С 9 ноября по 12 декабря 2021 года в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии
художеств состоится выставка «Шедевры русского искусства из американских коллекций»,
организованная нью-йоркской ABA Gallery — одной из самых компетентных зарубежных организаций, занимающейся популяризацией и продвижением русского искусства и культуры на Западе. Многолетняя деятельность учредителя галереи Анатолия Беккермана направлена на возвращение шедевров русского искусства, вывезенных из страны во время первых волн эмиграции или «застрявших» в Америке после советских выставок 1920-х годов. За 35 лет были организованы десятки выставок в западных и российских музеях, сотни тысяч людей смогли увидеть и оценить красоту и
оригинальность русского искусства.
Елена Рубинова: На этот раз в Москву приехали почти 70 работ, а временной охват нынешней выставки довольно большой – почти два столетия русского искусства – от Ивана Айвазовского до Олега Целкова. Это давно запланированная выставка? Как долго галерея АВА ее готовила?
Анатолий Беккерман: Нынешнюю выставку в России мы планировали давно, но из-за пандемии ее, как и многие другие культурные события, нам пришлось отложить. Конечно, ухудшилась транспортная логистика, многие компании не работают, хуже стало с полетами и т.д. Но как только представилась возможность, мы решили идти вперед, несмотря на сложности.
Кто из американских коллекционеров, помимо ABA Gallery, участвует в выставке в РАХ? В настоящее время, когда музейные обмены с США приостановлены, это особенно ценно и главные надежды в области культурной дипломатии ложатся на частные инициативы…. В чем вы, как частная институция, видите свою роль в нынешней обстановке?
Анатолий Беккерман: В основном в экспозиции картины из коллекции ABA Gallery, несколько работ мы взяли из нашего семейного собрания, а также из коллекций Александра и Ирины Вальгер, Наташи и Эрика Ливиц, Александра и Аллы Смуклер и других коллекционеров. Сегодня, действительно, далеко не лучший период в российско-американских отношениях. К сожалению, музейные обмены между Россией и Америкой в настоящее время заморожены, и поэтому мы стараемся хотя бы в какой-то мере через нашу выставочную деятельность возместить эти культурные потери, продвигая и популяризируя русскую культуру на Западе. Я не сомневаюсь, что это временная ситуация, которая должна наладиться.
Межмузейный обмен между Россией и США был прерван в 2010 году из-за дела о «библиотеке Шнеерсона». И российская, и американская сторона признают решения только своих судов в этом споре. В результате, из-за боязни, что экспонаты арестуют, музеи России не проводят выставки в США, а американские музеи не пускают в Россию свои выставки и предметы.
Сказываются ли все эти политические сложности на отношении к русскому искусству?
Анатолий Беккерман: На мой взгляд интерес американского зрителя к русскому искусству никогда не ослабевал. Даже во время эпидемии мы сделали несколько выставок в Нью-Йорке и Майами. Помимо выставок у нас в галерее в феврале 2021 года на Palm Beach Show во Флориде мы показывали русское искусство 19-го и 20-го веков. Ограничения к тому времени уже сняли, но посетители должны были быть в масках, что, к слову, никак не повлияло на посещаемость. А совсем недавно, в сентябре, мы участвовали в ярмарке Hamptons Fine Art Fair на Лонг-Айленде. Американцы с большим удовольствием ходят на выставки русского искусства, концерты, спектакли и любые культурные мероприятия, связанные с Россией. Только что в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась крупнейшая ретроспектива работ Василия Кандинского («Василий Кандинский: Вокруг круга»), куда стоят огромные очереди!
Как формулируется концепция нынешней выставки в РАХ ? По каким экспозиционным принципам она строится, ведь на ней представлены очень разные художники?
