
Клиент связывается с компанией, предоставляет ей детали отправления (адреса, размеры, страховую стоимость) и пожелания по упаковке, далее мы предоставляем ему — в зависимости от срочности доставки — два варианта:
- dedicated ride: мы забираем работу на аукционе, упаковываем, если это требуется, едем к клиенту из Нью-Йорка в Сан-Диего;
- art shuttle: все то же, что в предыдущем пункте, но доставка осуществляется нашим регулярным шаттлом — грузовиком, который каждый месяц курсирует по одному из двух маршрутов: cross-country или east coast, оба из которых начинаются и заканчиваются в Нью-Йорке. Шаттл — более выгодный для клиента способ доставки, чем dedicated ride.
Типичная ситуация №2: клиент (не важно, будь то художник, коллекционер или агент) хочет отправить какую-то работу и/или работы из одного города в США в другой. Процедура та же самая, что в ситуации №1: клиент связывается с нами и получает расчет стоимости отправления, а далее выбирает наиболее подходящий вариант.
Типичная ситуация №3: клиент хочет отправить что-то из Америки в Европу или наоборот. Тут мы прибегаем к услугам партнера — DHL Express. Забираем работу у клиента, отвозим ее в грузовой терминал аэропорта JFK в Нью-Йорке (чтобы попасть туда, нужно иметь специальный пропуск, который есть у таких компаний, как наша), отправляем с помощью DHL в необходимую локацию. Если доставка из-за рубежа в США, то процедура аналогичная, но мы обращаемся к одному из наших зарубежных партнеров для доставки отправления в аэропорт отправления, а далее уже забираем его в JFK.
Какой транспорт предпочтительнее для транспортировки внутри страны и между странами? Как отличается бюджет транспортировки по воздуху и по морю.
Внутри страны предпочтительнее возить искусство специализированными грузовиками. Это может быть как большой грузовик, оборудованный системой поддержания определенного климата в грузовом отсеке, пневмоподвеской, пневмолифтом заднего борта, так и микроавтобус (особенно хорош, если речь идет о поездке на небольшое расстояние). Между странами лучше всего отправлять самолетом, так как это значительно быстрее и безопаснее, чем морем.
Бюджет перевозки по морю и по воздуху особенно не отличается. Транспортировка искусства единичными предметами по морю просто невозможна — для такой отправки придется резервировать место в цельном контейнере. Если, скажем, отправлять целую выставку, тогда можно отправлять ее относительно безопасно (все в одном контейнере), если индивидуальные вещи — с остальным содержимым контейнера. Стоимость отправки выставки контейнером около 5-6 тысяч долларов, самолетом — 50. Для отправки индивидуальных вещей подходит только самолет. Для больших отправок море может быть выгоднее по цене.
Правила упаковки и перевозки живописи
Для любого произведения искусства первое правило — работать в чистых белых хлопковых перчатках. Неупакованные произведения искусства нельзя ставить на голый пол — желательно работать на раскладном столе, укрытом мягкой тканью (как обычно делают в Fine Art Shippers). При манипуляциях с обрамленными картинами также важно помнить, что ставить несколько картин у стены можно или «лицом к лицу», или «спиной к спине». Брать картину, особенно старую, лучше за подрамник, а не за раму. Если есть у работы стекло, его требуется проклеить специальным «синим» скотчем по периметру и/или крестом по центру.
Упаковка: сначала бескислотная папиросная бумага (acid-free archival paper), после нее — бескислотная пузырчатая упаковочная пленка, за холстом со стороны подрамника желательно установить картонную подложку, чтобы укрепить «лицо» картины, уголки рамы укрепляются картоном. На упаковочном материале важно не экономить и упаковывать картину как минимум в два слоя. Если бюджет позволяет и особенно если работа обладает большой ценностью — стоит добавить к вышеперечисленному ящик, который прокладывается поролоновыми вставками для того, чтобы уже упакованная работа держалась в одном положении.
Правила упаковки и перевозки габаритной скульптуры и арт-инсталляции
Скульптура: очень важно работать в перчатках. Не менее важно переносить скульптуры перпендикулярно полу (если нет отдельных указаний, разрешающих «заваливать» скульптуру), чтобы избежать любых повреждений скульптуры — в особенности, если она хрупкая. Лучший способ транспортировать скульптуру в целости — это ящик. Такой ящик, у которого будет прочное дно, на котором скульптура будет закреплена, и будут специальные поролоновые проставки на стенках и крышке ящика.
