Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Какие выставки планируются в Третьяковке в сезоне 2024-2025?


Главный музей русского искусства анонсировал выставочные планы на ближайший год

Screenshot 2024-01-16 15.17.37

В 2024-2025 годах главный музей русского искусства планирует показать восемь выставок в Москве в зданиях в Лаврушинском и на Крымском валу, а также новом здании на Кадашевской набережной и два выставочных проекта в филиалах Третьяковской галереи в Калининграде и Самаре. Среди анонсированных проектов современная скульптура и паблик-арт; портреты и автопортреты культурных деятелей русского авангарда; персоналка пионера беспредметного искусства Юрия Злотникова; выставка незаслуженно забытого авангардиста Николая Ульянова; групповая выставка произведений, созданных представителями династии Васнецовых; необычный кураторский проект, включающий произведения экстраординарных — маленьких или больших — размеров; юбилейный проект Малявина и Архипова; передвижники в новом здании музея на Кадашевской набережной; выставка шедевров, исполненных акварелью. А также проекты в филиалах в Калининграде и отреставрированном здании Фабрики-кухни в Самаре.


6 февраля – май 2024. Александр Константинов. От линии до архитектуры.

Александр Константинов. Цветные деревья, 2012 Московская область, Парк Малевича.
Александр Константинов. Цветные деревья, 2012
Московская область, Парк Малевича.

Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский вал, 10, зал 4

Государственная Третьяковская галерея представляет ретроспективную выставку Александра Константинова (1953–2019) — выдающегося художника, графика, архитектора, мастера масштабных инсталляций. Творческий путь Константинова от линии к архитектуре обозначен не только названием выставки и произведениями, вошедшими в состав проекта, но также дизайном экспозиции, созданным командой архитекторов Асс. Выставка, охватывающая различные периоды и направления творчества Александра Константинова, включает около 100 произведений из собрания семьи художника и коллекции Третьяковской галереи. Важной частью проекта станет реконструкция одного из знаковых объектов Константинова — «Дерева», специально созданного по эскизам художника в мастерских «Своды» при поддержке Дома культуры «ГЭС-2». Проект реализуется в сотрудничестве с «ГЭС-2».

28 февраля – 25 августа 2024. Великолепные очевидцы. Образы эпохи. 1910‒1930-е

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 10

В названии выставки графических произведений из собрания Третьяковской галереи использован фрагмент названия мемуаров поэта Вадима Шершеневича «Великолепный очевидец. Поэтические воспоминания 1910‒1925 гг.». «Великолепными очевидцами» выступают и авторы портретов, и их модели. Эпоха предстает в судьбах и творческих установках мастеров различных художественных направлений первой трети XX века. В состав выставки вошло около 70 произведений графики 1910‒1930-х годов. Портреты и автопортреты деятелей культуры того времени — художников, писателей, поэтов, режиссеров: К. Малевича, Эль Лисицкого, М. Ларионова, Н. Гончаровой, И. Клюна, Андрея Белого, А. Луначарского, В. Мейерхольда, В. Маяковского, В. Хлебникова, Н. Гумилёва и многих других. Графические произведения дополнены скульптурными портретами.

март – май 2024. Юрий Злотников. Сигнальная система.

Юрий Злоников. 1958 год.

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38

Новый выставочный проект представит около 70 произведений из серии «Сигнальная система» и около 20 «Протосигналов» Юрия Злотникова (1930–2016) — выдающегося российского художника, пионера послевоенного беспредметного искусства. Главное открытие Злотникова, занявшее прочное место в истории российского искусства второй половины XX века, — «сигнальная система», созданная во второй половине 1950-х годов. В экспозиции важное место занимают архивные документы: рукописи художника и сопровождающие их рисунки. Пространство выставки представляет собой белый куб, в центре которого возвышается «остров» — «кабинет» художникатеоретика, где на столах, подиумах и в витринах расположены рукописи автора: тетради, машинописные листы, миниатюрные рисунки, схемы, фотографии.

20 марта – 21 июля 2024. Николай Ульянов. Искусство без манифеста.

