В настоящее время в России зарегистрировано около 12 миллионов людей с инвалидностью, что отражено в публичных отчетах Федерального реестра инвалидов (по данным на 1 января 2020 г.). При этом важно понимать, что люди с инвалидностью — это небольшой процент от общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые в большинстве своем нигде не фиксируются. Наиболее важным считается инклюзивный подход к включению людей с различными особенностями в социальные процессы. Идея инклюзии не нова. Ещё в 30-ые годы ХХ века Л.С Выготский (одним из первых) обосновал необходимость преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических особенностей развития. Инклюзия в искусстве имеет своей целью создание внутри музея модели общества, в котором самые разные люди (с инвалидностью и без нее) одинаково включены в творческих процесс взаимодействия, где результатом их совместного участия становятся уникальные художественные высказывания, построенные на синтезе разных направлений и жанров искусства.
Термин инклюзия происходит от английского inclusion – в широком смысле оно означает включение и представляет собой создание условий абсолютного равноправного активного участия всех граждан в академической и общественной жизни, в том числе и людей, имеющих различные особенности развития. Но инклюзия также подразумевает под собой учет потребностей представителей разных этнических групп, людей разного пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Торжеству инклюзии также способствуют личная и социальная активность людей с особенностями, общительность, развитый круг интересов. Некоторыми качествами должно обладать и общество, способствующее развитию инклюзивных процессов – быть открытым, принимающим и всеми силам предоставлять человеку возможность включения.
Почему доступная среда — это еще не инклюзивная среда?
Сейчас во многих культурных и образовательных институциях можно заметить понимание терминов «доступная среда» и «инклюзивная среда» как синонимичных. Однако, это не так.
Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.
Инклюзивная среда обеспечивает именно активное самостоятельное участие всех людей в культурной, образовательной и других секторах общественной жизни. К такому «включенному» участию можно отнести возможность построения карьеры, свободного потребления культурных продуктов, реализации творческого потенциала.
В чем же заключается реабилитационный потенциал искусства?
Искусство по отношению к человеку с ограниченными возможностями здоровья может выступать стимулом для развития творческих способностей. Реабилитация средствами искусства дает человеку неограниченные возможности для самореализации и самовыражения в процессе познания своего «Я» в творческой деятельности. А непосредственное создание продуктов художественно-творческой деятельности обеспечивает установление отношений с окружающим миром и облегчает коммуникацию.
Помимо художественных, философских, культурных смысловых задач инклюзия в искусстве — это не только вовлечение узкой группы лиц с ОВЗ в социокультурную деятельность, но и создание пространства, в котором будет комфортно разным людям, вне зависимости от их особенностей.
Инклюзия в искусстве — это пространство, где можно свободно взаимодействовать как с художественными работами, так и посетителям между собой. Реабилитационный потенциал искусства может затрагивать общество или сообщества (людей) в целом — «терапия всех», «коллективная рефлексия», достижение социальных позитивных эффектов и изменений в пользу развития инклюзивного общества (принимающего и комфортного для всех). А может касаться социальной реабилитации человека «здесь и сейчас», в момент его взаимодействия с художественным объектом, участия в творческом процессе или во взаимодействии с другими посетителями.
Произвеление любого художника можно адаптировать под особые нужды. Если это визуальная работа, то можно создать её тактильную модель. К видео можно поместить сопроводительные субтитры, а к аудиальным работам подготовить видеогид на РЖЯ. Но в идеале — создать мультисенсорный проект, который будет доступен аудиториям с различными опытами. Недавний пример такого проекта – персональная выставка Василисы Лебедевой «Между Явью и Навью» в галерее 30/7.
Это тотальная инсталляция, в которую вошли крупные войлочные и текстильные объекты, скульптуры из керамики, стекла и пластика. Здесь, как и в других интерактивных работах Василисы — «Коконы», «Яйцо», «Избушка» — большое внимание уделяется опыту зрителя. Через свои объекты художница обращается к разным человеческим рецепторам — зрительным, осязательным, обонятельным, слуховым.
Инклюзивный выставочный проект «Искусство быть»
Проект возник в результате совместных усилий специалистов разных профессиональных областей (искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов, специалистов по социальной реабилитации). В рамках проекта были созданы произведения современного искусства, доступные для восприятия широкой аудитории, включая людей с ограниченным возможностями здоровья, чтобы вовлечь каждого участника в процесс взаимодействия с арт-объектами и друг с другом.
Анастасия Чекрыжова — сотрудница отдела специальных программ Третьяковской Галереи, эксперт Арт-резиденции проекта «Искусство быть»: «В своей работе я сталкиваюсь прежде всего с узким понимаем инклюзии – то есть как можно адаптировать выставочные, образовательные и другие проекты в музее для аудитории cо
специальными нуждами. В рамках арт-резиденции художников проекта «Искусство быть» я поняла, что художники не просто адаптируют проект под специальные нужды, а идут ещё дальше, создавая инклюзивные проекты, главная идея этих проектов – не адаптация, а изначальная идея о доступности.
Работа Валентины Андреевой «Ткань слуха» – аллегоричный визуальный проект про личный опыт, включённость / исключенность из общества и возможность заявить об этом опыте через практики искусства.
