Вячеслав Колейчук (1941-2018) — один из лидеров советского кинетизма — направления в искусстве и скульптуре, получившего активно развитие в СССР в 60-80-е годы. Художники кинетисты создавали произведения на стыке искусства и науки. Их интересовали формальные поиски, идеи расширенного видения, движение (кинематика), постоянная трансформация форм. Кинетизм — одно из наиболее известных направлений российского искусства ХХ века за рубежом, после авангарда конечно.
Русское искусство ХХ века знают по работам авангардистов 20-30-х годов и работам кинетического искусства 60-80-х. И это не случайность, кинетизм берет свое начало в искусстве авангарда. Колейчук — последователь идей авангардистов, в особенности Владимира Татлина. Татлин — художник пространства. Все знают его контррельефы и угловые контррельефы, в которых он поставил и решил задачу дематериализации реальных материалов (железа, дерева, бумаги, стекла и т. п.). Но творчество Колейчука не про подражание авангардистам и конкретным объектам. Авангард для него — это неисчерпаемый источник вдохновения, откуда можно бесконечно изобретать новые идеи. Сам Вячеслав Фомич радовался когда кто-то пользовался его идеями. Он верил, что процесс формообразования в искусстве открыт, и все могут пользоваться им как средством, инструментом для новых поисков. Кураторы выставки Ирина Горлова и Анна Колейчук рассказывают о творческом пути мастера как о линии, берущей свое начало в искусстве авангарда.
Анна Вячеславовна Колейчук дочь художника и хранитель коллекции кинетического искусства Вячеслава Колейчука сказала на открытии: “То, что дается сверх человеческого не может принадлежать одному человеку, семье, оно должно принадлежать всем. Наследники хотели бы создать музей Колейчука, но не столько его объектов, сколько идей».
Несмотря на то, что в собрании Третьяковской галереи находятся такие работы как «Мачта», «Стоящая нить», «Куб, мгновенно жесткий», «Сферы», “Реконструкция Второй весенней выставки ОБМОХУ” , это первая персональная выставка художника в Третьяковской галерее.
Заведующий отдела новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова рассказала, что идея проекта родилась несколько лет назад, еще при жизни художника. Тогда он обратил ее внимание на то, что в экспозиции музея авангард выглядит как досадное недоразумение в истории искусства ХХ века. Есть прекрасные залы с работами Малевича, Поповой и другими из коллекции Костаки, а потом зритель проваливается в соц.реализм, который будто никогда не кончается. Нынешняя выставка охватила несколько залов искусства ХХ века, вступая в диалог, полемизируя с экспонатами основной экспозиции.
Открывается выставка реконструкцией Второй весенней выставки ОБМОХУ. Считается, что эта выставка положила начало русскому конструктивизму. Впервые в таком количестве и во взаимосвязи пространственные конструкции демонстрировались как элементы художественной культуры. Этот масштабный исследовательский проект был реализован Колейчуком в 2007 году. Импульсом к созданию проекта полной реконструкции послужил и тот факт, что данная выставка являлась знаковой не только для русского конструктивизма, но и мирового художественного авангарда.
Всего Обществом было проведено 4 выставки (1919, 1920, 1921, 1923), но именно 2-я выставка стала знаковой для русского авангарда начала 20-х годов, положила начало слияние художественной и инженерно-технической сфер. Ее участники А. Родченко, братья В. и Г. Стенберги, К. Иогансон, др. представили пространственные композиции и конструкции, экспериментальные объекты как демонстрацию сил напряжения — сжатия, равновесия между покоем и движением, динамикой и статикой.
Продолжается выставка экспонатами, отражающими ключевые этапы творчества художника. “Стоящая нить” — серия вантово-стержневых, упругих, самонапряженных, вертикально стоящих конструкций
«Въезды» — вантово-стержневые структуры, образующие линейчатые поверхности сложной кривизны, использованные в качестве пространственных акцентов.
Объемные изображения — стереопары на основе двух известных фотографий модели Памятника III Интернационала В. Татлина Выставка в Третьяковке приглашает посмотреть на башню и ее стереофрагменты, дополнив свои знания о ней пространственными ощущениями и переживаниями
«Космос». 1976. В композиции демонстрируются возможности взаимодействия движений элементов мобиля в реальном пространстве и его отражений в параболическом зеркале. Так как параболическое зеркало имеет свою метрику пространства, то и движение, и преобразование элементов мобиля происходят в зеркале по законам этой метрики. Возникает сложная композиционная игра между реальным и отраженным объектами, между реальным и отраженным движениями. Более того, зрителю предлагается ежеминутно решать, что есть реальный объект, а что — отраженный. Азбука Вячеслава Колейчука.
“Ложка, которая перевернула мир” 1980 / 2007, иронично размещенная в зале с революционным искусством. Колейчук смотрит на предметы и видит артефакты, которые меняют сознание зрителя.
Невозможные фигуры — парадоксальные графические композиции в трехмерном исполнении. В зале Дейнеки представлены две пространственные модификации «невозможного» треугольника (1970–1972) “Невозможный мебиус”, «Постоянно движущийся треугольник» Пенроуза. В обиход художественного творчества входит направление поиска объектов с элементами интеллектуальной игры, содержащих в себе одновременно и некую пластическую визуальную задачу, и ее решение.
Завершается выставка инсталляцией, воссоздающей мастерскую и творческая лабораторию художника в зале экспериментальных проектов.
Кинетическое искусство по-новому актуально в 21 веке, оно интересно и современно своей связью с техникой и наукой, интерактивностью — взаимодействием со зрителями. Кинетизм — одно из самых интересных и доступных современных направлений на стыке науки и искусства, что показала последняя выставка Кинетическое искусство, недавно завершившаяся в Третьяковской Галерее. Все мировые художники ведут свою «творческую родословную» от наших кинетистов и Вячеслава Колейчука.