Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Российские коллекционеры и арт-рынок под санкциями


Политический кризис практически полностью изолировал российских коллекционеров и музеи от сотрудничества с западом

4e45bc9e-d3b7-4f7b-b106-ea787809e423-800px

Суммарная выручка весенних лондонских торгов, которые провели ведущие аукционные дома в первую неделю марта, составила суммарно почти 700 миллионов долларов. Эксперты считают, что мировой арт-рынок пока не пострадал от политического кризиса. Что, к сожалению, нельзя сказать о российском арт-рынке и коллекционерах.

На последней серии аукционов Sotheby’s в начале марта приняли участие коллекционеры из 46 стран, и ни один из них не был русским, русские также не выставляли какие-либо работы на продажу заявила председатель правления от Европы Хелена Ньюман. По словам г-жи Ньюман их отсутствие мало что значило, поскольку российские коллекционеры больше не являются влиятельными игроками, уступив место коллекционерам из Китая. В то время как в 2000-е российские коллекционеры вроде Романа Абрамовича и Дмитрия Рыболовлева были более чем заметными игроками.

Роман Абрамович, который попал под санкции Великобритании, известен покупкой в 2008 г. «Триптиха» Фрэнсиса Бэкона за 86,2 миллиона долларов и «Спящей соцработницы» Люсьена Фрейда за 33,6 млн долларов. Дмитрий Рыболовлев, на которого санкции не распространились, в 2017 году продал картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи наследному принцу Саудовской Аравии за 450 миллионов долларов.

Фрэнсис Бэкон. «Триптих». 1987 г.

Sotheby’s и Christie’s отменили предстоящие аукционы русского искусства, которые проводятся дважды в год в Лондоне (в ноябре — декабре и в начале июня), и являются традиционным источником пополнения коллекций русского искусства в России и за рубежом.

Недовольство звучит и в сторону аукционного дома Phillips, который c 2008 года принадлежит российской Mercury Group. Ее владельцы также пока не входят в санкционные списки. 4 марта аукционный дом Phillips провел серию торгов искусства 20 века и современного искусства часть выручки в размере 7,7 миллиона долларов аукцион пожертвовал Украинскому обществу Красного Креста.

Джо Викери, которая много лет курировала отдел русского искусства Sotheby’s, а сейчас работает советником некоторых российских коллекционеров считает, что позиции России на арт-рынке пошатнулись после аннексии Крыма в 2014 году, речь идет не только о покупательной способности российских коллекционеров, но и о представленности русского искусства на торгах. По словам Викери, рост цен на нефть исторически коррелирует со всплеском покупок произведений искусства среди россиян, связанных с нефтяной промышленностью, однако во время последних лондонских торгов российские коллекционеры были слишком потрясены и опустошены, чтобы принимать участие в аукционах. Ее слова приводит издание The Wall Street Journal

В это время ряд работ русских художников были представлены на торгах и ушли коллекционерам из других стран. В частности Christie’s подтвердили, что азиатский покупатель по телефону купил «Букет сирени» Марка Шагала, за 25 миллионов долларов с эстемейтом в 17 миллионов.

MARC CHAGALL (1887-1985) Le Bouquet De Lilas Oil on Canvas 81.0 x 100.3 cm. Painted in 1968 Estimate: RMB 13,000,000 – 20,000,000 USD 1,950,000 – 3,000,000

Любовь Китая к русскому искусству была встречена аукционистами с облегчением. В то время, как музейное сообщество не поддерживает эту дружбу. Руководство Музея Матисса в Франции на прошлой неделе отказалось от запланированной передачи почти 300 работ Центру современного искусства UCCA в Пекине, сославшись на связи Китая с Россией. Позже UCCA опубликовал заявление о переносе шоу, которое должно было открыться 26 марта.

Hermitage Amsterdam закрыл выставку «Русский авангард: революция в искусстве» и разорвал трехлетнее культурное сотрудничество с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, Россия.

Владимир Потанин не попал в санкционные списки, но самостоятельно ушел из правления нью-йоркского Музея Соломона Р. Гуггенхайма в начале марта. Выставка, в создании которой принял финансовое участие Потанин, «Василий Кандинский: по кругу», будет идти до 5 сентября. Пожертвования Потанина музей не вернул. Напомним также, что на протяжении последних 20 лет Владимир Потанин и его фонд способствовали музейному обмену и продвижению русского наследия за рубежом, в том числе в таких масштабных и знаковых проектах как Russia! в музее Гуггенхайма в 2005 году, или «Коллекция!», передавшая в дар русское искусство второй половины ХХ века музею Помпиду в 2017 и многие другие.

Музей Помпиду: 10 обязательных к просмотру произведений. Читать далее.

Петр Авен, чья коллекция включает произведения русского авангарда — Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Кандинского, а также современной скульптуры — Луизы Буржуа, Генри Мура и Энтони Гормли был включен в санкции ЕС. Что-то из этой коллекции, возможно, будет арестовано. Под угрозой также открытие музея русского и латышского искусства из коллекции Петра Авена.

В свою очередь Министерство культуры РФ и Государственный Эрмитаж обратились к паре миланских музеев с просьбой вернуть шедевры Тициана и других художников, которые Россия предоставила для итальянских выставок.

Заглавное фото: Фрагмент инсталляции Дмитрия Цветкова. Сила и власть. 2007 год.