Галерейный бизнес в ситуации кризиса: мнение экспертов


Елена Куприна-Ляхович, Эльвира Тарноградская и Егор Молчанов ответили на вопросы нашего главного редактора

RKV_0586

Ситуация, с которой столкнулся российский галерейный бизнес,   беспрецедентная. Нет однозначно верных мнений относительно его дальнейшего развития, а любые прогнозы субъективны и никак не подтверждены. Но мы все же решили опросить разных игроков арт-рынка, чтобы предоставить вам возможность увидеть ситуацию в комплексе. Для полноты картины были выбраны галереи, занимающиеся разными сегментами арт-рынка:

  • Е.К.АртБюро основано в 1991 Еленой Куприной. Исследовательские интересы — авторы, сформировавшиеся в кругу Московской концептуальной школы в 70-80-е годы ХХ века.
  • Галерея Элизиум создана Мариной Молчановой в 1998 году, занимается русским искусством первой половины XX века. В 2012 году партнером галереи стал Егор Молчанов.
  • Syntax Gallery открыта в 2019 году Эльвирой Тарноградской. Представляет художников соц-арта, концептуализма, современное искусство.
Стенд галереи Syntax на ярмарке Арт-Москва 2022

Повлияли ли санкции на деятельность галереи?

Елена Куприна-Ляхович: Мы на себе этого не почувствовали, единственное — не доехали пару вещей из Италии, по причине усложненной логистики. Все контакты с зарубежными партнёрами сохранены. 

Эльвира Тарноградская: Да, повлияли. Банки, в которых открыты наши счета, попали под санкции. Мы больше не можем переводить средства художникам, живущим за рубежом. Из-за приостановки авиасообщения нас пришлось перенести 3 выставки. Стоимость международных перевозок увеличилась настолько, что многие намеченные международные проекты больше невозможно осуществить по экономическим причинам: они стали убыточными. Европейский музей, с которым мы договорились о продаже произведений художницы Василисы Паляниной, приостановил на неопределенный срок заключение с нами уже утверждённого их руководством договора.

Егор Молчанов: Основное влияние санкций – это невозможность продать или приобрести вещи на западных аукционах. Всё-таки раньше какие-то предметы, интересные для русского рынка искусства, выставлялись, их можно было оплатить, привезти сюда, провести с ними исследования. Ранее осуществлялся приток новых вещей для нашей галереи, теперь он полностью закрыт, мы даже не можем получить покупки с некоторых аукционов, которые нами уже приобретены. Поэтому именно невозможность заплатить, привезти или выставить работы – это и есть главный негатив от происходящих событий.

Борис Матросов
Счастье не за горами, 2021
Бумага, акрил
38,5 х 56 см

Привязаны ли цены к курсу доллара, осуществлялась ли их коррекция?

Елена Куприна-Ляхович: У нас цены в у. е. по курсу 95. У нас есть работы на комиссии от зарубежных коллег, и мы должны ориентироваться на валютный курс, который волатилен и непредсказуем.

Эльвира Тарноградская: Наши цены всегда были привязаны к курсу евро, так как мы проводили последовательную стратегию по развитию международной карьеры наших художников (зарубежные ярмарки, поддержка институциональных выставок в Европе). В моменты резких скачков курса рубля мы всегда фиксируем некий разумный, взвешенный «докризисный» курс. В этом году мы придерживаемся той же тактики.

Егор Молчанов: В принципе, галерейный бизнес всегда ориентировался на курс евро и доллара. Конечно, когда в первые дни событий он вырос до максимальных значений, это повлияло на спрос. Теперь же, когда все вернулось к первоначальным значениям 75-78 руб., мы думаем, что в ближайшее время перейдем все-таки на рубли. Скорее всего, это будет наша новая реальность.

Андрей Филиппов
Endspeil, 2022
Холст, акрил
50 х 120 см

Насколько пессимистично / оптимистично настроены коллекционеры, многие ли из них покинули страну?

Елена Куприна-Ляхович: Коллекционеры остаются коллекционерами,  людьми, у которых искусство — осознанная базовая потребность.

Эльвира Тарноградская: Пессимист, как шутили в советское время, это хорошо информированный оптимист. Из наших клиентов примерно 40 % покинули или собираются покинуть страну.

Егор Молчанов: С одной стороны, коллекционеры настроены пессимистично. С другой стороны, существует мнение, что в кризис собираются самые лучшие коллекции. Если часть коллекционеров сегодня не готовы что-то покупать и приобретать, то другая часть потенциальных покупателей надеется наоборот купить за недорого какие-то классные вещи (но, к сожалению, или к счастью, пока они не появляются на рынке). Так что настроения у всех разные.

Элизиум
Стенд галереи Элизиум на ярмарке Арт-Москва 2022

Как могло бы государство помочь галереям в этой ситуации и готовы ли были в галерее принять эту поддержку?

Елена Куприна-Ляхович: Москва возмещает 50% участия в ярмарках. На нынешней ярмарке эта практика тоже действует при предоставлении всех документов. Ещё было бы классно, чтобы были закупки в госколлекции у галерей (пусть и со скидкой), а не напрямую у авторов, если тот работает с галереей. Было бы здорово, если бы у госколлекций был на это бюджет. 

Эльвира Тарноградская: Налоговые каникулы, субсидии на участие в ярмарках и на арендные платежи поддержали бы галерейный бизнес. Сейчас государство собирается анонсировать субсидии на закупку оборудования и реализацию новых проектов для предпринимателей, получивших статус креативного кластера, но в текущих условиях падающего рынка это не очень актуально, так как оборудование закуплено уже давно, а масштабные проекты планировать сейчас рискованно.

Егор Молчанов: Государство может дать поддержку в виде послаблений в плане налогов, проверок, спонсирования выставок, предоставления грантов на деятельность, кредитования по ставке 0% — в этом случае мы с удовольствием бы приняли помощь. В переходный период искусство всегда проседает в объемах продаж, пусть это временно, но от любого содействия мы бы не отказались.