Анатолий Беккерман: Для нынешней выставки мы старались отобрать только качественные, редкие и важные вещи, сделав акцент на тех работах, которые либо никогда не показывались в России, либо были вывезены очень давно. Как мне кажется, именно произведения, созданные русскими художниками на Западе, будут представлять интерес для российской аудитории, и мы хотели дать возможность российскому зрителю их увидеть. Прежде всего, я имею в виду работы таких художников как Иван Пуни, Александр Яковлев, Лев Бакст, Давид Бурлюк, Борис Григорьев и Владимир Баранов-Россине.
В московской галерее Артефакт только что прошла выставка Коровина «Шедевры из частных собраний», на которой были представлены работы из коллекций членов Клуба («Коллекционеръ Клуб»). А какие произведения Коровина из американских коллекций, в том числе и вашей, дополняют хрестоматийные шедевры?
Анатолий Беккерман: Конечно, я слышал о выставке Коровина в Клубе коллекционеров, но, к сожалению, мне не удалось ее посмотреть. На мой взгляд мы привозим для российского зрителя интересную подборку работ этого замечательного импрессиониста — семь работ с прекрасными видами Парижа, созданные художником, начиная с 1922-го года. Кроме этого — «Портрет элегантной женщины, а также шедевр Коровина «Гурзуф» 1912 года, «Русская деревня во Владимирской губернии» 1922 года. Среди редких вещей — дизайн интерьера дома в еврейском местечке, задуманный им для фильма «Job» 1935-го года. Этот дизайн Коровин создал по заказу Григория Ратова (1897—1960) — американского режиссёра, актёра и продюсера еврейского театра на идише и кино. После Октябрьской революции семья Ратова переселилась во Францию, а в 1922 году во Францию переехал и сам Коровин.
В одном из ваших интервью вы упоминали, что работа Коровина была самой первой картиной в вашей коллекции. Вы купили ее, когда еще жили в России, задолго до эмиграции?
Анатолий Беккерман: Это действительно так. Небольшая картина Коровина, на которой запечатлен крымский пейзаж, была самой первой работой, которую я купил в комиссионном магазине, когда был еще десятиклассником. Стоила она тогда около трехсот рублей, и я убедил отца дать мне деньги на это приобретение. С тех пор Коровин один из моих любимых художников. Признаюсь, что мне всегда хотелось сделать выставку парижских бульваров в работах Коровина и одновременно показать парижские бульвары кисти Ренуара, Клода Моне и Писсарро, Боннара, Рафаэлли и других мастеров. По моему мнению, Коровин не только не проигрывает своим более известным французским коллегам, но в определенных вещах даже сильнее и мощнее, я бы сказал, брутальнее, чем они.
Пока что цены на Коровина в разы меньше чем на аналогичные картины американских и европейских импрессионистов. Например, за полотна таких художников, как Хассам, Беллоуз, Саржант, нужно заплатить от 30 до 50 миллионов долларов, а рекордная цена за Коровина на аукционе только 3 миллиона. И это относится ко многим русским художникам. Но ситуация меняется, и каждый год мы видим все больше ценовых рекордов в русском искусстве.
Несколько лет назад вы организовывали в Москве выставку Давида Бурлюка, показывали его работы разных периодов творчества, в том числе и малоизвестного в России японского и американского. А какого Бурлюка увидят зрители на этот раз?
Анатолий Беккерман: Что касается работ Давида Бурлюка, мы привозим очень интересные и редкие вещи. Потрет поэта Василия Каменского 1918-го года, который много лет считался утерянным, и мы только недавно его нашли. Бурлюк привез этот портрет через Японию в Америку. Две замечательные и редкие картины японского периода — «Рыбак» 1920, полотно, которое тоже считалось утерянным, и прелестный «Портрет японской девочки» 1922-го года. Несколько картин Бурлюка, написанных в Америке, Франции и Италии, а также кубо-футуристические композиции, варианты которых находятся в российских и украинских музеях. Отдельно хочу упомянуть работу Владимира Бурлюка «Портрет матери в саду» 1909 года — невероятно редкая и важная вещь. Владимир Бурлюк погиб очень молодым в Первую мировую войну и его работ в частных руках — считанные единицы.