Николай Ульянов. Оркестр. 1912–1916. ГТГ
Николай Ульянов. Оркестр. 1912–1916. ГТГ

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 10, 3 этаж

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку, посвященную 150-летию со дня рождения Николая Ульянова (1875–1949) – живописца, графика, художника театра, талантливого педагога, автора мемуаров и эссе. Один из лучших учеников В.А. Серова, Ульянов отдал дань многим тенденциям в искусстве: от импрессионизма в ранние годы до примитивизма и даже супрематизма в пору зрелости, весьма своеобразно интерпретировав каждую из стилевых новаций. Сотрудничество с режиссерами К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом и В.И. Немировичем-Данченко продолжалось несколько десятилетий. В возглавляемых ими театрах Ульянов оформил ряд постановок, пользовавшихся успехом у зрителей. В советские годы широкую известность получила его серия графических работ «Пушкин в жизни» и картина «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце». За прошедшие десятилетия произведения Н.П. Ульянова лишь изредка покидали запасники, имя художника оказалось незаслуженно забыто. Задача проекта — представить творческий путь мастера, показать масштаб дарования и его роль в русском искусстве. В состав выставки войдут произведения из собрания Третьяковской галереи, российских музеев и частных собраний.

24 мая – 4 ноября 2024. Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век.

Аполлинарий Васнецов. Озеро. 1902. ГТГ

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–62, 80–82

Выставка познакомит с разносторонним творчеством талантливой художественной династии Васнецовых. В экспозицию войдут лучшие произведения Виктора Михайловича (1848– 1926) и его младшего брата Аполлинария Михайловича (1856–1933), который впервые в русском искусстве обратился к новой теме — живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси, обратившись к новейшим достижениям археологии. Третий участник проекта — Андрей Владимирович Васнецов (1924–2009), знаковая фигура в культурной жизни страны второй половины ХХ века. Задача выставки — показать многогранный вклад рода Васнецовых в русскую культуру, а творчество каждого из них представить в свете наиболее значимых достижений в области станковой, монументальной, театрально-декорационной живописи. В состав проекта вошло более 200 произведений живописи, графики, театральных эскизов из собрания Третьяковской галереи, 14 российских музеев и 6 частных коллекций.

31 мая – ноябрь 2024. От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров XVIII – начала XX века.

Сомов К.А. Старая кокетка. 1903
Бумага, акварель 3,5 х 3,5
ГТГ

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

В фокусе выставки — неожиданная характеристика графических произведений, их размер. Необычная величина рисунков часто бывает обусловлена какими-то особыми задачами, обстоятельствами, специальным заданием и, конечно, как и любой другой параметр, отражает тенденции развития изобразительного искусства. На выставке будут представлены экстраординарные по своим размерам произведения графики из собрания Третьяковской галереи: гигантские рисунки и крошечные миниатюры. Появление и тех, и других складывается в занимательную историю, в которой пики активного интереса к необычному формату чередуются с годами забвения. В состав экспозиции войдут крупноформатные графические эскизы, произведения станковой графики, парадные портреты, рекламные плакаты. Контрастом крупным работам станут изящные миниатюры, выполненные на кости и бумаге в технике эгломизе, а также миниатюрные акварельные портреты и пейзажные эскизы. На выставке представлена графика К.П. Брюллова, И.И. Шишкина, И.Е. Репина, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.М. Васнецова, А.В. Щусева и других выдающихся художников XVIII – начала XX века.

Сентябрь 2024 – январь 2025. Адепты красного. Малявин & Архипов.

Архипов А.Е. Гости. 1914. ГТГ

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, залы 2-го и 3-го этажей.

Государственная Третьяковская галерея представляет выставочный проект, приуроченный к двум юбилеям: к 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина в 2024 году и 95-летию со дня смерти Абрама Архипова в 2025 году. Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ Малявина и Архипова, однако не проводила их персональных выставок. Оба художника — яркие представители русского импрессионизма, центральным в их творчестве стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. В основе проекта — выявление сходств и различий творческих методов мастеров. Выставка построена по принципу монографических персональных экспозиций: одна часть экспозиции будет посвящена пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Абрама Архипова, вторая часть — портретам и крестьянскому циклу Филиппа Малявина. Сопоставление работ двух художников также позволит проанализировать роль красного цвета в искусстве первой трети ХХ века, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской живописных школ, а также ряд других аспектов.

Ноябрь 2024 – март 2025 Передвижники

Суриков дочь
Суриков В.И. Портрет О.В.Суриковой в детстве. 1888. Холст, масло. 135×80. В раме: 156,5×101,2.

Новое здание Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.

