Работа с палитрой. Статья с упражнениями.


Как понять «цену» каждой краски, ее возможности и научиться извлекать из небольшого их числа множество смесей разных цветовых оттенков.

работа с палитрой

Многие думают, что почти все время в живописи уходит на то, чтобы класть краски на холст и водить по нему кистью. На самом деле работа с палитрой — поиски цветовых соотношений и необходимых красочных смесей — занимает очень большую часть времени. Великие произведения изобразительного искусства привлекают внимание поразительным богатством цветовых оттенков, глубиной и ясностью их звучания.

При этом известно, что, к примеру, Рубенс, как и другие мастера его времени, пользовался сравнительно небольшим количеством красок, а Рембрандт и вовсе создавал многие свои произведения, пользуясь всего семью красками. Каким образом это им удавалось?

Ведь известно, что цветовое многообразие окружающего мира безгранично, а один и тот же предмет можно увидеть во множестве различных цветовых состояний. Более того, в природе существует неисчислимое количество цветов и оттенков, и чем развитее глаз человека, чем изощреннее чувство цвета у художника, тем большее число цветовых градаций он в состоянии увидеть в натуре. Палитра же обладает ограниченным цветом красок. При этом многовековой опыт творческой деятельности художников доказывает огромные возможности живописи. За счет чего они достигаются?

Работа с палитрой заключается, прежде всего, в том, чтобы из красок составить необходимый оттенок – превратить сырую краску в живописный цвет, найденный при помощи сравнения. А так как цветов в природе бесконечно много – чистыми красками нельзя обойтись. Необходимо все время в разных вариантах и пропорциях смешивать две-три краски друг с другом.

Несмешанная краска на палитре почти никогда не соответствует видимому цвету. И если мы говорим о неограниченных цветовых возможностях палитры, то главным образом потому, что можем, смешивая краски, из малого их количества добыть великое множество разнообразнейших цветов и оттенков. Чем богаче опыт живописца, тем большее число цветов он может извлечь из своего красочного арсенала – палитры. 

Стоит помнить о том, что красочная смесь, перенесенная на холст, выглядит не так, как на палитре, где она была получена. Прежде чем положить цвет на холст необходимо несколько раз проверять его правильность, глядя на натуру, холст, палитру. Вот как говорил об этом Чистяков: «…Первый взгляд на натуру, второй – на палитру, третий – на натуру, четвертый – на палитру и, когда составите цвет, по вашему мнению, точный, не кладите на холст, а проверьте еще раз с натурой и добавьте, что увидите не достает ему. Затем кладите на холст …».

Определив состав необходимой смеси, берите краску концом кисти, и не нажимая на нее, смешивайте до тех пор, пока не получится нужный цвет. Долго месить краски на палитре не следует: смесь потеряет свой живой цвет,  свою переливчатую, трепетную остроту, и станет похожей на замазку.

Работа с палитрой и черная краска 

Неопытные живописцы очень часто пытаются применять черную краску в качестве средства затемнения цвета – пишут ею тени и подмешивают во все неяркие цвета. В результате этого цвет замутняется, становится грязным, тяжелым и фальшивым. Нередко педагоги советуют начинающим совсем не употреблять черную краску на первых этапах обучения живописи. На самом же деле, черная краска очень хороша, если к ней относится как ко всякой другой, и применять ее не для затемнения, а для получения определенного оттенка цвета, для изменения его по теплохолодной характеристике и по насыщенности.

Делая упражнения на смешения красок, вы можете убедиться как сильно изменяется характер цветового оттенка от прибавления разного количества жженой кости в любую краску – в охру или изумрудную зеленую, в английскую красную или желтый кадмий. Черная краска дает в смесях различные, очень тонкие и красивые оттенки.

Умение различать не только тональные, но и цветовые изменения освещения надо всячески развивать в себе как один из важных моментов колористического видения натуры. Читать далее

Стремление к максимально полной передаче богатства и звонкости природных цветов часто приводит к излишней яркости, «ядовитости» цвета в написанных работах. Чересчур розовые облака и слишком синее небо, едкий цвет зелени, багрово-красные или желтые лица и руки, грубо закрашенные цветы, фрукты и другие предметы часто встречаются в этюдах начинающих художников. Главным образом это происходит от еще мало развитого чувства цвета, неопытностью в обращении с  красками, незнанием их «силы», «цены».

Работа с палитрой. Упражнение

Чтобы понять «цену» каждой краски, ее возможности и научиться извлекать из небольшого их числа множество смесей разных цветовых оттенков, полезно проделать специальные упражнения и поработать с натуры ограниченной палитрой. Часто для этого используются белила, жженая кость, английская красная, светлая охра. Из этих четырех красок самой теплой будет английская красная, самой холодной – жженая кость. В этом сильно сокращенном красочном диапазоне нужно искать все необходимые колебания цветов, составляя из четырех красок всевозможные смеси (это упражнение полезно еще и потому, что позволяет обратить большое внимание на общее тональное решение работы, имеющее огромное значение).  Скажем, самой яркой зеленью будет смесь охры с костью, а различные оттенки зеленого цвета нужно будет получать путем смешения этих же двух красок с белилами в разных пропорциях. Чистая английская красная станет самым ярким из красных цветов, а ее смешения с охрой и белилами дадут разные оттенки оранжевого и тепло-желтого. Все фиолетовые и коричневые цвета придется получать из различных смешений кости, английской красной и белил, а оттенки синего и голубого цветов должны зазвучать от комбинации смесей кости и белил. Как видите, дело очень нелегкое, но зато оно принесет большую пользу. Такой палитрой очень полезно писать пейзаж, натюрморт, голову и фигуру человека.

журнал «Художник» №1 1963.

avatar