«Контуры Культуры» — всероссийский арт-проект, реализуемый Московским продюсерским центром и направленный на модернизацию общественных культурных пространств путем интеграции в их интерьерную среду современного искусства. Летом 2024 года 10 победителей третьего сезона создали около 2000 кв. м росписей, дополнив список площадок Центром драматургии и режиссуры, Детской школой искусств имени И.С.Баха и Детской музыкальной школой имени Йозефа Гайдна. Проект реализуется при поддержке Правительства Москвы, тем самым выступая связующим звеном между деятелями искусства и городскими учреждениями культуры, сферой современного изобразительного искусства и урбанистикой. Artandyou побеседовали с куратором проекта, арт-директором Московского продюсерского центра, которому в этом году также исполнилось 10 лет, Юлией Юрченко о том, какие возможности открываются для художников сегодня и как сделать так, чтобы в общественных пространствах было больше современного искусства.
Екатерина Карцева: Современное искусство за рамками выставочных залов, в городской среде – это один из главных маркеров креативного города, от которого выигрывают как сами жители, так и туристы, бизнес, творческие люди. При этом реализация таких проектов сопряжена с множеством сложностей. Как меняется понимание городской администрации, какую поддержку они вам оказывают?
Юлия Юрченко: Московский продюсерский центр — это многопрофильная организация, которая занимается проектным продюсированием талантливых представителей современного искусства. Мы являемся подведомственной Департаменту культуры города Москвы организацией, поэтому все инициативы, которые нами осуществляются в городе, происходят благодаря непосредственной поддержке городской администрации.
В 2022 году мы запустили всероссийский проект «Контуры Культуры», направленный на модернизацию интерьеров культурных общественных пространств с помощью стрит-арта и современного искусства в целом. Предшественником этой истории, за 2,5 года до, был проект «Искусством вовнутрь», который мы сами развивали на базе своего культурного центра «Щукино», определив задачу сделать из него некую точку притяжения, которая как минимум выделит учреждение среди других общественных культурных пространств и создаст фирменный стиль, который мог бы стать ориентиром для людей.
За 3 сезона реализации проекта (2022-2024) организаторами было получено более 1500 авторских эскизов от художников из более 80 городов России, а также из Китая и США. 61 победитель расписал более 50 городских площадок, преобразив при этом свыше 5000 кв.м. культурных общественных пространств Москвы.
За те годы мы привлекли 15 художников из разных городов страны, интегрировались с участниками в контексте проекта в крупнейшие фестивали и ярмарки, такие как Blazar или Art Russia. В результате Департамент культуры города Москвы поддержал нас в стремлении масштабироваться, предоставив различные культурные общественные учреждения, а именно московские библиотеки и культурные центры Москвы. Так появились «Контуры Культуры» и началось их распространение по столице.
Без вовлеченности и поддержки города все эти процессы развития проекта были бы просто невозможны
«Проект открывает новые горизонты для создания и развития наших инициатив и подчеркивает их значимость в мировом масштабе», — сообщил Сергей Собянин, Мэр Москвы.
«За три года арт-проект “Контуры Культуры” приобрел значение не только в масштабе города, но и страны: художники со всей России получили равную возможность определять облик современных общественных пространств культуры и заявлять о себе на площадках столицы. Проект, где главную роль играет только талант, становится для участников социальным лифтом и пространством для диалога с аудиторией», — подчеркнул Алексей Фурсин, Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы.
На данный момент за спиной уже 3 сезона этого проекта. Всего расписана 51 площадка с общей площадью более 5000 кв. метров. Победителями стал 61 художник из разных уголков страны. В этом, третьем сезоне к библиотекам и культурным центрам присоединились школы искусств и театр. Также, хотелось бы отметить, что проект получил в этом году и международное признание в номинации «Передовая практика» от премии «ОГМВ — Мехико — Культура 21» как пример городской трансформации и успешного развития культуры на местном уровне.