Часто ли вам приходится делать «расследования» по поводу картин? С какими архивами, связанными с русской культурой в США, частными и государственными, вы взаимодействуете?
Анатолий Беккерман: Исследовательская работа по изучению художественного наследия русского зарубежья — важная составляющая работы нашей галереи. Особенно плотно мы работаем с произведениями таких художников как Гончарова, Ларионов, Экстер, Бурлюк, Григорьев, Коровин, в основном с наследием периода их эмиграции. У нас накоплен огромный массив информации об их творчестве, и мы часто консультируем аукционные дома, частные, корпоративные и музейные коллекции.
Разумеется, за информацией мы постоянно обращаемся в архивы — Нью-Йоркской публичной библиотеки, библиотеки-справочной по искусству при музее «Фрик», библиотеки Музея современного искусства (Нью-Йорк), Нью-Йоркской публичной библиотеки исполнительских видов искусства (New York Public Library for the Performing Arts), Бостонской публичной библиотеки, Музея изящных искусств (Бостон). Работаем мы и с рядом архивов частных галерей, в которых находятся редкие каталоги выставок. Но, как известно, у искусства нет границ, мы часто прибегаем к помощи российских искусствоведов и экспертов из Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им Пушкина. Вместе мы сделали много замечательных выставочных проектов.
В США еще в 2020 году в связи с пандемией Ассоциация директоров художественных музеев изменила условия диаксации ( продажа из музейных фондов), разрешив музеям продавать отдельные работы не только чтобы купить новые, но и чтобы покрыть издержки. Причем, эти послабления будут действовать до апреля 2022 года. Появились ли на рынке работы русских художников из американских музеев, которые прежде были недоступны? Как это отразилось на рынке русского искусства? Какие открытия на музейных распродажах ждут коллекционеров и арт-дилеров русского искусства?
Анатолий Беккерман: О готовности выставить на торги работы из своих коллекций заявили в 2021 году Бруклинский музей, Ньюаркский музей, Балтиморский художественный музей и ряд других. Любое появление качественных картин на рынке, особенно с музейным провенансом еще больше стимулирует рынок в положительную сторону. Предметы искусства уникальны, поэтому за обладание редкими вещами идет борьба между коллекционерами, дилерами и музеями, что неизбежно приводит к росту цен, особенно на лучшие образцы. Во многих американских музеях находятся замечательные образцы русского искусства: Репин, Куинджи, Григорьев в Метрополитен-музее (Нью-Йорк); Экстер, Гончарова, Баранов-Россине, Шагал, Ларионов в Музее современного искусства (Нью-Йорк); большое собрание Кандинского в Музее Соломона Гуггенхейма (Нью-Йорк); Похитонов в Институте искусств The Clark (Уильямстаун, Массачусетс), Гончарова, Экстер в McNay Art Museum (Сан Антонио, Техас); Григорьев в Вустерском музее искусств (Вустер, Массачусетс); Григорьев, Анисфельд, Верещагин в Бруклинском музее.
Так, в мае 2021 года на аукционе Сотбис были проданы работы Фешина «Натюрморт с ромашками» из коллекции музея Палм-Спрингс в Калифорнии (Palm Springs Art Museum) за $ 478,800; «Портрет Анны Мэй Вонг» из собрания Художественного музея Сан-Диего за $ 478,800. Еще одна работа Фешина из собрания музея Палм-Спрингс в Калифорнии «Портрет индейской девочки» была продана на Сотбис в октябре 2021 за $ 302,400. Работа Сергея Виноградова «Женщина, сидящая на ступеньках» из собрания Виргинского музея изобразительных искусств была продана в декабре 2020-го на торгах Сотбис за $ 405,919. В декабре 2020 года был продан ряд работ русских художников из собрания Виргинского музея: произведения Судейкина, Клевера и Репина. Вполне возможно, что на ближайших аукционах мы увидим еще предложения по русским художникам.
