Российские арт-дилеры делают ставку на молодых коллекционеров


Как нарождающийся класс молодых коллекционеров может вывести арт-рынок из застоя.

2

Финансовый кризис  2008 года серьезно ударил по российскому арт-рынку. Если мировым галереям, арт-ярмаркам, аукционным домам удалось пережить трудные времена и они показывают очередные успехи в сфере торговли современным искусством, на российской арт-сцене можно констатировать затянувшуюся рецессию.

Коллекционеры помнят, как в 2012 году о сворачивании своей коммерческой деятельности заявили акулы российского арт-бизнеса — Гельман (Галерея М&Ю Гельман, Айдан Салахова (Айдан). Если быть точными, Марат Гельман сконцентрировался на Культурном Альянсе, Айдан собралась больше выставляться сама, в качестве художника, а Елена Селина возобновила программу работы с более широким кругом художников в рамках некоммерческих проектов — XL Projects. Тем не менее, все они заявили о смене форматов, обусловленной определенным застоем на российской арт-сцене. Этому способствовало, что даже ведущие российские галереи в 2000-е перестали стремиться быть местом силы, точкой рождения нового искусства и трендов, став исключительно коммерческими заведениями. При этом, рынок в условиях кризиса практически полностью остановился. «Порядка 80 процентов всех коллекционеров, собиравших современное искусство, покинуло Россию», — писал Гельман в своем ЖЖ — «Падение художественного рынка напрямую связано с повышением уровня коррупции и общей атмосферы. Средний класс, не видя классных масштабных коллекций, не приходит к мысли собирать искусство сам по себе … большинство коллекционеров — это чиновники, которые прячут коллекции потому, что «не заинтересованы (в том, чтобы) показывать обществу свое благосостояние».

Это совсем не случайность, что три ведущие галереи Москвы — каждая по своим причинам и с отдельным обоснованием — прекращают свое функционирование в узком галерейном формате. Когда трансформируется одна галерея — это проблема, когда три, и стилеобразующие, — это уже система. Читать далее.

О глобальной смене ситуации на российском арт-рынке говорить не приходится. Чтобы как-то выживать в сложившейся ситуации перемены оказались нужны не только галереям, но и ярмаркам. Посмотрев правде в глаза, оценив свои силы главная отечественная ярмарка  Арт Москва в 2013 году также объявила о завершении прежнего формата своей деятельности, запустив площадку New Platform.

Новый формат в 2013 году был экспериментальным, располагался на 3-м этаже ЦДХ и был ориентирован на новые галереи, молодых художников, а главное молодое поколение коллекционеров:

«Прямо сейчас, мне кажется, произрастает класс людей молодых, 25-30 лет, которые уже при деньгах и при руле.Они часто из интернет-бизнеса — обеспеченные, продвинутые, актуальная культура для них естественная среда обитания. Им требуется демократичное искусство: за €50 тыс. они не станут покупать, но за €5 тыс.— вполне»

пояснял в 2013 году Василий Бычков в интервью Коммерсанту.  В целом новая площадка выполняла три основных условия – к участию приглашались галереи, существующие менее трех лет, желательно ранее не участвовавшие в Арт Москве и предлагающие произведения в ценовом диапазоне не выше 5000 евро. В 2014 году New Platform с позиций параллельной программы переместится уже на главные роли предстоящей ярмарки. (Арт Москва 2014 пройдет  с 17 — 21 сентября, как и прежде в ЦДХ на Крымском валу).

Ярмарка COSMOSCOW, которая пройдет с 19-21 сентября в Манеже тщательно подбирает участников как международного, так и локального уровней. В этом году их количество не превысит 40 галерей.

«Рынок изменился и появилось много тридцати, сорокалетних Россиян, заинтересованных в коллекционировании международно значимого современного искусства, в то время как западные коллекционеры заглядываются  на актуальное искусство России. Мне кажется сейчас самое время не сидеть на месте и запускать ярмарку» — поясняют организаторы.