Государственная Третьяковская галерея представляет центральный выставочный проект 2024 года, посвященный творческой деятельности художников — членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок, которых мы сегодня называем передвижниками. Ведущие мастера второй половины XIX века — В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.М. Прянишников, Н.А. Ярошенко и другие — составили ядро Товарищества и вошли в историю русского искусства. Без них судьба отечественной живописи была бы иной. Сегодня передвижничество стало центральным системообразующим явлением русской культуры того времени. Выбор проекта для открытия новых пространств Третьяковской галереи на Кадашевской набережной неслучаен. Творческий подъем передвижников в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Михайловича Третьякова. Их произведения стали стержнем собрания основателя Третьяковской галереи. Представляя посетителям новые музейные пространства, Галерея вспоминает о своих истоках. Выставка станет первым за последние 50 лет масштабным проектом, посвященным наследию передвижников. Ее цель — актуализация искусства русского реализма, освобождение от штампов в его восприятии. В состав выставки войдут как известнейшие произведения русского искусства, так и малознакомые картины передвижников. Собранные вместе, эти работы раскроют круг проблем, волновавших художников и общество, обозначат особенности их творческого метода и наметят пройденный путь в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Критические высказывания современников расскажут о сложностях восприятия, а хроника деятельности Товарищества и архивные документы воссоздадут историю в фактах и покажут многогранность деятельности Товарищества как независимого просветительского объединения художников.

Ноябрь 2024 — май 2025 года Магия акварели. Из фондов графики XVIII — начала XX века.

Крамской И.Н. 
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874 г.
Крамской И.Н.
Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874 г.

Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54

Государственная Третьяковская галерея представляет выставку шедевров графики XVIII–XX веков, исполненных акварелью, из собрания музея. В экспозицию войдут более 250 произведений: знаменитые парадные портреты кисти А.П. Брюллова и П.Ф. Соколова, листы из библейского цикла А.А. Иванова, серии итальянских и испанских натурных работ В.И. Сурикова, произведения М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова. Выставка позволит проследить развитие акварели в России — наиболее важные этапы освоения этой техники, различные области ее применения. Проект призван выявить общие и наиболее характерные тенденции в понимании богатейших возможностей акварели и оценить многообразие индивидуальных манер ее использования.

Выставки в филиалах Третьяковки 2024

Июнь 2024 – март 2025 Третьяковская галерея. Пять веков русского искусства . Филиал Третьяковской галереи в Калининграде
Куинджи. А.И. Дарьяльское ущелье. 1890-1895.

Выставка Третьяковской галереи продемонстрирует многогранный образ России в отечественном изобразительном искусстве. История, география, культура, многообразие народов, объединенных одной территорией, общими судьбой и памятью, станут центральными темами первой выставки Филиала Третьяковской галереи в Калининграде. В состав проекта вошло около 300 произведений из собрания Третьяковской галереи, отображающих уникальные национальные и культурные традиции нашей страны. Разнообразие представленных художественных направлений откроет посетителям богатую коллекцию главного музея искусства России. Проект призван выявить вечные ценности, актуальные для любого исторического периода, а также наглядно показать, как в русском искусстве отразились поиски самобытности и идентичности. Посетители познакомятся с произведениями иконописных школ XVI–XVIII веков, просветительскими идеями искусства XVIII – первой половины XIX века, «золотым фондом», собранным П.М. Третьяковым, экспериментами авангардистов и открытиями XX века. На выставке будут показаны портреты кисти В. Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, И.Е Репина, В.А. Серова, пейзажи С.Ф. Щедрина, И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, работы авангардистов – К.С. Малевича, В.В. Кандинского, произведения художников «Бубнового валета» и соцреализма, «сурового стиля» и «оттепели» — А.А. Пластова, Ф.П. Решетникова, Г.М. Коржева, В.Ф. Стожарова, скульптуры А.С. Голубкиной, С.Т. Конёнкова, В.И. Мухиной, а также многих других выдающихся мастеров второй половины XX века. Экспонаты составят полновесную картину русской жизни, охватывающую пять веков отечественного искусства и передающую неповторимый характер коллекции Третьяковской галереи.

На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве. Филиал Третьяковской галереи в Самаре (сроки уточняются)
Жуковский С.Ю. Пасхальный
натюрморт. 1915 г. ГТГ.
Жуковский С.Ю. Пасхальный
натюрморт. 1915 г. ГТГ.

Выставка является первым проектом Филиала Третьяковки в Самаре на собственной выставочной площадке — в отреставрированном здании Фабрики-кухни. Ключевой мотив выставки — еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в русском искусстве с XIX века по настоящее время. В состав экспозиции вошло около 130 произведений из российских музеев и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены известные шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П.А. Федотова, В.Г. Перова, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой, Н.С. Гончаровой, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова. Экспозиция построена на образе трапезы как циклического сюжета с делением на первое, второе и третье. Эта цепочка повторяет ритмику человеческих состояний, связанных с утолением голода и удовольствием от еды. Каждому этапу цикла, в который вовлекается зритель, соответствует определенный зал, произведения в котором подобраны и объединены в различные «гастрономические репертуары».

Больше новостей в нашем телеграм-канале Арт-консультант