Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

В Москве вручили премию Инновация 2014


21 апреля в Гостином Дворе состоялась юбилейная торжественная церемония вручения Всероссийской премии в области современного визуального искусства Инновация

1

Церемония напоминала мультимедийный перформанс. Сцена, расположенная под просторными сводами Гостиного Двора, представляла из себя гигантский куб из четырех экранов, проецирующих изображения выступавших сверху на сцене и  видео-ролики. Ведущими Церемонии был робот, а также его «коллеги» хор роботов, который в перерывах между номинациями читал стихи Андрея Родионова под музыку композитора Ираиды Юсуповой. 

Отпусти свое творенье и не ожидай наград, Живо только впечатленье … Ты куратор, я творенье

Ведущими Церемонии был робот, а также его "коллеги" хор роботов
Ведущими Церемонии был робот, а также его «коллеги» хор роботов

Одними из первых вручили премию лауреатам внеконкурсных номинаций: Михаилу Пиотровскому «За поддержку современного искусства России» (премию вручал Михаил Миндлин)  и Андрею Монастырскому «За творческий вклад в развитие современного искусства» (премию вручала Марина Лошак). Директор Эрмитажа, который летом этого года принимал в Санкт-Петербурге биеннале «Манифеста 10», славившуюся своим радикальным подходом к современному искусству, отметил, что Манифесту  удалось провести  без провокационных арт-проектов и объявил, что:

«Никакого современного искусства нет, есть просто искусство».

Лауреат внеконкурсной номинации "За поддержку современного искусства России" директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский
Лауреат внеконкурсной номинации «За поддержку современного искусства России» директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский

Победителями в 5 конкурсных номинациях по мнению жюри и экспертного совета конкурса стали:

«Кураторский проект» (денежная премия 500 тыс. рублей) Петр Белый, Александр Теребенин и site-specific проект «Сигнал». Премию вручил член жюри Фабио Кавалуччи.

Петр Белый, Александр Теребенин и site-specific проект "Сигнал".
Петр Белый, Александр Теребенин и site-specific проект «Сигнал».

Кураторы отметили, что их роль была продиктована волей более 50 художников, вовлеченных в проект на двух тысячах квадратных метров заброшенного конструкторского бюро в Петербурге. Художники разных поколений попали в насыщенную среду, где старшая генерация почувствовала ностальгическую атмосферу, а поколение не связанное с советской памятью пыталось в  необьяснимой руинированности нащупать признаки надежды. Именно за самоорганизацию жюри вручило приз этому кураторскому проекту. 

Петр Белый, Александр Теребенин и site-specific проект "Сигнал".
Петр Белый, Александр Теребенин и site-specific проект «Сигнал».

В течение постоянно меняющейся выставки возникали и распадались межпоколенческие сопоставления, междисциплинарные, смысловые блоки, как бы на практике создавая действующую модель современного искусства. Выставка «Сигнал» – характерный для сегодняшнего дня пример самоорганизации художников, где принципиальным критерием стало доверие участников друг к другу, а результатом – идея изначальной свободы и непредсказуемости искусства.

«Теория, критика, искусствознание» (денежная премия 500 тыс. рублей) — приз разделии Анна Романова, Галина Метеличенко «Острова Юрия Соболева» и Игорь Чубаров «Коллективная чувственность: Теории и практики левого авангарда». Вручал премию член жюри Дмитрий Галкин.

«Острова Юрия Соболева» — научно-исследовательское издание, посвященное восстановлению творческого наследия одного из лидеров неофициального искусства, участника знаменитой манежной выставки 1962 года, художника Юрия Соболева. Соболев еще тогда применял идеи и наработки из самых разных медиа того времени.

Игорь Чубаров, доктор философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН, поделился, что чувствует себя никромантом, вызывающим дух левого авангарда. Его антропологический анализ феномена русского левого авангарда посвящен произведениям конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», институтов ИНХУК, ВХУТЕМАС, ГАХН. 

