Исследовательская группа AРXIV отреагировала на эпидимеологическую ситуацию созданием цифровой резиденции в коллаборации с Центром Творческих Индустрий «Фабрика». Пилотный проект виртуальной резиденции посвящен знаменитому немецкому художнику и одному из главных теоретиков постмодернизма Йозефу Бойсу, со дня рождения которого в этом году исполняется 100 лет.
Йозеф Бойс (1921-1986) является основателем художественного движения, известного как Fluxus, первопроходцем и практиком перформанса и акционизма. Вся его жизнь и карьера сопровождалась публичными дебатами по очень широкому кругу вопросов, включая политические, экологические, социальные. Его работы основаны на концепциях гуманизма, социальной философии и антропософии, кульминацией которых становится «расширенное определение искусства» и идея социальной скульптуры. Он считал, что политика и культура должны действовать вместе, чтобы общество функционировало на прочной основе. Всю свою жизнь Йозеф Бойс боролся с капитализмом и хотел, чтобы его искусство стало терапией для общества, которое он считал больным. Тем самым, идеи Бойса оказываются по-прежнему актуальными в ситуации мировой пандемии и закрытых границ.
Неудивительно, что одна из наиболее заметных российских самоорганизаций последнего времени, занимающаяся вопросами неоконцептуализма и партиципаторных практик, сосредоточенная на развитии нового художественного языка и междисциплинарных проектов, в которых могут одинаково активно участвовать как художники, так и зрители — APXIV попыталась выстроить связь с первостепенным художником постмодернистских арт-практик и переосмыслить его миф.
Deep underground или художественные самоорганизации Москвы. Читать далее.
Ключевым поворотом в художественном самоопределении Бойса считается его чудесное спасение во время Второй мировой войны, когда 16 марта 1944 года неподалеку от деревни Зна́менка в Крыму потерпел крушение военный самолет Люфтваффе в Бойсом на борту.
«Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют… Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили «Вода», войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло» — так звучит легенда, созданная художником.
5 января 2021 года исследовательская группа APXIV отправилась на полуостров Крым в экспедицию к месту падения самолета Бойса, поставив цель — изучить и рассмотреть в разных ракурсах «миф Бойса», который содержит множественные неточности. Исследование проходило в несколько этапов: 4 обряда со-настройки, интервьюирование родственников очевидцев падения, забор земли и тактильный анализ почв и вод, реконструкция падения при помощи беспилотного летательного средства, омовение в слаборадиоактивных источниках селения Новая Жизнь. Результатом исследования стал XR-проект «re:Beuys».
Кураторская концепция проекта предлагает интерактивный опыт проживания нового мифа в фиджитал пространстве, то есть соединяющем физическое и цифровое. Этот опыт включает в себя как взаимодействие с инсталляциями, фотографиями и видеоматериалами, так и с самими художниками (и даже с ожившим Йозефом Бойсом) и другими игроками-зрителями.
Проект проходит сразу на двух площадках в Москве, ЦТИ Фабрика, а также в галерее Эдель Экстра в Нюрнберге (Германия). В процессе создания виртуальной резиденции кураторами были оцифрованы три выставочных и студийных зала ЦТИ «Фабрика». Партнерами с немецкой стороны выступили Международный фонд для организаций культуры и образования 2021 года Министерства иностранных дел Федеративной Республики Германия, Немецкий культурный центр им. Гёте и других партнеров.
В отсутствие возможности работать в своих студиях и путешествовать в другие страны, цифровое присутствие стало для художников подтверждением их существования. Проект виртуальной резиденции – Digital AIR позволит, с одной стороны, опереться на уже существующий опыт и наследие Фабрики, возобновив арт-резиденции в условиях нового мира, а с другой – продолжить поддерживать молодых художников, оказавшихся в сложной ситуации во время пандемии Covid-19.