Компания Дизайнмастер, лидер в создании контента для наружной рекламы, объединилась с художниками и музеями Новосибирска и Екатеринбурга для эстетической перезагрузки городского пространства. Об этом эксперименте беседует искусствовед Елена Шипицына с организаторами проекта: Егором Крыловым — руководителем отдела маркетинга компании, Татьяной Валовой — куратором и координатором проекта, Вадимом Иванкиным — художником, Председателем новосибирской организации ВТОО «Союз художников России» и Дарьей Костиной — екатеринбургским искусствоведом, куратором финальной выставки в Музее истории Екатеринбурга.
Пока пандемия разъединяла людей, закрывая от них музейные пространства, вы придумали свой способ объединения человека с искусстом. Как возникла идея проекта Art on Billboard?
Егор Крылов, руководитель отдела маркетинга «Дизайнмастер»: Миссия нашей компании — формирование современной информационной городской среды. Поэтому на наших экранах горожане видят обычно полезный контент: сводки о ситуации на дорогах, новости, время, прогноз погоды. Но в 2020 Новосибирский Художественный Музей вышел к нам с предложением трансляции художественного контента — выставки живописи Павла Филонова. Тогда и возникла идея проекта ART ON BILLBOARD, и летом 2021 мы совместно с художественным музеем Новосибирска реализовали его первую волну. Второй эксперимент провели в Екатеринбурге в партнёрстве с командой Музея истории Екатеринбурга.
Татьяна Валова, куратор-координатор проекта: Мы надеемся, что Art on Billboard будет ежегодным событием в городах присутствия компании. Причем это будут выставки не только живописи и графики, как было в Новосибирске и Екатеринбурге, но и фотографии, и, возможно, скульптуры, и, конечно, digital art.
Насколько я знаю, на постоянной основе у нас в стране пока никто не проводит ничего подобного. Есть несколько мировых успешных кейсов экспонирования произведений искусства на рекламных носителях. Мы подумали, что было бы здорово создать аналогичный проект в России. Как например, The Billboard Creative в Лос-Анджелесе. Или как “Art Everywhere” в Великобритании.
Визуализация контента искусства и рекламы — есть ли для вас разница в подходах демонстрации и дизайна экрана?
Егор Крылов: С точки зрения технического воплощения – разницы нет, так как мы используем те же IT продукты и технологии размещения.
Вадим Иванкин, Председатель Союза Художников России: мне понравился первый опыт — выставка Филонова на экранах города. Это было очень выразительно. Я считаю, что и конкурс нужно было показывать через эффектный фрагмент работы, заполняющий весь экран. А текст может быть бегущей строкой, он менее важен. Ведь, когда я еду за рулём, что я там успею рассмотреть. Нужно зацепить внимание человека на улице.
Татьяна Валова: Конечно, за 5 секунд, что идет ролик, невозможно рассмотреть картину в подробностях. Но можно привлечь к ней внимание, чтобы человек, например, успел прочитать имя художника и потом подробнее посмотрел про него в интернете, изучил повнимательнее его работы на сайте проекта. А в идеале после пришел в музей на выставку.
Что даёт современному бизнесу коллаборация с деятелями культуры?
Татьяна Валова: Современный бизнес — это не только история про деньги. Это еще и про возможность сделать что-то хорошее, доброе, полезное другим: городу, его жителям, художникам, начинающим творцам. И, конечно, очень здорово, когда у коммерческих организаций, во-первых, есть возможность создавать некомммерческие проекты, а во-вторых, желание и интерес делать это. Мне кажется, последнее особенно важно.
Егор Крылов: Здесь возможен продуктивный симбиоз, который даст бизнесу возможность формирования положительного имиджа, а деятелям культуры – финансовую и информационную поддержку. С точки зрения социальной и культурной значимости, подобные проекты вызывают у нас чувство гордости и сопричастности к жизни города. Для всех нас это возможность узнать новые имена, а для художника – найти свою аудиторию.
