Интервью с куратором прошло в здании отеля Метрополь. Исторически отель задумывался как пространство для арт-инсталляций, выставок и встреч культурной элиты города. В создании облика отеля принимали участие Игнатий Невинский и Сергей Чехонин. На фасаде отеля – керамическая версия полотна Врубеля, а внутри – большой выставочный зал. Сегодня, спустя 110 лет, в стенах «Метрополя» продолжают реализовываться задумки его основателя, предпринимателя и неравнодушного к судьбе искусства человека — Саввы Мамонтова.
Бернардо, добро пожаловать в Москву! Мы приветствуем вас как куратора выставки Lexus Hybrid Art. В свои 26, вы достигли впечатляющих результатов в мире искусства, провели около 55 выставок. Как бы вы охарактеризовали свой кураторский стиль? Какова ваши идея кураторства?
Бернардо Москьера: Спасибо. Достаточно непросто говорить о стиле. Но я могу сказать, что у меня есть определенные поиски, исследования, которые для меня очень важны. К примеру это африканские культуры, религии. Что касается стиля, то как правило я работаю с молодыми художниками моего поколения, с которыми я вырос. Поэтому я делаю множество персональных выставок. И в этих случаях мы очень много времени проводим вместе с художником, работая над этими проектами. Иногда по два года подряд.
Вы работаете с художниками – представителями разных медиа? Нет, каких-то предпочтительных?
Бернардо Москьера: Да, конечно. Для меня средство не важно, это может быть живопись, видео, перформансы …
Возвращаясь к выставке Lexus Hybrid Art с какими трудностями или вызовами вы столкнулись работая над этим проектом?
Бернардо Москьера: Были кое-какие культурные различия. Это касалось подходов к работе, разных желаний. Какие-то работы оказались нелегальными для демонстрации здесь. Но в любом случае, это был очень интересный опыт.
Помещение кинотеатра достаточно необычное пространство для художественной выставки. Почему была выбрана эта площадка? Принимали ли вы какое-то участие в выборе площадки или это произошло вне вашей компетенции?
Бернардо Москьера: Как ни странно, но случайным образом, это уже моя третья выставка, проходящая в стенах театра или кинотеатра. Но в нынешнем случае, это наиболее исторически значимое здание. Оно огромное и было прекрасно преобразовано нашим замечательным архитектором Катей Бочавар. Но на самом деле, к выбору площадки я не имел отношения, это случилось еще до моего подключения к проекту. Это был прекрасный опыт использовать это здание, тем способом как мы это сделали.
Согласна. Выставка в здании кинотеатра – определенно бросает определенные вызовы кураторам, но в тоже время является очень интересной и необычной.
Бернардо Москьера: Еще хочу добавить, большая часть выставки выполнена в синем и красном цветах. Катя использовала это в отношении с Дэвидом Линчем, ведь мы находимся в здании кинотеатра. То есть площадка во многом определяла наши решения.
И последний вопрос, который я хотела бы задать, знаете ли вы что-то о современных русских художниках или может быть о русских художниках прошлого? Какое ваше отношение к российскому искусству?
Бернардо Москьера: Достаточно трудно говорить о российском искусстве и о современном российском искусстве, так как оно все очень разное и его очень много. Какие-то художники блистают на арт-рынке, какие-то сидят в тюрьме. Поэтому мне сложно говорить обо всем русском искусстве. Но я хотел бы отметить очень мощные, кипящие и молодые силы искусства, которые тут присутствуют. И это не только художники, но также дизайнеры, модельеры, архитекторы. Это было очень классное и приятное открытие для меня.
Мне кажется Россия и Бразилия в этом похожи, обе развивающиеся экономики с мощными внутренними силами.
Бернардо Москьера: Да.
Спасибо за ваши ответы. Желаю вам прекрасно провести оставшееся время в Москве.
Бернардо Москьера: Спасибо большое вам. До свидания.
Интервью: Катя Карцева.