«Мы сохранили дух эксперимента, заданный с самого начала» - интервью с Мариной Штагер, Shtager Gallery


Марина Штагер рассказала Елене Рубиновой о том, что выделяет галерею даже на такой богатой арт-сцене, как лондонская, как гибкий формат помог ей адаптироваться в новые «цифровые» времена, что изменилось, а что осталось незыблемым.

unnamed (1)

Shtager Gallery — экспериментальная галерея, делящая одно пространство с агентством выставочного дизайна “Morris Associates” на Elephant&Castle (район Vauxhall) в Лондоне. Основана в 2014 году галеристом из Санкт-Петеребурга Мариной Штагер и скоро отметит 5 лет с первой выставки. За это время расширился диапазон художников, с которых начиналась деятельность в Великобритании, появились новые британские и международные имена. Shtager Gallery неоднократно участвовала в британских London Art Fair и Start Art Fair, а этой осенью она примет участие в трех арт-ярмарках – две в Лондоне и в Милане, причем впервые в престижной Photo London.

Елена Рубинова: Художественную галерею можно легко назвать «мини-институцией», в основе которой  лежат эстетические и интеллектуальные ценности, которые она отстаивает. Что было важными параметрами для вас, когда вы начали свою галерею в Лондоне в 2014 году?  

Марина Штагер: После семи лет работы в санкт-петербургской галерее я понимала, как важно создавать не галерею-магазин, а скорее лабораторию, место, в котором происходят интересные вещи, представлено искусство, которое на первый взгляд трудно назвать таковым.  Было очевидно, что продаж будет трудно добиться первые несколько лет, но без этого никуда: перекричать лондонскую сцену декоративным, коммерческим искусством – задача неосуществимая, да и неинтересная. Поэтому и наш первый проект Too much is not enough, vol. 1– миниатюры в металлическом чемоданчике – был похож на передвижную лабораторию. Художников этого проекта я попросила предоставить по миниатюре, которая соответствовала бы их практике, но и помещалась в этот чемоданчик. Среди них были Лаура Деккер, Марина Алексеева, Иван Плющ, Ли Эдвардс, Иван Тузов,  Александр Дашевский, Андрей Горбунов, Мария Арендт, Александр Шишкин-Хокусай, Вита Буйвид, Виталий Пушницкий и другие. В результате там поместилось 15 работ. Такой ход дал мне возможность, еще не имея площадки, начинать разговаривать с коллекционерами, арт-профессионалами и просто с заинтересовавшимися деятельностью моей будущей галереи. 

Одним из первых крупных проектов, уже в нашем нынешнем пространстве, стала инсталляция из 43 плоских фанерных скульптур Александра Шишкина-Хокусая «Штурм». Инсталляция вызвала шок, насмешки, протесты, но и интерес, и уже через полгода нам удалось показать одну из скульптур этой инсталляции в музее Виктории и Альберта… А сразу за этим, как вы знаете, он представлял Россию на Venice Biennale. 

Первые годы были непрерывным процессом попыток что-то заработать на новом месте в новой стране и вложить в галерею – в новый проект, работу кураторов, продакшн, перевозки и ярмарки. Это было очень сложно, но мы сохранили дух эксперимента, новизны, заданный с самого начала. И конечно, первоначальная задача по построению диалога между российскими и западными художниками никуда не ушла. 

Что делает Shtager Gallery по-своему уникальной даже для такой богатой арт-сцены, как лондонская? 

Марина Штагер: Не буду громко заявлять что мы прямо уникальны. Мы являемся site specific space галереей и делим здание с архитектурным бюро Morris Associates в районе Elephant&Castle, который обладает своей мифологией. Такое расположение стало нашей изюминкой. У нас нет привычных белых стен: мы встраиваем выставки в сложное, но интересное пространство – между станками, ящиками инструментов и оборудованием компании, которая занимается дизайном крупных музейных выставок. Такие галереи становятся модными – я знаю о галерее в шоппинг-центре недалеко от нас, читала еще об одной в таком месте, куда вы можете прийти и воспользоваться стиральными машинами, а заодно и пообщаться. Есть арт-пространство стоянке для автомобилей в районе Peckham… Представлять искусство в таких нетрадиционных пространствах – непростая задача. Очень важен дизайн выставок, и успех во многом зависит от опыта галериста в построении экспозиции, работе с оборудованием, содержанием пространства и даже района. 