Какие принципы работы с пространством вы бы выделили среди проектов победителей. Можете ли вы сформулировать критерии успешного проекта?
Юлия Юрченко: Важная составляющая проекта «Контуры Культуры» — не забывать, что мы работаем с общественным пространством, а следовательно с массовым зрителем разных возрастов, культуры, насмотренности и множеством других факторов.
В результате реализации росписи в интерьере должно остаться ощущение, что все находится в балансе друг с другом. Будто изначально так задумывал архитектор. Здесь важна и колористика, и композиция росписи, вторящая базовым интерьерным особенностям. Конечно же, профессиональность исполнения. У нас большие площади стен, и очень важно, чтобы художник умел чувствовать объем и работать с таким масштабом. Ну и конечно — концепция художника, которая также должна нести не только заложенную идею самого проекта об объединении времен — от прошлого, настоящего до будущего, через культуру разных эпох, — но и логично встраиваться в идеологию учреждения. Именно для этого отбор осуществляется через всероссийский конкурс (опен-колл), при участии экспертного жюри из различных областей искусства, дизайна, архитектуры.
Какие медиумы и сюжеты использовали художники-победители проекта?
Юлия Юрченко: Изначально проект задумывался для поддержки художников уличной волны, или стрит-арт направления, так как им проще всего было работать с большими площадями. Благодаря проекту мы помогали социально популяризировать это направление искусства среди горожан, а художникам давали возможность быть принятыми на уровне городской администрации и выйти из восприятия уличного искусства как вандализма.
В Европе существует отдельный сегмент арт-рынка, который там называют Urban Contemporary. В России Институтом исследования и развития стрит-арта в Санкт-Петербурге предложен термин «Уличная волна». Читать далее.
Сейчас же участниками проекта «Контуры культуры» стали не только стрит-арт художники: побеждают и графики, иллюстраторы, живописцы, дизайнеры. Очень интересно наблюдать, как происходят у художника некие точки роста и от миниатюры на листе или иллюстрации для книги он решается на роспись в 150 кв. метров.
Сейчас мы можем найти графичные сюжеты с отсылками к известным литературным произведениям, росписи в стиле барельеф, будто проявляющиеся объемом из стены, классическую живопись или наоборот новаторскую точечную технику, рассказывающую при этом об античности. Все это — важная составляющая популяризации современного искусства, которая к тому же имеет просветительский контекст для всех посетителей учреждений.
Как сотрудники учреждений-участников и зрители реагируют на нововведения? Есть ли пресловутый страх перед современным искусством?
Юлия Юрченко: Конечно, когда мы только запускали проект 3 года назад, площадки с огромной настороженностью относились к участию. Не все с легкостью шли на обновления, оберегая то, что они создавали и поддерживали. Но с каждым сезоном становились очевидны результаты. Сейчас, к завершению третьего сезона, мы видим, как благодаря проекту, в библиотеках, например, стало увеличиваться количество молодой прогрессивной молодежи, которая в том числе следит за современным искусством и наблюдает за профессиональным развитием художников-участников. При посещении институций, участвующих в «Контурах Культуры», можно увидеть процесс росписи в реальном времени. Все чаще в общественных учреждениях появляются росписи именитых художников, которые увидеть просто так очень сложно.
Я искренне верю сама, что искусством можно трансформировать все: и внутреннюю среду, и внутреннее состояние людей
Росписями удается добавить света там, где было темно и мрачно. Создавая другую атмосферу, хочется менять настроение людей. И это можно назвать основной миссией, которая вышла за рамки просто модернизации культурных пространств — трансформация внутреннего мира человека: как того, кто туда приходит на время, так и того, кто там работает.
Как соблюсти баланс между запросом широкой аудитории, ожиданиями чиновников и экспериментальным видением творческого человека, без ущерба какой-либо из сторон?
