Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Бернардо Москьера: "В России я ощутил очень мощный творческий потенциал"


Куратор, критик. Родился в Рио-де-Жанейро в 1988. Автор более 50 кураторских проектов. Обладатель награды “Trepa Trepa no Campo Expandido” Curatorial Laboratory SP Arte в 2012. Куратор выставки Lexus Hybrid Art в Москве в 2015 году.

1

Интервью с куратором прошло в здании отеля Метрополь. Исторически отель задумывался как пространство для арт-инсталляций, выставок и встреч культурной элиты города. В создании облика отеля принимали участие Игнатий Невинский и Сергей Чехонин. На фасаде отеля – керамическая версия полотна Врубеля, а внутри – большой выставочный зал. Сегодня, спустя 110 лет, в стенах «Метрополя» продолжают реализовываться задумки его основателя, предпринимателя и неравнодушного к судьбе искусства человека — Саввы Мамонтова.

Бернардо, добро пожаловать в Москву! Мы приветствуем вас как куратора выставки Lexus Hybrid Art.  В свои 26, вы достигли впечатляющих результатов в мире искусства,  провели около 55 выставок. Как бы вы охарактеризовали свой кураторский стиль? Какова ваши идея кураторства?

Бернардо Москьера: Спасибо. Достаточно непросто говорить о стиле. Но я могу сказать, что у меня есть определенные поиски, исследования, которые для меня очень важны. К примеру это африканские культуры, религии. Что касается стиля, то как правило я работаю с молодыми художниками моего поколения, с которыми я вырос. Поэтому я делаю множество персональных выставок. И в этих случаях мы очень много времени проводим вместе с художником, работая над этими проектами. Иногда по два года подряд.

Вы работаете с художниками – представителями разных медиа? Нет, каких-то предпочтительных?

Бернардо Москьера: Да, конечно. Для меня средство не важно, это может быть  живопись, видео, перформансы …

Возвращаясь к выставке Lexus Hybrid Art с какими трудностями или вызовами вы столкнулись работая над этим проектом?

Бернардо Москьера: Были кое-какие культурные различия. Это касалось подходов к работе, разных желаний. Какие-то работы оказались нелегальными для демонстрации здесь. Но в любом случае, это был очень интересный опыт.

Помещение кинотеатра достаточно необычное пространство для художественной выставки. Почему была выбрана эта площадка? Принимали ли вы какое-то участие в выборе площадки или это произошло вне вашей компетенции?

Бернардо Москьера: Как ни странно, но случайным образом, это уже моя третья выставка, проходящая в стенах театра или кинотеатра.  Но в нынешнем случае, это наиболее исторически значимое здание. Оно огромное и было прекрасно преобразовано нашим замечательным архитектором Катей Бочавар. Но на самом деле, к выбору площадки я не имел отношения, это случилось еще до моего подключения к проекту. Это был прекрасный опыт использовать это здание, тем способом как мы это сделали.

 Американский художник Гэри Хилл соорудил на балконе кинотеатра Россия спасательную вышку, из которой можно перенестись на пустынный пляж.

 Американский художник Гэри Хилл соорудил на балконе кинотеатра Россия спасательную вышку, из которой можно перенестись на пустынный пляж.

Согласна. Выставка в здании кинотеатра – определенно бросает определенные вызовы кураторам, но в тоже время является очень интересной и необычной.

Бернардо Москьера: Еще хочу добавить, большая часть выставки выполнена в синем и красном цветах.  Катя использовала это в отношении с Дэвидом Линчем, ведь мы находимся в здании кинотеатра. То есть площадка во многом определяла наши решения.

И последний вопрос, который я хотела бы задать, знаете ли вы что-то о современных русских художниках или может быть о русских художниках прошлого? Какое ваше отношение к  российскому искусству?

Бернардо Москьера: Достаточно трудно говорить о российском искусстве и о современном российском искусстве, так как оно все очень разное и его очень много. Какие-то художники блистают на арт-рынке, какие-то сидят в тюрьме. Поэтому мне сложно говорить обо всем русском искусстве. Но я хотел бы отметить очень мощные, кипящие и молодые силы искусства, которые тут присутствуют.  И это не только художники, но также дизайнеры, модельеры, архитекторы. Это было очень классное и приятное открытие для меня.

Мне кажется Россия и Бразилия в этом похожи, обе развивающиеся экономики с мощными внутренними силами.

Бернардо Москьера: Да.

Спасибо за ваши ответы. Желаю вам прекрасно провести оставшееся время в Москве.

Бернардо Москьера: Спасибо большое вам. До свидания.

Интервью: Катя Карцева.