Стиль Модерн — интернациональное явление, охватившее Европу, Россию и США начала ХХ века. После Первой Мировой войны это время стали ностальгически называть la belle epoque (прекрасная эпоха). Явственнее всего модерн проявился в архитектуре и декоративноприкладном искусстве, в живописи — в особом жанре картины-панно, в скульптуре — в использовании новых материалов: дерева, гипса, терракоты, майолики. Особенно ярко стиль модерн отразился в графических искусствах — афише и рекламном плакате.
Характерные черты стиля Модерн:
- гибкость линий,
- тяготение к узорам и декоративности,
- широкое использование фольклорных и исторических мотивов.
Русский Модерн
Расцвет русского модерна пришелся на период между 1896 и 1914 годами. В это время, по словам Андрея Белого, происходит «пересоздание жизни»: художники с увлечением творят мир вымысла, грез, объединяя реальность с собственными фантазиями, пересматривают эстетические ценности Античности, Ренессанса, классицизма, национального фольклора, наполняя их новым, современным содержанием. Восприятие окружающего мира через исторические аллюзии прошлого пронизано восторгом и упоением перед природой, музыкой, поэзией, театром.
Вслед за Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Андреем Белым художники, создавая свои произведения, ориентируются на духовный опыт человечества в самом широком смысле и соотносят образы прежних веков с современностью.
Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин и многие другие крупные, именитые художники привнесли в художественный язык плаката приемы станковой живописи, графики и театрально-декорационного искусства. Планомерное
формирование массового вкуса осуществлялось через иллюстрации и приложения крупнейшего в России журнала «Нива», с которым сотрудничали И.С. Горюшкин-Сорокопудов, Д.Н. Кардовский, Е.П. Самокиш-Судковская и другие авторы.
Афиши выставок, поэтических и музыкальных вечеров, театральных спектаклей и постановок кабаре сохраняют ауру насыщенной событиями и динамичной городской жизни «прекрасной эпохи».
На выставке Лики модерна будут также представлены произведения живописи, скульптуры, а также рекламные плакаты и афиши. Зрители смогут увидеть полюбившиеся произведения талантливых мастеров начала прошлого столетия: Н.А. Андреева, К.Ф. Богаевского, Ф.В. Боткина, И.И. Бродского, А.Я. Головина, А.С. Голубкиной, В.И. Денисова, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, С.Т. Конёнкова, А.И. Савинова, Н.П. Ульянова. Это как уже хорошо известные по постоянной экспозиции вещи, так и те, что редко покидают запасники Третьяковской галереи. Таким образом, выставка продемонстрирует все многообразие стиля модерн в России, а также откроет широкому зрителю новые имена.
Экспозиция Лики Модерна логически продолжает недавно завершившуюся выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», проходившую в зале Врубеля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Фото обложки: И.С. Горюшкин-Сорокопудов.
Листопад. Портрет В.В. Иссинской. 1900-е. Холст, темпера.
Государственная Третьяковская галерея