Вадим Иванкин: Не думаю, что результат будет прямой — никто не побежал ни покупать работы художников, ни проситься в Союз Художников. Я понимаю, что это чистая благотворительность, но эффект может быть только если это будет постоянная практика, а не разовая акция.
Я за то, чтобы культуру постоянно и настойчиво внедрять в мозги обывателя, как атакует реклама. Чтобы сформировать привычку смотреть, думать, понимать.
Удалось ли открыть «новые имена» или «новые явления»?
Дарья Костина, искусствовед, куратор выставки: Конкурс привлек большое количество молодых художников, как известных в арт-сообществе, так и начинающих. И позволил стать более видимым тем авторам, которые пока недостаточно интегрированы в екатеринбургский художественный процесс. Я думаю, что для финалистов конкурса этот проект действительно имел все шансы стать неким «социальным лифтом», поскольку сначала их работы увидело профессиональное жюри, затем огромное количество горожан, потом множество зрителей музейной выставки.
Татьяна Валова: В Новосибирске я для себя поистине открыла акварелистов. Скажу честно, я раньше недооценивала это направление. В Екатеринбурге я бы отметила Екатерину Малышеву, очень интересные коллажи с размышлениями о месте человека в городской среде.
Тима Радя: «Для меня «уличное» важнее, чем «искусство». Читать далее.
Каковы критерии отбора работ молодых авторов? Что сегодня отличает творчество молодых художников от произведений «мастеров»?
Татьяна Валова: В Новосибирске у нас была открытая тема, то есть мы не ограничивали участников в выборе сюжета. В Екатеринбурге весь проект был объединен темой «Масштаб человека». И в этом случае работы, конечно, должны были так или иначе раскрывать проблематику.
Дарья Костина: Когда я формировала экспозицию, поняла, что практически во всех условных блоках работы мастеров и произведения конкурсантов хорошо компонуются между собой и обнаруживают много общего. Это скорее всего говорит о том, что какого-то явного «поколенческого водораздела» не существует. И экспериментаторы, и тяготеющие к классике авторы есть как среди признанных художников, так и среди молодых имен.
Насколько важно в нашу эпоху тотальной цифровизации организовывать выставки в реальном музейном пространстве?
Вадим Иванкин: Выставки изобразительного искусства в реальном пространстве важны в любую эпоху, потому как главное качество подобных явлений — это ощущение подлинности. Любой цифровой формат — это эрзац, жалкое подобие реальных ощущений.
Татьяна Валова: Как раз таки из-за тотальной цифровизации это и важно. Я уверена, искусство — одна из таких связующих ниточек. Оно может быть как цифровым, так и физическим. Art on Billboard соединяет эти два мира. Мы цифровизируем «классическое» искусство и делаем «физическим» digital искусство. Тем самым, мы стираем границы между элитарностью музея и зрителем, показав, что искусство может быть разным, и оно может быть везде и для всех.
То есть если человек на регулярной основе посещает культурные институции, отлично! Искусство на улицах будет служить для него некоторым бонусом. А если же человек ни разу не был в музее или был, но последний раз сто лет назад, то увидев картину на улице, есть шанс, что он заинтересуется. Существует некоторая цепочка действий: увидел картину на билборде – зашел на сайт проекта, разглядел ее digital версию поподробнее – подписался на анонсы в соцсетях, чтобы следить за дальнейший жизнью проекта – пошел на офлайн выставку, чтобы посмотреть вживую работу, которые он видел на экранах рекламных конструкций и/или монитора компьютера.
Дарья Костина: «Развиртуализация» — важный процесс для поддержания баланса во всех сферах жизни, и искусство не исключение. Произведение искусства, созданное как материальный объект, должно восприниматься именно в своей материальности, потому что только так оно может сказать собой и о себе максимум и передать зрителю свою энергетику. Поэтому выставки в реальном музейном пространстве по-прежнему очень важная составляющая художественного процесса.
В чём для музеев ценность и актуальность проекта? Какие новые стратегии взаимодействия с городом открывает для себя современный музей?
