Уличное искусство России восходит своими корнями к граффити — субкультуре тиражирования своего имени или названия команды (тэга) с целью маркирования пространства и завоевания авторитета среди других райтеров. В конце 1990-х, начале 2000-х граффити эволюционирует к появлению авторских, индивидуальных художественных форм, направленных на изменение городской образности. Произведения уличного искусства создаются в городском пространстве с использованием наклеек, трафаретов, плакатов, аэрозольной краски, валиков, кистей и других материалов, а так же скульптуры и городских интервенций.
Особенностью уличного искусства является то, что площадкой для художественного высказывания становятся общественные, уличные пространства, а его основными чертами являются несанкционированный характер. По мнению Игоря Поносова и Антона Польского, основателей сообщества Партизанинг — интервенции в городскую или медиа среду, ориентированные на трансляцию нового бескомпромисного видения будущего, становятся действенной тактикой преобразования настоящего.
С начала 2000-х стрит-арт становится глобальным феноменом. Многие специалисты полагают, что термин «стрит-арт» уже не подходит для описания сложившегося многогранного явления. В Европе существует отдельный сегмент арт-рынка, который там называют Urban Contemporary. В России Институтом исследования и развития стрит-арта в Санкт-Петербурге предложен термин «уличная волна». Сегодня уличное искусство России вышло из состояния андеграунда на территорию современного искусства, став одним из востребованных направлений арт-рынка.
Дима Аске: «Это миф, что настоящий художник не взаимодействует с коммерцией» Читать далее
18 декабря в фонде Ruarts (г. Москва, Трубниковский пер., 6) открыта масштабная выставка российских художников с бэкграундом в граффити и уличном искусстве, которые нарушают статус-кво в художественном истеблишменте. Фонд и галерея Ruarts помогают большому числу художников совершить переход на территорию современного искусства фактически с улицы. Проект TRUE ЛИ продолжает наблюдение за их развитием и трансформациями. Это наиболее полноценное осмысление того, как вчерашний андеграунд становится частью мирового художественного контекста.
Коллекция Фонда искусства уличной волны началась в 2014 году с покупки 17 фарфоровых статуэток в виде заборов московского уличного художника ОЗЗ1c и с тех пор постоянно пополняется, насчитывая на сегодняшний день более 2000 произведений в различных медиа — живопись, скульптура и объекты, графические работы и фотография, видео- и саунд-арт.
На выставке представлено 44 художника и более 90 их работ, созданных в разных техниках и видах медиа: видео, инсталляция, живопись, скульптура и фотография.
Художники проекта
0331с, Владимир Абих, Анатолий Акуе, Дмитрий Аске, Андрей Бергер (Aber), Миша Бурый, Андрей Ведро, Гриша, Женя Желваков, Александр Жунев, Арт-группа «Злые», Максим Има, Кирилл Лебедев (Кто), Алексей Лука, Марат Морик, Евгений Мулук , Иван Найнти, Новые уличные, Сергей Овсейкин (ZukClub), Алексей Партола, Слава Птрк, Тимофей Радя, Павел Ртуе, Иван Симонов, Артем Стефанов, Никита Сциссор, Команда «Той», Турбен, Александр Blot, Dusto, Giwe, Назар Issue, Миша Most,Nootk, Роман Peeks, Petro, Дима Retro, Саша Sam, Samek, Илья Slak, Super158, Виталий SY, Zmogk, Zoom.
Сценография экспозиции выстраивает связанную линию закономерностей: от андеграундной, дерзкой среды заброшенных зданий через нищету недостроя – к стерильному «белому кубу» галерей.