Анастасия Волкова получила образование во Франции в Université Paris 1 Panthéon-Sorbonne по направлению «История Искусства» и магистратуре Высшей школы EAC Paris по специальности «Менеджмент в сфере искусства». После проработала несколько лет во французской галерее Odeon Fine Art, которая специализируется на произведениях российских и советских художников. Вернувшись в Москву, Анастасия открыла собственное арт-пространство, целью которого является продвижение российского арт-рынка, открытие новых имен и популяризация современного искусства.
Анастасия, у вас интересный академический и профессиональный бэкгрануд, вы учились и какое-то время работали в Париже. Какие европейские принципы профессии и подходы, на ваш взгляд можно было бы привнести в российский арт-бизнес? Чего не хватает в российском галерейном бизнесе, что есть в Европе? Чем отличается российский коллекционер от европейского?
Анастасия Волкова: Российский рынок искусства пока еще находится в процессе формирования, тогда как европейский арт-рынок сформирован уже давно. Поэтому разница в работе видна невооруженным глазом. В первую очередь многим российским игрокам не хватает опыта, на всех стадиях организации работы. С одной стороны это обусловлено нашим менталитетом, который проявляет себя не только в сфере искусства, но и в любом другом бизнесе. А с другой стороны, отсутствие комплексной поддержки области изобразительного искусства, которая выражается также в устаревшем законодательстве, заставляющем искать иногда не самые очевидные пути работы. Не секрет, что за рубежом действуют законы льготного налогообложения в сфере искусства для спонсоров и меценатов и это дает большие финансовые возможности деятелям культуры, художникам и различным институциям.
Для меня очень важно создать именно профессиональную атмосферу в работе галереи, но адаптируя его к российским реалиям. Российским галереям зачастую не хватает возможностей для межкультурного диалога. Это делает наше искусство достаточно локальным. Визуальные коды, которые во многом, используют российские художники считываются лишь в России или на постсоветском пространстве, и соответственно мало интересны на Западе. Сегодня, галерея не может себе позволить рассчитывать только на локальный рынок, особенно если этот рынок еще только формируется. Если говорить о коллекционерах, то у меня сложилось впечатление, что большинство российских собирателей делают эмоциональные покупки, руководствуясь принципом «нравится — не нравится» или покупают то, что модно. Западные же коллекционеры чаще интересуются произведениями с точки зрения истории искусства и мастерства, зачастую прекрасно осведомлены о художнике и контексте создания работы. Несмотря на это, я отмечаю положительную тенденцию в России среди нового поколения коллекционеров, которые уже являются более осознанными в своих приобретениях.
Есть ли какая-то “система” ведения галереи, которую вы планируете придерживаться?
Анастасия Волкова: SISTEMA GALLERY специализируется на современном искусстве. Первая наша выставка в новом пространстве «Рефлексия визуального» представляет живописные произведения представителей разных поколений отечественных художников: Дмитрия Шорина, Елены Кулик и Игоря Кулика, Светланы Чимитдоржиной. Однако живопись, это только одно из направлений. В будущем мы планируем выставлять скульптуру, digital art и инсталляции. Мы не ограничены в выборе техник и направлений ничем, кроме фантазии художников, которым я доверяю. В этом сезоне SISTEMA GALLERY покажет несколько персональных выставок художников, проведем аукционы современного искусства в стенах галереи, примем участие в ярмарках и создадим интересную программы в сфере современного искусства с тематическими мероприятиями и лекциями, доступными в онлайн формате. Помимо этого, мы думаем о цикле мастер-классов для подрастающего поколения.
Дмитрий Шорин — известный и дорогой художник, насколько я знаю, он сотрудничает с разными галереями. Вообще какой ценовой диапазон работ в вашей галереи, есть ли что-то для молодого коллекционера?
Анастасия Волкова: Как вы правильно заметили, в галерее, как в частности на первой выставке сосуществуют разные художники, разных поколений, с разным бэкграундом и ценами на работы. С одной стороны, галерея работает с уже известными художниками, такими как Дмитрий Шорин, а с другой стороны, растит своих собственных звезд. Один из примеров — наша художница Светлана Чимитдоржина, чьи работы мы включили в первую выставку «Рефлексия визуального» и которая оказалась невероятно востребованной, так что в будущем году мы решили провести ее персональную выставку в галерее. Ценовой диапазон зависит от художника, соответственно у нас есть художники, которые более востребованы среди молодых коллекционеров, и мы всегда можем подобрать что-то индивидуально исходя из финансовых возможностей человека.
Будут ли какие-то открытые опен-коллы, конкурсы для молодых художников, или вы будете отталкиваться от личных связей?
Анастасия Волкова: До открытия галереи, в мае, мы организовывали open call для молодых российских художников. Тема звучала так: «Образ женственности в истории моды». Мы получили более 400 заявок со всей страны и с экспертным советом отобрали победителей, которые приняли участие в выставке в Санкт-Петербурге. С некоторыми из данных художников мы планируем продолжать работать и делать уже самостоятельные проекты. Что касается художников, которые сейчас представлены в галерее, то я опиралась на мнение экспертов, с которыми работаем и доверяем им. От личных связей художника, безусловно многое зависит.
Сейчас мы живем в такое время, что больше ожидаешь того, что галереи будут закрываться, а вот вы, наоборот, открываетесь. Понимаю, что решение скорее всего было принято сильно задолго, но все же вы не побоялись и довели дело до конца. Какие ожидания у вас есть по работе с коллекционерами на внутреннем рынке? Есть ли какая-то стратегия на случай кризиса?
Анастасия Волкова: Конечно, проект готовился несколько лет, и решение открываться было принято давно. Мы взвесили все за и против и решили не бросать дело на половине пути. Идеального момента вообще не бывает, и в отличие от некоторых галеристов, я смотрю на ситуацию на рынке без лишнего пессимизма. Конечно, многое за этот год изменилось, но я скорее вижу в этом потенциальные возможности, нежели упущенную выгоду. Все зависит от точки зрения. В будущем я ожидаю повышения интереса коллекционеров к внутреннему рынку, повышения спроса на творчество российских художников, укрепления новой прослойки молодых коллекционеров. Поскольку мы открылись в момент кризиса, галерея хорошо адаптируется к каждому дуновению ветра и изменению в климате. Поэтому мы продолжаем непрерывно анализировать ситуацию и адаптировать нашу общую стратегию к современным условиям.
Несмотря на ваш “западный” опыт, в нынешней ситуации скорее всего российские галереи смогут расширяться в восточном и азиатском направлении, это пока не входит в ваши планы?
Анастасия Волкова: Что касается Азиатского рынка, все крупные центры так или иначе зависят от Запада, поэтому я не рассматриваю этот рынок как безусловную альтернативу. Восточные направления кажутся мне сейчас более привлекательными, но в любом случае, я думаю, через некоторое время должен появиться интерес и любопытство к российскому искусству и со стороны международного сообщества, даже больший чем был до этого. Когда искусство находится в изоляции и является недоступным, рано или поздно интерес к нему начинает расти. К этому времени галерея уже приобретет достаточный опыт работы на внутреннем рынке, и будет двигаться дальше, навстречу западным коллекционерам.