«Региональный проект» (денежная премия 400 тыс. рублей)  — «Ниже Нижнего: Новейшие опыты околоволжского краеведения» кураторов Евгения Стрелкова и Андрея Суздалева. Вручила премию член жюри Ольга Шишко.

Проект, основанный на одноименной книге Эдуарда Абубакирова, Евгения Стрелкова и Вадима Филиппова, имитирует экспозицию условного краеведческого музея, поднимая вопросы о возможных границах домысла в современной музейной реконструкции, о художественном вымысле как катализаторе зрительского внимания и спосбствует формированию критического подхода к музейной, исторической и социальной мифологии. 

«Новая генерация» (денежная премия 200 тыс. рублей) — «Смерть Тарелкина» Евгении Долининой, Веры Коняшовой, Романа Кутнова, Александра Лещёва, Глеба Нечаева, Марины Рагозиной и Марии Сокол. Вручала член жюри Анастасия Курехина.

«Смерть Тарелкина» Евгении Долининой, Веры Коняшовой, Романа Кутнова, Александра Лещёва, Глеба Нечаева, Марины Рагозиной и Марии Сокол. Вручала член жюри Анастасия Курехина.
«Смерть Тарелкина» Евгении Долининой, Веры Коняшовой, Романа Кутнова, Александра Лещёва, Глеба Нечаева, Марины Рагозиной и Марии Сокол. Вручала член жюри Анастасия Курехина.

Мультимедийный перформанс выпускников Медиа Арт Лаб в манеже актуализирует классическую пьесу Александра Сухово-Кобылина, трансформируя ее в мокьюментари-спектакль на основе нашумевшей истории Эдварда Сноудена.

Мультимедийный перформанс выпускников Медиа Арт Лаб
Мультимедийный перформанс выпускников Медиа Арт Лаб

А что если бы Джулиан Ассандж был художником? Читать далее.

В фокусе оказываются острые темы современности, вопросы о допустимости повсеместного негласного наблюдения и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности. Если рассматривать действия Сноудена с позиции искусства, то его акция — один из лучших проектов медиа-акционизма XXI века. Наблюдаемый зритель оказывается включенным в постановку как объект слежки, а процесс наблюдения превращается в элемент художественного языка.

Главная премия «Произведение визуального искусства» (денежная премия 800 тыс. рублей)  досталась Ирине Кориной с тотальной инсталляцией «Припев». Приз вручал Виктор мизиано

Ирина Корина. Тотальная инсталляция "Припев"
Ирина Корина. Тотальная инсталляция «Припев»

Несмотря на напряженную дискуссию, которая по словам Виктора Мизиано развернулась у членов жюри конкурса, относительно выбора победителя, победу Ирины Кориной многие предсказывали накануне. Ее проект реализованный в Stella Art Foundation уже фигурировал в числе номинантов Премии Кандинского этого года, но лауреатом в тот раз не стал. 

Ирина Корина. Тотальная инсталляция "Припев"
Ирина Корина. Тотальная инсталляция «Припев»

Проект Ирины образует густую выставочную среду, составленную из крупных объектов, в которых непременно что-то кружится, вращается, полощется, вздымается и оседает: 

«Это заранее известное , зацикленное меланхолическое действие — как припев, каждый раз успокоительно повторяющийся. Где все новое — уже заведомо старое. Это как явная плачевность и тоска курортных декораций, в которых тем не менее всегда остается то непонятное и необъяснимо притягательное, куда никогда не удастся проникнуть. Там — обещания грядущих событий, о которых мы знаем заранее и которые уже видятся как прошедшие. Это гипнотизирует меня» — разъясняет свою работу Ирина Корина.

Ирина Корина. Тотальная инсталляция "Припев"
Художник Ирина Корина.

Премия прошла в 10-й раз. С 2005 года, главная российская премия в области современного искусства, проводимая Государственным центром современного искусства при поддержке Министерства культуры РФ, обрела федеральный масштаб.  На конкурс Инновация 2014 поступило 300 заявок из 33 регионов России.