Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Станислав Шурипа: "Мы находимся на пороге небывалого расцвета искусства, - времени, когда его значение будет только расти"


Ректор Института современного искусства И. Бакштейна, куратор, художник и преподаватель Станислав Шурипа про обучение современному искусству и выставку выпускников «Волны, потоки, поля, облака» в ЦТИ Фабрика.

Станислав Шурипа4_1

Осень — сезон набора в школах современного искусства. Сегодня молодым художникам представляется достаточно широкий выбор школ. Но Институт современного искусства Иосифа Бакштейна (ранее Институт проблем современного искусства) — старейшее учебное заведение. Под группой художников и деятелей искусства он был создан в 1992 году, его программу «Новые художественные стратегии» проходили многие современные художники разных поколений — Арсений Жиляев, Ирина Корина, Диана Мачулина, Таисия Короткова, Ольга Божко, Слава Нестеров, Михаил Никатин и многие другие. Станислав Шурипа, совместно с Анной Титовой основатель «Агентства сингулярных исследований», когда-то выпускник Института современного искусства, а теперь преподаватель и ректор, рассказал как происходит процесс обучения и зачем нужно гуманитарное образование сегодня. Интервью состоялось в рамках выставки работ учащихся и выпускников ИСИ ИБ «Волны, потоки, поля, облака» в ЦТИ Фабрика.

Кристина Акатова, «Призраки»

В последнее время студенты активно идут учиться на гуманитарные специальности и профессии, связанные с искусством в целом. Что изменилось в современном мире и побуждает искать реализации в гуманитарной сфере?

Станислав Шурипа: Интерес к искусству растет, становится заметно больше и художников, и работников искусства, и зрителей. Это общемировая тенденция, и есть мнение, что будущее за ней. Думаю, главных причин две. Во-первых, у людей появляется больше свободного времени и сил. Во-вторых, развиваются коммуникации, с ними расширяется и аудитория современной культуры.

Человек сегодня более информирован об окружающем мире, чем когда-либо раньше. Каждое новое поколение видит больше образов, чем предыдущее. При определенном уровне культурного опыта тебе хочется понимать реальность глубже, чем предлагает развлекательная культура. И тогда ты начинаешь интересоваться более экспериментальным и некоммерческим искусством.

В кадре работы Любови Ремизовой «Твердый плюш», Лены Соловьевой «Среда обитания», Joy «Остаток», Татьяны Серовой «Офис» и Майи Шмелевой «Напряжение».

Думаю научить быть художником нельзя, но научить мыслить особым образом можно. Как происходит учебный процесс, что вы считаете важным понять о профессии / образе мышления современного художника?

Станислав Шурипа: Образовательная программа Института современного искусства Иосифа Бакштейна задумывалась как пост-вузовская. Это дополнительное профессиональное образование; наши абитуриенты в основном — действующие художники, которые стремятся реализовать себя в поле современного искусства.

Я думаю, что каждый становится художником сам, и это может происходить очень по-разному.

Мы стараемся создавать оптимальные условия для того, чтобы учащиеся могли сами формировать собственную профессиональную идентичность. Рассказываем о настоящем и прошлом искусства, актуальных идеях и методах, о том, как устроена сфера культуры. Успех в искусстве сегодня требует тонкого понимания и эксперимента, и традиции, поэтому важно и знать историю, и чувствовать дух настоящего.

Анна Крюкова, «Миры»

Многие хотят быть авторами, создателями. Не критиками или даже хотя быть покупателями, коллекционерами искусства. Все хотят быть генераторами смыслов, но всем ли это дано? Тем более в ситуации низкой культуры в обществе в целом.

Станислав Шурипа: И критик, и покупатель искусства – тоже создатели. Коллекционеры – как раз образцовые создатели частных вселенных. Это люди, которые много думают об искусстве, оно оживает в их сознании. Часто художники и сами являются коллекционерами. Даже если ты просто любишь искусство, то уже участвуешь в генерировании смыслов. Кроме того, современные технологии, среди которых проходит почти вся наша жизнь, рассчитаны на то, что пользователи больше будут высказываться, выражать свои мысли и чувства в образах и текстах. На каком-то уровне это ведет к раскрытию способностей человека; в будущем можно ожидать появления еще большего количества людей с талантами к в том числе и таким занятиям, которых мы, возможно, еще и не знаем.