Юлия Юрченко: В рамках конкурсного отбора мы прописываем на сайте все особенности проекта: цель, миссию, концепцию года и какие именно площадки участвуют в проекте. Художнику открыто для понимания все, что ждет его при участии. Очень важно, чтобы у художника с площадкой произошел некий синтез, начиная с интерьерных решений и заканчивая транслируемыми смыслами и идеями. Это влияет и на качество подаваемого эскиза на конкурс, и потом заметно по работе во время реализации. Разумеется, все особенности каждого сезона согласовываются с Департаментом культуры, озвучиваются будущим учреждениям. Мы проводим большую предварительную исследовательскую работу. Собираем специальные паспорта площадок с их особенностями, фирменным стилем, предпочтениями, которых мы по возможности стараемся придерживаться. Конечно, в рамках реализации бывают спорные моменты со всеми акторами, но мы стремимся искать разумные компромиссы и, честно говоря, по итогу реализации и спустя время, так сказать, пожив в этом, все возвращаются с очень положительными отзывами.
С какими технологическими сложностями сталкивались художники, может быть были примеры, как с помощью новых технологий художники обходили физические ограничения пространства?
Юлия Юрченко: В первом пилотном сезоне еще были нюансы. На тот момент не было прогрессивного развития в области реновации культурных площадок. Сейчас это городская программа, те площадки, что выходят к нам, — уже после ремонта и с новым взглядом на интерьерную подачу. Но и тогда мы с помощью художественных техник, цвета, определенного расположения росписи в пространстве находили способы решать разные сложности, в том числе и технологического характера.
Среди победителей уже трех сезонов есть Степан Краснов — известный художник уличного искусства, автор техники неопуантилизм. Его техника уникальна. Визуально она создает цветовой паттерн из кругов, но при наведении экрана мобильного телефона видны образы античных героев или представительниц эпохи Ренессанса. В этом году Степан расписал два концертных зала Детской школы искусств И. С. Баха, в одном из которых находится орган, — и всё это Степан превратил в удивительный мир в технике неопуантилизм.
Также в этом году у нас был интересный опыт с искусственным интеллектом (ИИ). Художник Никита Ходак предложил эскиз, сделанный с помощью ИИ, — некие формы перерождений цвета, объемов и смыслов. Площадка, на которую он был интегрирован, — Культурный центр «Алые паруса». Пойти на риск, предложить другую форму алых парусов, которые в абсолютно новой итерации общаются с посетителями, превращаясь в настоящие паруса с помощью 3D-технологий, было непросто, но в результате площадка осталась очень довольна.
Расскажите про развитие проекта с точки зрения географии. Есть ли повод художникам из регионов или даже стран более пристально следить и подавать заявки?
Юлия Юрченко: Наш проект всероссийский и бесплатный к участию, а значит есть возможность любому художнику, из любого региона нашей страны подать заявку и быть рассмотренным на абсолютно одинаковых условиях. Важно умение работать с крупным пространством, предложить интересную концепцию, вторящую идее проекта сезона и, конечно же, профессиональный авторский стиль. За все 3 сезона проекта заявки подали более чем из 80-ти городов страны, а в этом году приходили эскизы даже из Китая, Италии, Белоруссии и США. Опыта работы с международными художниками еще в этом проекте нет, но, возможно, будет и это.
На каких условиях участвуют художники, прошедший отбор?
Юлия Юрченко: В рамках реализации мы снимаем для художников видеоролики, делаем фотосессии, организуем информационную поддержку в самых разных каналах СМИ, что очень ценно для художников в целом, а молодым ребятам из регионов особенно. Также победителям проекта мы выплачиваем гонорар, но вопросы логистики и проживания в Москве они решают самостоятельно. В этом году будем стремиться реализовать программу партнерства с РЖД, авиаперевозчиками и отелями, чтобы предоставить какие-то спецусловия, карты лояльности, скидки для художников, приезжающих в Москву из регионов.
Фото предоставлено Московским продюссерским центром и проектом «Контуры культуры»