Дарья Костина: Ценность этого проекта для Музея истории Екатеринбурга, прежде всего, в возможности показать некий срез художественного процесса города, обозначив, что история Екатеринбурга включает в себя и историю искусства. Многие отобранные для итоговой выставки произведения напрямую касаются темы человека и города, а именно эта тема – одна из ключевых для многих проектов МИЕ. Поэтому вторая большая ценность проекта для музей – в новом для себя формате репрезентации сюжета. Музей истории Екатеринбурга очень давно вышел за пределы своих стен и работает с темой города непосредственно на его улицах. Поэтому проект Art on Billboard Museum по своей сути оказывается очень близким духу МИЕ.
Татьяна Валова: Мне кажется, что для любого музея одним из важнейших факторов существования и развития является коммуникация с жителями городами, причем в различным форматах. Ведь искусство — это практически всегда диалог или хотя бы приглашение к диалогу.
Проект Art on Billboard общается с жителями города на несколько форматах:
- возможность поучаствовать в конкурсе
- возможность проголосовать за понравившуюся работу
- возможность быть сторонним наблюдателем, зрителем выставки
То есть любой житель города может быть вовлечен в проект как минимум в трех амплуа: участника, жюри или зрителя.
Благодаря Art on Billboard музей впервые начинает формировать информационную среду города. То есть обычно музей – это все-таки достаточно закрытая институция, сам в себе.
Здесь же музей выходит на улицы города и как бы говорит его жителям: «Эй, я здесь, я один из вас! Давайте взаимодействовать. Сегодня я среди вас, завтра вы приходите ко мне в гости».
То есть музей становится другом жителя города, внедряется в повседневную жизнь горожан и говорит на понятном им языке. Мне кажется, что люди должны жить в окружении искусства. Да, пусть кто-то и не обратит внимание на картину на видеоэкране, загруженный своими делами и проблемами. Но ведь она там есть. И даже бессознательно, но человек считывает изображение, то есть это произведение искусства уже становится частью внутреннего мира этого человека, и это не может пройти бесследно.
Если говорить про локальную важность, то это, безусловно, работа и взаимодействие с местными художниками, с Союзом художников России. Для них это новая площадка для показа своих работ. Пусть и несколько радикальная.
Какие ещё регионы в планах проекта?
Татьяна Валова: Самый большой план на ближайший год – это вывести проект на столичный уровень и запустить его в Санкт-Петербурге. А летом этого года мы планируем второй запуск в Новосибирске. В аналогичном формате (этап Мастера и конкурс для начинающих), но уже с фотографией. Мы хотим сделать его в некотором роде проектом-признанием в любви к городу. То есть тема будет связана с Новосибирском, и мы хотим предложить авторам предложить показать свое видение разных аспектов места, где они проживают.
Егор Крылов: В наших мечтах – осуществить идеи проекта в Петербурге, так как этот город считается столицей творчества и искусства. У нас для этого есть все составляющие – технические возможности, партнеры, творческие люди и, конечно, интерес и поддержка общественности.
Как изменившаяся ситуация в мире повлияла на тактику реализации проекта? Какие новые цели и ценности возникли?
Егор Крылов: Искусство на билбордах – новая форма взаимодействия искусства и современного человека. Проект можно воспринимать как часть продвижения художников, тематики и даже конкретной выставки. Рекламные конструкции и экраны могут стать частью музея, новой digital-площадкой, каналом коммуникации и диалога с аудиторией. Современный музей – интерактивный и открытый. Одна из главных ценность для организаций культуры, будь то музей, картинная галерея и – возможность привлечь новую аудиторию, открыть новые способы трансляции и новые виды, и площадки инсталляций.
Татьяна Валова: Мне кажется, не зря все-таки говорят, что искусство спасает в непростые времена. Может быть такие мероприятия и нужны в том числе и для того, чтобы напоминать нам о том, что есть только здесь и сейчас. Возможно, в этом и есть одна из глобальных целей искусства – служить людям и поддерживать их в любые периоды их жизни.