Юля Акаберка,
«Флуктуации», «Физическое предвосхищение звука»

На выставке можно встретить размышления художников о жизнях и превращениях пространственности и ее эффектов: расстояний и горизонтов, мест и окрестностей, внешнего и внутреннего, складок и разрывов. Но насколько в ИСИ студентам предоставляется свобода выбора? Подчас школы современного искусства очень жестко определяют рамки.

Станислав Шурипа: Художники сами придумывают и делают работы, это ключевой момент. Поэтому очень важна такая вещь как вдохновение. В процессе подготовки итоговой выставки “Волны, потоки, поля, облака“, участники предлагали множество интересных идей, самых разных, было приятно чувствовать как раз этот пульс художественной мысли. Я как куратор в таких случаях стараюсь действовать нейтрально, — не подгонять разнообразие высказываний под жесткую концепцию, а создать условия для того, чтобы работы раскрывались сами и в диалогах друг с другом. Поэтому и тема выставки выбрана максимально широкая: размышления о производстве пространств – воображаемых, социальных, виртуальных, самых разных. Участники как-то сразу поддержали, стали появляться новые идеи, — а это есть самое интересное: когда энергия искусства на твоих глазах обретает форму.

Юля Акаберка,
«Флуктуации», «Физическое предвосхищение звука»

Как возникают пространства? Из чего они состоят? Как влияют на тех, кто в них обитает и действует? Какие формы жизни, — социальной, культурной, а возможно и не-человеческой, — порождают? Что значат эти слова: даль, близость, место, среда, атмосфера, — абстракции, продукты и инструменты технонауки и семиокапитализма? А может быть, это еще и сетевые акторы, персонажи планетарной драмы Антропоцена, вестники будущего, следы возможных миров? Эти и другие вопросы волнуют не только художников; производство пространств становится одним из ключевых сюжетов нашего времени. Создание и трансформация позиций, дистанций и траекторий разворачивается на множестве уровней. Культура, урбанизм, наука, общественные связи, внутренний опыт, — в различных сферах идут процессы сближения и отдаления, дифференциации и слияния, переизобретения метрик и взаимодействий. Фрагмент кураторского текста С. Шурипы

Работы ваших выпускников отличаются от работ выпускников ВШЭ, Свободных мастерских или Московской школы современного искусства. Они, в том числе которые мы видим на выставке, менее озабочены объектностью, материальностью искусства, а иной раз даже сделаны из недолговечных материалов. Ясно, что современное искусство сконцентрировано вокруг производства смыслов, а не вещей. Но как бы мы ни критиковали коммерциализацию искусства, жить на что-то надо. Найдутся ли у нас галереи, готовые это выставлять и коллекционеры? Какие дальнейшие пути ждут молодых художников? Участие в арт-резиденциях? Гранты?

Станислав Шурипа: О художественном качестве трудно судить исходя только из физических свойств материалов. Объектность не обязательно должна быть коммерческой. Кстати, многие авторы, и не только уже состоявшиеся, но и начинающие, умеют совмещать две эти линии – условно коммерческую и экспериментальную. За два с половиной десятилетия наш институт закончили около тысячи художников. Значительная часть известных авторов, сегодня уже классиков – наши выпускники; их траектории в искусстве очень разные, как и языки, медиа и методологии, с которыми они работают. Серьезные художники традиционно ставят перед собой амбициозные задачи, — участие в музейных выставках и биеннале. Успех на рынке нередко бывает в этом серьезным подспорьем: галереи и коллекционеры – это важная и влиятельная составляющая арт-сцены.

Преподаватель
Polly T, «Завтрашний день нам не обещан»

Сложные времена не любят творческих и мыслящих людей. А время сейчас для современного искусства в России критическое. Необходимо ли продолжать готовить современных художников? Может быть их уже слишком много, а информация есть в интернете?

Станислав Шурипа: Интересно, что в наши непростые времена и у нас, и в целом по миру открываются многочисленные учебные программы, школы и факультеты искусств. С каждым годом становится больше выставок, галерей, музейных и частных коллекций. Похоже, что мы находимся на пороге небывалого расцвета искусства, — времени, когда его значение будет только расти.

Выставка до 29 сентября 2024 по адресу Москва, Переведеновский пер., 18; залы «Цех Отделки», «Оливье», АСИ, вход свободный.