Книжная иллюстрация — самостоятельный вид графического искусства. История искусства знает имена выдающихся графиков-иллюстраторов. С иллюстрациями Владимира Фаворского связываются образы “Маленьких трагедий Пушкина”, так и “видишь” толстовского Хаджи Мурата в листах Евгения Лансере, пушкинского медного всадника в иллюстрациях Александра Бенуа, чеховские образы в акварелях Давида Дубинского.
![книжная иллюстрация](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/245238053.jpg)
Уже с начала XIX века русские графики постоянно занимались книжной иллюстрацией, обнаруживая качества проницательных и смелых интерпретаторов, дающих свое изобразительное толкование произведениям литературы.
Книжная иллюстрация, как вид графического искусства, имеет свои особенности. В задачи иллюстратора входит не только создание листов, сопровождающих текст, но и оформление книги в целом. Обложка, суперобложка, заставки и концовки, стиль графического оформления заглавных букв — все зрительные элементы в книге подчиняются той творческой интерпретации, в какой ее текст подается художником. Они составляют единство.
Для художника-иллюстратора важно обладать чувством эпохи, в которую была создана книга, знать культуру, породившую ее. Художник должен не только стать самым чутким и мыслящим читателем иллюстрируемого произведения, — он должен взглянуть на него глазами творца. Но творческое прочтение произведения художественной литературы иллюстраторами разное.
Некоторые графики стремятся помочь читателю понять содержание книги в соответствии с замыслом писателя. Красота образов, самый дух художественного произведения, характер таланта писателям раскрываются этими иллюстраторами, и их создания как бы сливаются с литературным текстом.
Таковы акварели Д. Дубинского к чеховскому “Дому с мезонином”. В этих прозрачных, легко исполненных листах есть главное — настроение новеллы Чехова, первого поэта в русской прозе, как его называл Лев Толстой.
![книжная иллюстрация](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/fdf3f5afbec4a603458e1431a5ea3705.jpg)
И образы героев, и окружающая их обстановка, и состояние души, охваченной первым большим чувством, были тонко переданы графиком. Он сумел выбрать важнейшие моменты в тексте, отразить в нескольких листах всю суть повествования. Дубинский взглянул на мир и людей глазами Чехова.
Ил. к повести Чехова «Дом с мезонином»
Есть иллюстраторы другого типа. Не строгое следование литературному тексту отличает их. Художников волнуют мысли, навеянные произведением, они развертывают в рисунках образы скорее перед зрителем, чем перед читателем.
Иллюстрированные тексты такого рода могут жить отдельно от текста как станковые произведения. Текст как будто послужил лишь толчком, а на основе этого импульса художник создал свое собственное, самостоятельное творение.
Пример таких иллюстраций — листы Бенуа к пушкинскому “Медному всаднику”, акварели и живописные картины Врубеля к лермонтовскому “Демону”. Не вся полнота содержания поэмы Пушкина, но лишь одна ее тема волновала Бенуа толкнула его на создание иллюстраций.
![книжная иллюстрация](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/unnamed-3-1.jpg)
Художник при помощи этого произведения хотел раскрыть те проблемы, которые интересовали его самого и его время. Топот скачущего медного всадника, зловещие тела, холодные бездушные ночные мостовые, скорченная фигурка несчастного Евгения, — если есть в пушкинском творении нечто страшное, то именно это стало объектом иллюстраций Бенуа.
![книжная иллюстрация](https://artandyou.ru/wp-content/uploads/285021-307x400.jpeg)
Великолепный пример создания зрительного эквивалента литературного памятника — иллюстрации советского художника Бориса Ивановича Пророкова к стихам Маяковского об Америке. Они не только раскрывают в обобщенной зрительной форме смысл стихов поэта.
Б.Пророков «Маяковский-об-Америке» 1951
Леонид Тишков: Иллюстрация была для меня способом заработать на жизнь, ей я занимался в середине 80-х годов будучи карикатуристом, а карикатура – обособленное искусство, самостоятельное, очень редкое и глубоко личное. Читать далее.