Инсталляция (или другое многосоставное произведение искусства): как правило, лучшим способом правильно транспортировать его будет следовать рекомендациям автора/отправителя. Как правило, такие работы не следует разбирать, если они неразборны. Если же это инсталляция, состоящая, скажем, из пятнадцати стульев и ковра, то каждый отдельный элемент тщательно упаковывается, и подписывается его принадлежность к общей инсталляции.
Транспортировка граффити
В портфолио компании даже организация перевозки стен с граффити Бэнкси в Бронксе и Бруклине. После того как художник нанес свою работы, владельцы зданий из соображений безопасности и сохранности произведения уличного искусства, демонтировали стены, чтобы перенести их в специальное хранение. Об этих событиях писали также в американском издании artnews
Сохранение памятников культурного наследия: меценатство или девелопмент? Читать далее
Что если перевезти надо целую выставку?
Потребуется, в первую очередь, квалифицированная команда, которая, совместно с отправителем выставки, профессионально упакует произведения и транспортирует их в нужное место. У Fine Art Shippers есть такой опыт для Agora Gallery, Музея искусств и истории Санта-Крус , Музея Запада Скоттсдейла, Музея аборигенных культур и искусства Хёрда в г. Феникс, штат Аризона.
Оценка ценности груза и страхование предметов искусства при перевозке
Каждый груз обязательно должен быть застрахован. Мы рассчитываем страховку исходя из стоимости предмета, заявленной клиентом. Больше о страховке здесь.
Арт-хранение
Какие бывают варианты профессионального арт-хранения и, что если клиент купил дорогостоящее произведение искусства на аукционе или на арт-ярмарке, как осуществляется его логистика и куда?
Варианты арт-хранения отличаются друг от друга по времени и необходимости клиента в дополнительных услугах. Профессиональное арт-хранение — это особенным образом подготовленное здание, защищенное от непогоды и природных катаклизмов, обладающее мощной охранной системой, датчиками пожаротушения, дымоулавливателями, специальной вентиляционной системой, поддерживающей правильный климат. Помимо складских площадей, где картины хранятся на стеллажах, арт-хранение может включать необходимое количество места для габаритных вещей (скульптуры, части инсталляций, работы, выполненные в смешанной технике), viewing room — часто меблированное помещение, создающее ощущение, что то или иное произведение искусства демонстрируется в домашних условиях. Например, клиент купил произведение на аукционе или ярмарке и думает сразу перепродать его. В этом случае «на помощь» приходит как раз профессиональное арт-хранение. Наши люди забирают работу с аукциона, отвозят ее на склад и регистрируют ее там. Дальнейшее общение клиента и потенциального покупателя работы происходит на территории склада: работа демонстрируется покупателю по договоренности в viewing room, куда ее приносят из ячейки наши сотрудники. Если речь идет о хранении без продажи, схема та же самая, но без использования viewing room.
- Наше хранение представляет собой отдельное здание, спроектированное в соответствии с музейными требованиями и поддерживающее температуру 70° по Фаренгейту (+/- 2°) и относительную влажность 50% (+/- 5%) с использованием фильтрации MERV 13.
- Все пять этажей хранения оснащены независимыми системами сухого пожаротушения предварительного действия. Система раннего обнаружения дыма связана с системами предварительного пожаротушения по всему зданию.
- Доступ на все этажи строго контролируется и отслеживается.
- Интегрированная технология распыления, рекомендованная консультантами Музея Ван Гога для использования распыления для создания влажности. Хранение защищено от размножения бактерий и накопления минеральной пыли — распространенных «подводных камней» ультразвуковой технологии, а также от чрезмерного потребления энергии и медленного времени отклика, характерных для паровых систем.
- Механически резервированная система HVAC, поддерживаемая аварийным генератором на природном газе мощностью 750 кВт/ч, способным обеспечить энергией 100% всего объекта, разработанная совместно со специалистами из Музея Ван Гога и Музея Уитни.
Фото предоставлены компанией Fine Art Shippers