Соц.реализм как основное направление китайской живописи начал формироваться в рамках китайской культурной революции 1950-х гг. До этого времени китайская живопись «гохуа», объединяла классические национальные традиции, связанные с особыми художественными приемами, сложившимися в VIII – XIII века. Картины гохуа имели форму свитков в виде удлиненного прямоугольника и по композиции различались на горизонтальные и вертикальные. Длина свитков достигала порой нескольких метров. Для картин гохуа употреблялась особая бумага или особый шелк. Произведения писались черной или цветной тушью.
В китайской живописи гохуа, как правило, отсутствует светотень и все предметы как бы освещены одинаково со всех сторон. Теней и полутеней нет. В отличие от европейской станковой живописи маслом в китайской живописи гохуа отсутствует перспективно-пространственное построение композиции. Предметы, расположенные на переднем и заднем плане изображаются в одинаковую величину без перспективы. Создается впечатление, что зритель смотрит на картину сверху вниз. Китайская живопись гохуа не выставлялась в рамах, а вывешивалась на стенах, как свитки. Художественная манера гохуа использовалась для изображения пейзажей, животных, птиц и рыб, персонажей старинных легенд и романов. Китайская гохуа обязательно сопровождалась стихами автора, написанными каллиграфическим почерком. Стихи располагались в верхнем углу произведения. Таким образом, классические произведения китайской живописи гохуа являлись единством трех элементов – рисунка, стихов и каллиграфии. Художник должен был хорошо владеть техникой рисунка, уметь писать стихи и обладать красивой каллиграфией.
С приходом коммунистической партии Китая к власти в Китае начала осуществляться культурная революция, затронувшая также живопись. Основным направлением в развитии изобразительного искусства был выбран социалистический реализм. Многое было перенято от школы социалистического реализма Советского Союза, но были и свои национальные особенности.
Мао Цзедун провозгласил: «Искусство – для рабочих, искусство- для крестьян, искусство – для солдат! Пусть используются традиции старого для изображения нового».
Было принято решение разработки технологии новой китайской живописи, которая отображала бы актуальные явления в общественной жизни Китая. Начала развиваться станковая живопись маслом, которая не являлась привычной формой изобразительного искусства для китайского народа. Новая китайская живопись в традиционной для гохуа повествовательной форме рассказывала о новых явлениях современности, распространяясь среди населения в привычных для него формах – в виде свитков, альбомов и т.д. К произведениям также по традиции добавляли стихи, на это раз о счастливой жизни в Китайской Народной Республике.
Имена: Цзян Чжао-хэ, Ян Чжи-гуан, Вэй Цзы-си.