У любой коллекции должна быть идея. Чем более авторский подход к собранию, тем оно ценнее. Имена великих коллекционеров от Щукиных до Рокфеллеров входили в историю, потому что их талант собирательства искусства подчас не уступал таланту художников его создающих. И хотя коллекционирование дело интимное, именно частный взгляд на коллекцию заслуживает особого внимания.
Предприниматель, один из основателей фонда SDV Arts&Science и Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков сфокусировал свои интересы в области классической философии и современного искусства.
Экспозиция в MMOMA сопровождается записью бесед Дмитрия Волкова и куратора Федора Павлова-Андреевича, приглашая окунуться в самые недра головы коллекционера и понять, как многолетний интерес к философии вывел пытливый ум на тропу современного искусства.
Центральная часть выставки представляет собой коридор, внутри которого в приглушенном свете, расположены раритеты — редкие философские трактаты Бэкона и Декарта, Канта и Гегеля из библиографической части коллекции. Здесь, как в капсуле, можно постоять, прислушиваясь к раздающимся голосам и собственным мыслям.
Пробираясь сквозь коридор к свету, зритель видит одно из первых произведений современного искусства, приобретенных Волковым – Шуберта из гнутого металла художника Дмитрия Гутова. Портрет именно этого композитора висел над роялем в детстве коллекционера, сообщает куратор, являющийся также его арт-адвайзером.
Коллекция современного искусства, включающая сто двадцать работ, была собрана стремительно, всего за четыре года. На выставке в ММОМА, ограниченной рамками небольшого выставочного пространства, усилиями архитектора экспозиции Кати Бочавар, удалось разместить пятьдесят произведений современных российских художников.
Словно в красном углу, где на Руси размещались иконы, расположен один из Хлебов Анатолия Осмоловского. Данную работу, ставшую иконой современного русского искусства, не увидишь ни в одной доступной для посещения экспозиции.
Философские поиски на выставке, вслед за коллекцией, плотно переплетаются с художественными. Работы Дианы Мачулиной из серии «Предательство интеллектуалов», отсылают к одноименной книге Жульена Бенда. Художница вырастила на головах философов (Маркса и Ги Дебора) рога, сетуя на измену общества идеям этих радикальных мыслителей. Лиза Морозова при помощи репейника языком Брайля выложила текст Монастырского. Валерий Чтак вступает в диалог с культурологом Виктором Шкловским, автором «остранения», художественного приема, позволяющего преодолеть зашоренность восприятия реальности.
Обстановка в другой части выставки немного более иронична. В работах Леонида Сокова, Ростислава Лебедева, Виктора Пивоварова, Павла Пепперштейна, Александра Повзнера, Георгия Острецова, Виноградова Дубосарского, Андрея Бартненева начинаешь радоваться рекреационной функции современного искусства, не переставая при этом думать. Этого и добивался куратор – посеять в голове зрителя семена современного искусства, которые непременно дадут урожай.
Противоречия между классической философией и современным искусством снимаются здесь через диалог художников с мыслителями, коллекционера с куратором. Наука стремится познать мир разумом, искусство — чувствами. Художники фиксируют приметы нашего времени, Дмитрий Волков же музеефицируя свою коллекцию перебрасывает их, и заодно себя, в вечность.
К выставке выпущено бесплатное приложение ARTEFACT, при помощи которого можно скачать полный каталог философских трактатов и контент выставки, узнать интересные факты об экспонатах.
Выставка проходит до 26.01.2020 в Образовательном центре MMOMA по адресу Ермолаевский переулок, дом 17