В Музее Русского Импрессионизма (МРИ) сейчас идет уникальная выставка-исследование «Другие берега», посвященная выставке русского искусства 1924 года в Нью-Йорке. Какое участие вы как коллекционер и эксперт принимали в исследованиях и подготовке этой выставки?
Анатолий Беккерман: Мне очень нравится и сам музей, и специалисты, которые там работают. Команда музея делает интересные, глубокие и оригинальные выставки, которые действительно открывают новые страницы в истории русского искусства. На выставку «Другие берега» мы дали две работы — «Рыбак с крабом» Бориса Григорьева и «Крестный ход» Николая Ульянова. Саму выставку я еще не видел, но слышал о ней хорошие отзывы и очень надеюсь посмотреть в ближайшее время.
Есть ли у вас в коллекции работы с необычной историей приобретения? Может быть в нынешнюю экспозицию тоже включены такие картины со «сложной» историей?
Анатолий Беккерман: Одно из наших самых значительных и важных приобретений — монументальная работа выдающегося русского художника Абрама Архипова «Крестьянки на берегу» из известной серии «Торговки». На выставке «Союза русских художников» в 1913 году была очень похожая композиция, которая была иллюстрирована в журнале «Искры». Знаменитый искусствовед Абрам Эфрос писал: «Необычно большие масштабы умелых холстов Архипова. Ведь метр на два, таких размеров у него раньше не было».«Крестьянки на берегу»— редчайший шедевр Архипова, находка, которая невероятна важна для творчества художника.
Другая редкость — картина Натальи Гончаровой «Орнамент» 1910 года. Орнамент в равной степени присутствующий как в народном творчестве, так и в религиозных росписях, становился своеобразным объединяющим началом высокого искусства и искусства примитива. Еще мне непременно хотелось бы упомянуть картину Роберта Фалька «Красный дом»1910 года. Эта замечательная вещь была случайно обнаружена на оборотной стороне картины Фалька «Ворота Сен-Мартен» 30-х годов парижского периода. Мы купили парижскую картину и когда разбирали забитую обратную сторону, то, к великому удивлению обнаружили «Красный дом»1910-х годов русского периода.
Почти в каждой выставке, которую вы организуете в России, вы показываете произведения вашего брата Эдварда Беккермана. В каких коллекциях есть работы Эдварда? 4 октября на торгах Sotheby’s его работа выросла в цене в несколько раз. Известно ли, кто ее купил и с чем вы связываете такое увеличение цены?
Анатолий Беккерман: Да, мы действительно часто представляем работы моего младшего брата Эдварда. Он —интересный, самобытный и оригинальный современный американский художник с русскими корнями. Он сумел найти свой уникальный изобразительный язык, свое видение и самовыражение в искусстве, что бывает крайне редко. И это мнение не только мое, но и целого ряда директоров музеев, искусствоведов, критиков и коллекционеров. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях в Америке, Европы и России, а на будущий год планируется его персональная выставка в Третьяковской галерее. Действительно, его картина на осеннем аукционе Sotheby’s превысила оценку в 3 раза и была продана за $70,000. Другая абстракция Эдварда принесла на аукционе $82,000. Это показывает большой и обоснованный международный интерес к его творчеству, и сейчас мы рассматриваем предложения о его выставке в Германии и в Гонконге.
Выставка, какой ее увидят зрители в залах РАХ, собрана специально для премьеры в Москве или вы уже показывали ее в галерее в Нью-Йорке? Есть ли у вас планы показать ее где-то еще, будь то в Америке или Европе?
Анатолий Беккерман: Выставка «Шедевры русского искусства», в том виде, в каком мы привозим ее в Москву — это премьера. У нас уже есть предложения от нескольких российских и западных музеев о дальнейшем показе. Несмотря на то, что мы проводим выставки за свой счет и это всегда большие затраты, мы считаем, что это — наш вклад в продвижение русской культуры.