Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Инвестиции в искусство: памятка коллекционера


Основные понятия и правила, с которыми стоит ознакомиться начинающим собирать свою коллекцию искусства

IMG_4634

Чтобы коллекционировать с удовольствием, умом и выгодой необходимо понимать хотя бы самые простые правила, по которым работает арт-рынок, например, какие есть градации художников с точки зрения карьеры, и как это сказывается на ценах на их работы. Какие произведения могут быть действительно расценены как инвестиции в искусство, а какие таковыми не являются? Ценообразование в искусстве зависит и от формальных особенностей самой работы. При покупке произведения искусства необходимо помнить о документах, которые имеет смысл запросить у продавца. Эти базовые знания помогут собрать коллекцию взвешенно и обдуманно, а не только по принципу нравится — не нравится. Публикуем памятку от автора телеграм-канала Арт-консультант.

Инвестиции в искусство художников разного уровня карьеры

Существует 3 градации современных авторов:
— emerging (начинающий), до 1 тыс евро;
— mid-career (продолжающий), до 5 тыс евро;
— established (признанный), выше 5 тыс евро.

Произведения уже признанных арт-рынком авторов — не очень хорошие инвестиции в искусство, потому что они уже стоят дорого, но зато это надежное вложение денег. Имейте в виду, что с художниками музейного уровня возникают проблемы аутентификации. Чтобы избежать подделку лучше покупать напрямую у художника или его наследников. Что касается покупки на аукционах, то здесь цена может быть не только выше, но и ниже. Это парадоксально, но в этом и заключается работа арт-дилера — постоянно мониторить рынок. Начинающих собирать азартнее, социально-ответственее, дешевле, но и риска больше. Покупка выпускника арт-школы — это кот в мешке, может человек завтра вообще бросит заниматься искусством по каким-то причинам. Оптимальной с точки зрения рисков инвестицией в искусство будет покупка художников в середине карьеры.

Екатерина Карцева
Екатерина Карцева, к.культурологии, арт-консультант

Екатерина Карцева: «Если молодой художник очень быстро вырос в цене. Значит либо вы уже опоздали, и им занялась галерея (то есть цена уже Х2), под сомнением может быть и перспектива его дальнейшего роста. Цена может быть оверпрайс, потому что раздута временной популярностью. Важно, продуктивно ли художник работает, как развивается, регулярность участия в выставках, арт-резиденциях и т.д». тг-канал Арт-консультант

Как формируются цены на произведения искусства?

Есть формальные критерии, которые необходимо учитывать. Например, у каждого художника имеются: большие программные или уже редкие вещи, работы из разных серий, этюды и небольшие работы, тираж. А также их совокупный объем на рынке.

Большой холст маслом известного художника, конечно, стоит денег. Но не размером единым. Важно, насколько работа характерна для этого художника, «удачна» для него. Изучите, чем художник ценится и узнаваем. На ретроспективах всегда это видно, но для молодого автора прийдется провести свое исследование, положиться на интуицию и насмотренность.

Если это молодой художник, будет ли он ценен завтра? Даже если сегодня вокруг него хайп, и продается за дорого, много ли сделано действительно удачных работ? Если работ мало — плохо, если их много, и они не редкость, то и найти вещи можно недорого, — и это не плохо.

Какие серии наиболее ценны, например, хранятся в хороших коллекциях? Как музейных, так и корпоративных или у известных коллекционеров, ориентируйтесь на что-то из этой серии или подобное.

Эти критерии формальны и не стоит ориентироваться только на них, потому что качество работы определяет не размер, а удачность композиции, сюжета, исполнения. Возраст работы тоже важен. Старые работы, не дешевеют, так как имеют тенденцию к убыли. Наконец, тиражные вещи в цене доступны даже у дорогих авторов. Поскольку большие вещи продаются редко, можно найти что-то дешевле. Пока вы «думаете» о большой картине, правилом хорошего тона будет купить что-то недорогое в обмен на полезную информацию, которую вы получите.

Документация коллекции произведений искусства

Сопроводительные документы, которые желательно иметь к коллекции и спрашивать продавца про эти бумаги.

 1. Если покупаете в галерее — сертификат покупки, где указывается личность художника, размеры, носитель, тираж, дефекты, если таковые есть. По возможности подпись автора, гарантирующая подлинность.

2. Поскольку подделки даже современных авторов могут быть, запрашивайте историю владения, если владельцев было несколько.

3. Если покупаете напрямую у художника можно делать фото с художником и работой и просить письменное подтверждение покупки с подписью.

4. Если планируете активно использовать произведение в выставках, публикациях, сувенирной продукции и прочее заключите договор, чтобы избежать споров с художником. При отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных коллекции.

5. Фиксируйте стоимость, по которой приобретали, чтобы следить, как изменилась ситуация. Даже если работу вам подарили, сейчас все больше галерей практикуют открытые цены, делайте скриншоты.

6. Многие коллекционеры, которые заинтересованы в сохранении своих денег, покупают только на аукционах, чтобы иметь документально подтвержденный факт покупки. Но такой подход, к сожалению, никак не помогает художникам. Это уже вторичный рынок.

7. Чем больше информации о факте покупки и истории работы, тем лучше провенанс. Если работа участвовала в выставках и ее публиковали в СМИ — сохраняете скриншоты и ссылки.

8. При вывозе необходимо оформлять документы о наличии (как правило отсутствии) культурной ценности.

9. Цифровой каталог коллекции для учета работ, в том числе по годам, когда работы попадали в ваше собрание.

Оставайтесь в курсе событий арт-рынка в тг-канале главреда artandyou Екатерины Карцевой Арт-консультант