Пленэр (от французского en plein air — в переводе с французского «на открытом воздухе». Художники знают, что живопись на пленэре — это не просто красивый образ, романтическая игра слов, а вполне определенный термин, обозначающий как живописную технику, так и непосредственный её результат. Пленэрная живопись обладает той свежестью, той силой передачи мгновенного, переменчивого, мимолетного, которой нет у пейзажистов, работающих только в мастерской по этюдам, зарисовкам с натуры или по памяти.
Казалось бы, художники испокон веков писали предметы с натуры, при естественном свете и в естественных условиях. Тем не менее, само понятие появилось сравнительно недавно: по существу, принципы пленэра получили распространение лишь в первой половине XIX века.
Только работая на «открытом воздухе», пленэре, можно живо и полно передать «открытые» проявления жизни: особенности естественного освещения и световоздушную среду. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебль писал пейзажные этюды с натуры, пытаясь передать в них изменения погоды и атмосферы, но все же картины дописывались и дорабатывались в мастерской. Только через полвека в полной мере на открытом воздухе стали работать мастера барбизонской школы, Камиль Коро и другие художники.
Общение с природой, постоянный контакт с ней в процессе работы обостряют взгляд живописцев-пленэристов, делают их чуткими к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. А главное — в этой непосредственной близости к природе художник вступает в теснейшее общение с ней.
По-настоящему пленэрная живопись раскрылась в работах французских импрессионистов: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и другие. В 1891 году К. Моне вступил на пленэре в настоящее соревнование с природой. По тем временам это был смелый и рискованный эксперимент. Так родилась серия «Тополя», написанная на берегу реки Эпт.
Мастер работал одновременно на нескольких мольбертах, стремясь запечатлеть колорит и освещение, непрестанно меняющиеся в зависимости от времени суток и погоды. Художник одну за одной создавал картины, состязаясь в скорости с самим светом: хрупкие, дрожащие в золотистой утренней дымке и грозно вздымающиеся на фоне всполохов закатного неба деревья.
Раскрыв секрет особого зрительного эффекта, который получается при наложении рядом друг с другом мазков чистого, несмешанного цвета, импрессионисты добились в своих пейзажах редкой солнечности, яркости, свежести. До импрессионистов моменту наложения красок на холст предшествовало смешение их на палитре.
Например, для получения определенного “теплого” желтого цвета на палитру накладывалась желтая, коричневая, красная краски и смешивались. Импрессионисты для получения такого же цвета все составляющие его цвета накладывали на холст чистыми мазками. В результате с определенного, продиктованного художником расстояния они смешивались “в глазу” у зрителя. Тем самым снимая условность ровного, среднего тона. Возьмем, к примеру, пейзаж последователя импрессионистов Альбера Марке “Порт Гонфлер”.
Марке был великолепным маринистом — художником любившим и умевшим писать море, — его пейзаж полон жизни.В нем ощущение влажного морского воздуха, чистоты, как бы “умытого” неба, свежесть красок. Марке удалось в самой композиции этого небольшого полотна, в расположении бегущих парусников передать ту извечность движения. Сама поверхность воды, гладкая, как стекло, отражающая лучи утреннего солнца, превращается в узор серовато-голубых, белых и желтых пятен, точно передающих цвет моря на рассвете. Пейзаж Марке не претендует на философские обобщения, но в нем есть обаяние самой жизни. Зритель перед картинами Марке чувствует себя как перед широко распахнутым окном.
В России во второй половине XIX – начале XX веков на пленэре работали такие выдающиеся живописцы как Валентин Серов, Василий Поленов,Исаак Левитан, Константин Коровин, Игорь Грабарь и многие другие. Левитан запечатлел в картине «Март» радостное пробуждение природы от затяжного зимнего сна.
На ноздреватом мартовском снегу лежат голубые, сиреневые и лиловые тени. Работая на пленэре, художник обнаружил и показал зрителям, что в свете яркого солнца тени теряют свой аскетичный тёмный цвет. Синее весеннее небо и яркое солнце окрашивают их в праздничные тона. Рефлексы отражённого света и цвета проникают в тени сугробов, ложатся нежными бликами на снег возле крыльца.
С конца XIX века и до наших дней работа на пленэре лежит в основе обучения начинающих живописцев. И состоявшийся мастер, время от времени покидает уютную мастерскую и выезжает «на вольный воздух», чтобы отрабатывать профессиональные навыки в «живой», динамичной обстановке, которые дает пленэрная живопись.