В основе проекта Валентины лежит её собственный опыт потери слуха. Проект посвящен тому, как слабослышащий человек воспринимает звук, присущие этому ограничения, искажения, недоговоренность и неприятие своих слабых сторон. Для данного проекта использовалась серия работ из шелка «Ткань слуха». Шелк – в высшей степени тактильный материал, объекты из него притягательны на ощупь и визуально. Один объект представляет собой сплетенные вручную в виде ткани шелковые полосы. Другой – цельное полотно шелка, в прорези которого вплетены полосы шелка. Слух слабослышащего человека не в состоянии воссоздать идеальную картину звукового окружения как слух обычного человека. «Прорези», в которых пропадает часть аудиоинформации, ненадежное, зыбкое переплетение заставляют слабослышащего человека сомневаться в достоверности воспринимаемой им звуковой картины, которую он не может понять с 100%-ной точностью.
В свою очередь, Яна Васильевна создаёт тонкую инсталляцию об опыте близкого человека и поиске себя в новых обстоятельствах.
«Остров камней и равновесия» – тактильная и интерактивная инсталляция – место встречи, направленное на сотворение связей, отсылающее к саду камней из родного дома автора и сосуществованию самовыражения, свободы мысли и равенства. Из имеющегося в распоряжении арсенала, работа предлагает зрителю вступить во взаимодействие – беспрепятственно менять места жительства скульптур и камней. Через игру и свою медитацию выстраивать внутри собственную утопию, в которую при желании можно вовлечь окружающих или стать частью построения мира соседа. Значимые подвижность, видоизменяемость, флюидность инсталляции воплощаются благодаря партисипаторности участников как зрителей, так и медиаторов, культурных сотрудников площадок. Работа увлекает в поле очерченных образов, окрашенных оголённой искренностью, становясь движением против эмоционального самоотчуждения и сенсорной депривации. Зрители погружаются в процесс, напряжение смещается, энергия аккумулируется и чуткими передвижениями (касаниями) активируется нежное бессознательное.
Выставочное пространство в свою очередь позволяет создать законченную историю, скомпоновав художественные объекты, организовав необходимую среду и атмосферу. Также именно в выставочном пространстве с использованием художественных средств мы можем смоделировать инклюзивное общество. Говоря другими словами, общество, безопасное и доступное для всех категорий посетителей, как физически и информационно, так и психологически.
Посетители с «особыми потребностями» нуждаются:
1. В адаптировании экскурсионных программ (темп, объем, простота изложения, специальные вспомогательные материалы, приспособления и т.п.).
2. В изменении условий и способов подачи экскурсионного материала (например, учесть особенности цветовосприятия, доминирующие каналы восприятия и т.д.).
3. В изменении форм и способов взаимодействия с инклюзивной группой и получения от нее обратной связи.
4. В спокойной и доброжелательной обстановке.
Творческие мастерские и инклюзия
Все чаще появляются программы и проекты, в рамках которых создаются мастерские, ведется клубная работа. Например, при ментальных нарушениях человек может утратить способность к общению с окружающими его людьми, социальное взаимодействие также нарушается, теряется вера в собственные силы. Участие в творческой мастерской (театральной, художественной, танцевальной и др.), которая объединяет людей с общими творческими интересами, помогает вернуть личную и социальную значимость с помощью искусства.
Арт-медиация и инклюзия
Немаловажным является обеспечение сопровождения разных посетителей, если это необходимо, в соответствии с их особенностями и потребностями. Тьюторами (сопровождающими лицами) чаще всего становятся волонтеры, которых музей вовлекает в работу с инклюзивными группами. Так, например, тьютор по предварительной заявке посетителя может сопроводить его до музея для участия в экскурсии или каком-либо мероприятии и обратно домой (особенно это актуально для посетителей с нарушениями зрения или на инвалидной коляске).
Другая важная форма сопровождения – работа медиаторов в музейном пространстве, которые только активизируют внутренние ресурсы посетителя и инициируют его взаимодействие с произведениями искусства и другими участниками.
Если вы готовите встречу, в которой участвуют люди, использующие коляски или испытывающие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (пороги, ступени, двери и пр.), были сотрудники, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.
Волонтеру при взаимодействии с людьми с особенностями опорно-двигательного аппарата важно соблюдать следующие правила:
- Когда вас знакомят с человеком, передвигающимся на кресле-коляске, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или те, кто пользуются протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо. Если он не против.
- Когда общаетесь с человеком, использующим кресло-коляску, присядьте на корточки, или отойдите от него на метр, чтобы он мог на вас нормально смотреть.
- Не прикасайтесь к креслу-коляске, пока вас не попросят.
- Не прикасайтесь к человеку, использующему кресло-коляску и его вещам.
- Нужно подойти и представиться, предложить свои услуги, но не стоит быть назойливым.
- Кресло-коляска относится к личному пространству человека. Опираться на нее или повиснуть – все равно, что делать то же самое с ее обладателем.
Волонтеру при взаимодействии с незрячими и слабовидящими людьми важно соблюдать следующие правила:
- Сообщить собеседнику о том, что вы подошли, представиться.
- Необходимо описать свой внешний вид.
- Спросить, нужна ли человеку помощь.
- Если вы собираетесь взять человека под руку, предупредите его об этом.
- Предупреждайте человека о встречающихся препятствиях, изменениях маршрута, поворотах, арках, лестницах.
- Если вам необходимо уйти, сообщите об этом человеку и попрощайтесь.
Волонтеру при взаимодействии с людьми с ментальными особенностями важно соблюдать следующие правила:
- Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
- Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком.
- Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут.
- Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему.
- Исходите из того, что взрослый человек с особенностями развития имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек.
- Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли.
- Обращайтесь с человеком с особенностями развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события.
- Обращайтесь непосредственно к человеку, а не к его сопровождающему.