Осень — сезон набора в школах современного искусства. Сегодня молодым художникам представляется достаточно широкий выбор школ. Но Институт современного искусства Иосифа Бакштейна (ранее Институт проблем современного искусства) — старейшее учебное заведение. Под группой художников и деятелей искусства он был создан в 1992 году, его программу «Новые художественные стратегии» проходили многие современные художники разных поколений — Арсений Жиляев, Ирина Корина, Диана Мачулина, Таисия Короткова, Ольга Божко, Слава Нестеров, Михаил Никатин и многие другие. Станислав Шурипа, совместно с Анной Титовой основатель «Агентства сингулярных исследований», когда-то выпускник Института современного искусства, а теперь преподаватель и ректор, рассказал как происходит процесс обучения и зачем нужно гуманитарное образование сегодня. Интервью состоялось в рамках выставки работ учащихся и выпускников ИСИ ИБ «Волны, потоки, поля, облака» в ЦТИ Фабрика.
В последнее время студенты активно идут учиться на гуманитарные специальности и профессии, связанные с искусством в целом. Что изменилось в современном мире и побуждает искать реализации в гуманитарной сфере?
Станислав Шурипа: Интерес к искусству растет, становится заметно больше и художников, и работников искусства, и зрителей. Это общемировая тенденция, и есть мнение, что будущее за ней. Думаю, главных причин две. Во-первых, у людей появляется больше свободного времени и сил. Во-вторых, развиваются коммуникации, с ними расширяется и аудитория современной культуры.
Человек сегодня более информирован об окружающем мире, чем когда-либо раньше. Каждое новое поколение видит больше образов, чем предыдущее. При определенном уровне культурного опыта тебе хочется понимать реальность глубже, чем предлагает развлекательная культура. И тогда ты начинаешь интересоваться более экспериментальным и некоммерческим искусством.
Думаю научить быть художником нельзя, но научить мыслить особым образом можно. Как происходит учебный процесс, что вы считаете важным понять о профессии / образе мышления современного художника?
Станислав Шурипа: Образовательная программа Института современного искусства Иосифа Бакштейна задумывалась как пост-вузовская. Это дополнительное профессиональное образование; наши абитуриенты в основном — действующие художники, которые стремятся реализовать себя в поле современного искусства.
Я думаю, что каждый становится художником сам, и это может происходить очень по-разному.
Мы стараемся создавать оптимальные условия для того, чтобы учащиеся могли сами формировать собственную профессиональную идентичность. Рассказываем о настоящем и прошлом искусства, актуальных идеях и методах, о том, как устроена сфера культуры. Успех в искусстве сегодня требует тонкого понимания и эксперимента, и традиции, поэтому важно и знать историю, и чувствовать дух настоящего.
Многие хотят быть авторами, создателями. Не критиками или даже хотя быть покупателями, коллекционерами искусства. Все хотят быть генераторами смыслов, но всем ли это дано? Тем более в ситуации низкой культуры в обществе в целом.
Станислав Шурипа: И критик, и покупатель искусства – тоже создатели. Коллекционеры – как раз образцовые создатели частных вселенных. Это люди, которые много думают об искусстве, оно оживает в их сознании. Часто художники и сами являются коллекционерами. Даже если ты просто любишь искусство, то уже участвуешь в генерировании смыслов. Кроме того, современные технологии, среди которых проходит почти вся наша жизнь, рассчитаны на то, что пользователи больше будут высказываться, выражать свои мысли и чувства в образах и текстах. На каком-то уровне это ведет к раскрытию способностей человека; в будущем можно ожидать появления еще большего количества людей с талантами к в том числе и таким занятиям, которых мы, возможно, еще и не знаем.
На выставке можно встретить размышления художников о жизнях и превращениях пространственности и ее эффектов: расстояний и горизонтов, мест и окрестностей, внешнего и внутреннего, складок и разрывов. Но насколько в ИСИ студентам предоставляется свобода выбора? Подчас школы современного искусства очень жестко определяют рамки.
