Существуют два источника информации о художнике – устный и письменный. Устная часть обычно идет от самого художника, дилера или галереи, где работа продается. Вербальная информация также может поступать от друзей, коллекционеров и других, кто знаком или слышал об этом художнике.
Письменную информацию можно получить в ряде источников таких как — личный сайт художника или галереи, странички в соц. сетях (Facebook, Twitter и т.д.), онлайн базы данных, выставочные каталоги, биографии, обзоры выставок, книги об искусстве, справочники, арт-индексы, энциклопедии, монографии, обзоры и так далее. В большинстве случаев такая информация доступна, кто бы ни продавал произведение искусства.
Всегда хочется слышать и иметь возможность прочитать о художнике, который вас заинтересовал. Воспользовавшись этими источниками можно получить информацию о том, насколько значимым является этот художник. Сведения, которые вы получите во время этого расследования должны включать следующие факты:
— дата рождения и смерти художника
— где художник живет и работает
— где, когда и с кем художник учился, а также с кем общается
— организации, к которым художник относится
— галереи, музеи и другие институции, в которых художник выставлялся персонально или в рамках групповых выставок
— награды, премии, гранты и звания, которых художник удостаивался
— государственные организации, компании или частные лица, которые владеют работами этого художника
— позиции, которые художник когда-либо занимал (преподаватель, куратор, искусствовед и так далее)
— публикации о художнике (книги, каталоги, газеты и журналы …)
Вы используете эти источники, что получить основные данные о художнике – ничего излишне сложного или требующего специальных знаний. Вы не более чем хотите иметь взвешенное представление о том, что это за художник и каким существенным является его или ее вклад. Понимание необходимости искать информацию о карьере художника становится тем более важным, чем дороже произведение искусства, которые вы собираетесь купить. Чем выше цена, тем более уважаемым в арт-сообществе, признанным в структуре арт-системы должен быть художник.
Логично знать, на что вы собираетесь потратить деньги. С произведением искусства процесс оценки стоимости начинается со следующих фактов:
— Чем более обширной является информация о художнике, тем лучше. Да, личный сайт художника важен, но еще более важным являются третьи стороны, которые обозревают его творчество, продают его работы и так далее. Это могут быть сайты галерей, музеев, порталы о искусстве и так далее.
— Чем в большем количестве изданий, каталогов упоминается художник, тем лучше.
— Чем более авторитетными являются публикации или он-лайн ресурсы, которые включают упоминание о художнике, тем более значимым он является. Абзац в крупном международном сборнике имеет больший вес, чем абзац в сборнике локального масштаба. Статья имеет больший вес, чем краткое упоминание. Иллюстрированная статья или интервью лучше, чем аналогичные без визуального материала и так далее.
— Чем дольше художник создает и выставляет свое творчество, тем лучше. 55-летний художник с 30-летней карьерой в арт-бизнесе более инвестиционно привлекателен, нежели 55-летний художник, делающий лишь вторую выставку.
— Чем больше количество выставок, наград и других карьерных пунктов, тем лучше. Возвышенные и восторженные высказывания о мастерстве цвета и тому подобное могут звучать впечатляюще, но по большей части беспочвенны, если не подкрепляются фактологическими данными.
— Чем более значимыми являются коллекции, в которые входят работы художника, тем лучше. Если работы художника входят в музейные коллекции – это более чем хороший знак. Это также могут быть корпоративные коллекции. Частные же коллекции играют роль только если их владельцы известны и признаны в арт-сообществе, и по существу фразы «мои работы в частных коллекциях России и за рубежом» — не значат ничего.
— Беспристрастные публикации о художнике, будь то в печатном виде или он-лайн, заведомо лучше коммерческих. Всегда будьте внимательны с книгами, каталогами или сайтами издаваемыми или контролируемыми кем-либо. Например, даже если вы видите толстенную книгу о художнике, изданную галереей, которая его продает, но при этом не можете найти упоминание о художнике в других источниках, это может означать, что художник преподносится известным и состоявшимся только в галерее и больше нигде.
— Чем больше людей узнает имя художника и хорошо о нем отзывается, тем лучше. Чем более квалифицированны и уважаемы эти люди в арт-сообществе, тем более вам стоит полагаться на их мнение, в особенности если они не имеют никакой выгоды от того, купите вы этого художника или нет.