За прошедшие пять лет со времени первой выставки в Лондоне – галерея отметит эту дату в мае будущего года – значительно расширился диапазон художников, с которых началась ваша деятельность в Великобритании. Кто остался с вами с самого начала ? 

Марина Штагер: Я очень благодарна художникам c уже состоявшейся профессиональной судьбой, которые доверили мне свои работы с самого начала, понимая, что проект может загнуться в любой момент (такое чувство было первые три года, но теперь уже нет), и надеюсь продолжить работу с ними. Это Александр Шишкин-Хокусай, с которым, как я уже упомянула, мы успешно сотрудничаем с 2017 года, много планов на работы Марины Алексеевой, чье творчество мы представляем в Великобритании. На нее заглядываются хорошие коллекционеры и музеи. Для нас она создала специальную UK-серию, среди персонажей которой есть Борис Джонсон и даже Харви Вайнштейн. Мария Арендт с выставкой BAUHAUS-100 сильно прозвучала, работы этой серии почти все распроданы. Григорий Майофис был со мной с самого начала, и мне кажется, мы оба не пожалели.

Как вы расширяете свой круг и на основе чего выбираете новых художников, с которыми идете дальше?

Марина Штагер: Постепенно у нас появляются британские и международные имена. В этом году яркая находка – керамика Кати Кесич (британская художница русского происхождения, с которой мы познакомились через инстаграм, – посмотрите, кстати, какой мы сняли фильм о ней в нашем пространстве). Я часто выбираю художников, ориентируясь на тех, с кем резонирует мой визуальный интеллект, либо– как в случае с Кесич – удивляет, выходя за его рамки. А так можно было? Никогда не думала, что буду испытывать страсть к керамике. В этом году начинается интеграция молодых британских художников. После Open Call, объявленного в марте 2021-го, я отсмотрела более ста заявок и пригласила четырех выпускников лондонских арт-школ на небольшое шоу, чтобы предоставить им возможность (у многих выставки отменились из-за ограничений) показать себя на стенде Shtager Gallery в галерее Саатчи в октябре.

Есть ли для вас как для галериста разница во взаимодействии с художниками из разных стран? 

Марина Штагер: Постоянно сталкиваюсь с тем, что многие российские художники воспринимают галериста как мецената, а те, кто вырос уже в новых условиях – кто получил художественное образование в Британии – понимают, что:

галерист – это скорее бизнес-партнер

Это прежде всего выстраивание бизнес-отношений. С теми, у кого были ошибочные ожидания, мы не сработались, а с теми, с кем такое понимание достигнуто, мы работаем долгие годы. Это всегда вопрос доверия, особенно в начале сотрудничества. Сейчас, когда мы уже встали на какую-то хорошую ступеньку, я ожидаю дальнейшего очень хорошего развития. 

В Лондоне с его насыщенной арт-сценой художникам труднее быть замеченными по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом? 

Марина Штагер: В России меньше конкуренции, но и гораздо меньше галерей, в том числе и в Москве.  В Лондоне для тех, кто заканчивает художественные институты, существует прекрасная инфраструктура, как себя проявлять. У любого начинающего художника, получившего хорошее художественное образование, может быть отдельная работа: написание заявок на open calls. Их такое огромное количество, что некоторые даже нанимают менеджеров, которые такие заявки подают. И институты этому учат, как это делать, как этим пользоваться. Я сама, когда проводила такой open call, окунулась в это и поняла, какое огромное количество возможностей существует в этой области. Есть механизмы, которые художника по этой профессиональной лестнице поднимают и ведут. Развитая художественная среда предоставляет несравнимо больше возможностей.

Этой осенью галерея примет участие в трех арт-ярмарках – две в Лондоне и в Милане, причем впервые в престижной Photo London. Кто будет в экспозиции наряду с вашим постоянным автором Григорием Майофисом?

Марина Штагер: Новая провокационная серия Григория Mixed Reality пробила нам дорогу к участию в Photo London: она показалась жюри ярмарки очень своевременной. Сами видите, сколько пластов она затрагивает. Затем я пригласила к участию фотографа, с которым знакома более 20 лет, еще работая в пресс-службе Мариинского театра, – Валерия Кацуба. И когда мы окончательно отобрали работы и загрузили их на портал ярмарки, Photo-London выбрал его имидж для заглавной страницы сайта ярмарки. Мы этому несказанно рады и горды.