Станислав Шурипа: Художники сами придумывают и делают работы, это ключевой момент. Поэтому очень важна такая вещь как вдохновение. В процессе подготовки итоговой выставки “Волны, потоки, поля, облака“, участники предлагали множество интересных идей, самых разных, было приятно чувствовать как раз этот пульс художественной мысли. Я как куратор в таких случаях стараюсь действовать нейтрально, — не подгонять разнообразие высказываний под жесткую концепцию, а создать условия для того, чтобы работы раскрывались сами и в диалогах друг с другом. Поэтому и тема выставки выбрана максимально широкая: размышления о производстве пространств – воображаемых, социальных, виртуальных, самых разных. Участники как-то сразу поддержали, стали появляться новые идеи, — а это есть самое интересное: когда энергия искусства на твоих глазах обретает форму.
“Как возникают пространства? Из чего они состоят? Как влияют на тех, кто в них обитает и действует? Какие формы жизни, — социальной, культурной, а возможно и не-человеческой, — порождают? Что значат эти слова: даль, близость, место, среда, атмосфера, — абстракции, продукты и инструменты технонауки и семиокапитализма? А может быть, это еще и сетевые акторы, персонажи планетарной драмы Антропоцена, вестники будущего, следы возможных миров? Эти и другие вопросы волнуют не только художников; производство пространств становится одним из ключевых сюжетов нашего времени. Создание и трансформация позиций, дистанций и траекторий разворачивается на множестве уровней. Культура, урбанизм, наука, общественные связи, внутренний опыт, — в различных сферах идут процессы сближения и отдаления, дифференциации и слияния, переизобретения метрик и взаимодействий. Фрагмент кураторского текста С. Шурипы
Работы ваших выпускников отличаются от работ выпускников ВШЭ, Свободных мастерских или Московской школы современного искусства. Они, в том числе которые мы видим на выставке, менее озабочены объектностью, материальностью искусства, а иной раз даже сделаны из недолговечных материалов. Ясно, что современное искусство сконцентрировано вокруг производства смыслов, а не вещей. Но как бы мы ни критиковали коммерциализацию искусства, жить на что-то надо. Найдутся ли у нас галереи, готовые это выставлять и коллекционеры? Какие дальнейшие пути ждут молодых художников? Участие в арт-резиденциях? Гранты?
Станислав Шурипа: О художественном качестве трудно судить исходя только из физических свойств материалов. Объектность не обязательно должна быть коммерческой. Кстати, многие авторы, и не только уже состоявшиеся, но и начинающие, умеют совмещать две эти линии – условно коммерческую и экспериментальную. За два с половиной десятилетия наш институт закончили около тысячи художников. Значительная часть известных авторов, сегодня уже классиков – наши выпускники; их траектории в искусстве очень разные, как и языки, медиа и методологии, с которыми они работают. Серьезные художники традиционно ставят перед собой амбициозные задачи, — участие в музейных выставках и биеннале. Успех на рынке нередко бывает в этом серьезным подспорьем: галереи и коллекционеры – это важная и влиятельная составляющая арт-сцены.
Сложные времена не любят творческих и мыслящих людей. А время сейчас для современного искусства в России критическое. Необходимо ли продолжать готовить современных художников? Может быть их уже слишком много, а информация есть в интернете?
Станислав Шурипа: Интересно, что в наши непростые времена и у нас, и в целом по миру открываются многочисленные учебные программы, школы и факультеты искусств. С каждым годом становится больше выставок, галерей, музейных и частных коллекций. Похоже, что мы находимся на пороге небывалого расцвета искусства, — времени, когда его значение будет только расти.
Выставка до 29 сентября 2024 по адресу Москва, Переведеновский пер., 18; залы «Цех Отделки», «Оливье», АСИ, вход свободный.