Художников галереи, как и фотографии Валерия Кацубы , упомянули в кураторском отборе ярмарки. Третий автор – грузинский фотограф Сандро Мамасахлиси (1933–2009), основатель первого в Грузии фотожурнала «Skhivi»(«Луч») в 1960–1970-е годы. Его городская документальная фотография находится в прямом диалоге с работами Валерия Кацубы.

И, наконец, художник из Японии Юсуке Акамацу, который пришел из мира кино: Ларсу фон Триеру и Вонуг Кар-Ваю он обязан чувством композиции и стилем обработки. Юсуке начал экспериментировать, объединив пленку и фотографию, пользуясь для создания своих коллажей только айфоном: его предыдущая работа позволила ему сочетать два, казалось бы, несовместимых метода: интенсивное, спонтанное отношение и созерцательный, дотошный взгляд, проникающий в суть наблюдаемых явлений. 

Юсуке Акамацу: «Мои работы сообщают зрителю, что мир резко изменился». Читать далее.

Участие в Photo London – это продуманное решение по расширению поля деятельности? 

Марина Штагер: Photo London – это для нас следующая ступенька. Я очень рада, что нашу заявку приняли в этом году, надеемся стать постоянными участниками. Сейчас грань между фотографией и современным искусством все больше стирается, и художник может входить и в круг фотографов, и в круг художников. Я раньше мало работала с фотографией, но мне это поле очень интересно, буду открывать для себя новых фотографов. Так что да, несомненно, можно считать, что это одновременно и улучшение качества ярмарок, в которых мы участвуем, и расширение нашего диапазона. 

Приняли ли вы для себя гибридный вариант продаж через различные платформы? В последние два года даже крупные игроки арт-рынка перешли в такой смешанный тип деятельности. 

Марина Штагер: Надо сказать, что у крупных ярмарок гибридный формат начался еще до пандемии, большие игроки рынка работают так уже много лет, просто пандемия этот опыт растиражировала. Обычно ярмарка длится какой-то срок, а затем несколько месяцев в режиме онлайн идут продажи на базе аудитории, разогретой живым событием. И Photo London тоже идет по этому пути. Это хороший формат, но он требует довольно больших ресурсов и вложений, и  маленьким галереям тоже сложно. Чтобы перекричать в интернете все эти рекламные потоки, нужны большие средства. 

Продажи в основном происходят с теми, кто приходит на стенды, и происходит это в немалой степени благодаря передаче энергии, информации. Я сама увлечена тем, чем занимаюсь, и увлекаю гостей и коллекционеров. 

Сейчас я пока изучаю сторонние платформы и вижу, что они предлагают очень невыгодные, а то и грабительские условия, и при этом участники жалуются, что продаж на самом деле немного. Получается, что нужно либо встраиваться в Artsy, который называют Instagram для богатых, и платить немалые суммы за продажи, либо строить что-то свое. Не сомневаюсь, что на определенном этапе мы придем к онлайн-продажам, но пока мы постоянно сталкиваемся с тем, что художники очень часто не готовы публиковать цены на сайте. Зарубежные художники к этому более лояльно относятся, а российские в большинстве своем категорически против. Но при любом отношении всякая продажная система сталкивается с запросом, ответом, перепиской, и все возвращается на круги своя.

Как гибкий формат помог вам адаптироваться и даже преуспеть в развитии даже в нынешние сложные времена, когда многие традиционные параметры на фоне пандемии изменились?  

Марина Штагер: Не скрою, пандемия сильно «ударила по ногам» – буквально в марте 2020-го мы взяли очередную высоту – участвовала в London Art Fair, пригласила Марину Алексееву и Виталия Пушницкого в Лондон, это всегда очень важно, когда художники присутствуют на стендах ярмарок, общаются с посетителями. В марте же выступила на бизнес-форуме в LSE, после чего на выставку Марии Арендт в галерею пришло почти 200 человек (на первой было 10 ), и вдруг все обрушилось в тартарары…

Пандемия приучила нас очень ценить время и свое, и чужое, и каждый зритель стал на вес золота – ведь количество посетителей строго регламентировалось. Но и свою энергию мы научились распределять более бережно. В последний год в связи с активной цифровизацией много говорилось о том, что роль галерей меняется, что галеристы будут не нужны, что художник многое сможет делать сам. На мой взгляд, это не так, на мой век работы хватит. Существует множество функций, которые художник на себя взять не может, это и менеджмент, и PR – всю эту работу галерист выполняет для художника либо в digital-формате, либо в режиме реального взаимодействия. Не думаю, что это могут полностью взять на себя интернет-ресурсы – все равно за каждым стоит либо галерист, либо команда профессионалов. 

Что важно для успешной работы галереи сейчас, когда многое заведено в онлайн? 

Марина Штагер: На мой взгляд, в этой новой «цифровой» жизни для галереи важно выстроить все онлайн-ресурсы в гармонии, чтобы все они, в том числе и социальные медиа,  были правильно подключены к сайту. Когда это запускается одновременно, как колесо, тогда это лучше работает, подхватывается всюду, в том числе может быть в будущем  синхронизировано и с платежной системой. 

За прошедший год я создала новый сайт галереи – www.shtagergallery.co.uk. Пандемия дала люфт по времени для построения такой внутренней digital маркетинговой схемы. Эти вложения очень важны – и дизайн, и конструкция, и насыщение сайта. Здесь много и моего труда, и сотни часов специалистов по выстраиванию всех линий, но я думаю, что они принесут свои плоды.

Но кроме онлайн-стратегии живой эмоциональный опыт в галерейной деятельности очень важен. В одном из интервью вы называли основанный вами London Art Club, в рамках которого проходят экскурсии и арт-туры , «мостиком между человеком и современным искусством».  Какую роль сыграло это начинание в расширении аудитории галереи?

Марина Штагер: London Art Club – это просветительский проект. Я организую экскурсионные прогулки, поездки на биеннале в Венецию и Ливерпуль,  Триеннале в Фолкстоне, привлекаю новых гостей. Однажды подумала, а почему бы не приглашать с собой еще кого-то и не делиться тем, что нравится делать. Это сыграло огромную роль и в расширении аудитории, и в моем собственном профессиональном образовании – ведь, посещая выставки лидеров индустрии, я тоже многому профессионально учусь. Одной из миссий London Art Club стала помощь в адаптации в новой стране через ее культуру, совместные прогулки по галереям и музеям, встречи и лекции. Через работу клуба я получаю невероятную эмоциональную поддержку. Это очень дорогого стоит, потому что ни за какие деньги невозможно купить энергию, которая будет постоянно двигать вас вперед, вдохновлять и мотивировать на покорение новых вершин. К тому же доход от клуба порой помогает справиться с расходами на организацию выставок галереи.

Когда вы поняли, что галерею заметили на лондонской арт- сцене? 

Марина Штагер: Постепенно я начала чувствовать доверие со стороны мультикультурного сообщества в Англии. Однажды я услышала и поняла это как похвалу: «Нам надоело искусство, «продавливаемое» государственными структурами, а ты выглядишь особенной. Независимое искусство – единственное, что заслуживает внимания». Я очень уважаю британские музеи, их критика вызвала протест, противоречивые эмоции и удивила меня, но и заставила задуматься. На нынешнем этапе я вижу, что к галерее есть интерес, и предстоит большая работа по взаимодействию с музеями. Я наконец начала эту аудиторию чувствовать, мне понятно, к кому я должна прийти и что предложить.

При благоприятном стечении обстоятельств вы хотели бы открыть филиал Shtager Gallery в России?

Марина Штагер: Разве что в отдаленной перспективе – пока все усилия направлены сюда.Интересно теперь уже делать обменные выставки с российскими и британскими художниками и сотрудничество с российскими профессиональными институциями.

Что на данном этапе важнее: ярмарочная деятельность, сотрудничество с художниками, программные выставки? Какие планы намечены на следующий год?

Марина Штагер: Да все важно в целом. Мы начинаем участвовать в европейских ярмарках – их запланировали не меньше восьми, а до этого я инвестировала только в британские ярмарки, чтобы изучить сообщество и страну, в которой теперь живу. Следующие годы я посвящу сотрудничеству с британскими музеями. Это огромная работа –  установление контактов, встречи, опять же ценность каждых пяти минут и моих, и человека, который выделил время на разговор. Мне кажется, я стала физически ощущать тиканье часов, стало жалко времени на пустую болтовню, ведь еще столько нужно и можно успеть сделать.

Заглавное фото: Валерий Атаманюк