Art Basel — ведущая мировая ярмарка современного искусства, проводимая ежегодно в швейцарском Базеле с 1970 года. Благодаря изданиям в Майами-Бич (с 2002 г.), Гонконге (с 2013 г.) и Париже (с 2022 г.) Art Basel является главным международным смотром и местом встречи коллекционеров и арт-специалистов со всего света. Арт-дилер и создательница проекта культурных мероприятий Cult Club Екатерина Королюк побывала на Art Basel 2024, проходившей в выставочном центре Messe Basel с 13 по 16 июня, чтобы ознакомиться с представленным искусством и практиками, узнать, какое искусство пользуется спросом и открыть новые имена.
В Art Basel 2024 приняло участие более 280 галерей со всего мира — это больше, чем 4000 художников, у многих представлено по несколько работ. Объемы гигантские, но Messe Basel, удивительно красивое здание общей площадью 141 000 м² от знаменитого архитектурного бюро Herzog & de Meuron и готовое к мощному потоку любителей искусства со всего света.
Базель город не такой большой — население составляет меньше 200 000 человек, а за неделю проведения ярмарки в него приезжает 100 000 гостей. Перемещаться на такси здесь не принято, все очень любят трамваи (в билет на ярмарку даже входит бесплатный проезд на общественном транспорте). Вся инфраструктура города начинает работать на полную мощность в неделю проведения Art Basel. Чувствуется то, с каким пиететом организаторы относятся к проведению ярмарки — вся навигация четкая и структурированная, есть камеры хранения. Неудивительно ведь мероприятие появилось именно в Базеле в 1970 году, и уже полвека команда ярмарки улучшает сервис. Некоторое неудобство, что в переходах между секторами необходимо выкладывать все свои вещи для досмотра, лишь подтверждает то, что Messe Basel на 5 дней стал храмом искусства, которое берегут от все чаще случающегося эко-вандализма и других деструктивных действий.
Ярмарка разделена на 2 этажа. В то время, как на втором этаже размещаются молодые проекты из Европы, институции с Востока и из Азии, на первом собраны знаковые для арт-рынка галереи. Если сравнивать с Art Basel 2024 в Гонконге, проходившей в апреле, в Базеле больше фокус на американских и европейских художниках, но встречаются имена и из стран Восточной Европы — Польши, Эстонии, Румынии. Румынских авторов было заметно много. Можно отметить работы Андры Урсуцы, которая уже успела попасть на Венецианскую биеннале и провести персональную выставку в David Zwirner. Азиатского искусства в Базеле намного меньше — за ним коллекционеры как раз едут в Китай.
Именно на первом этаже происходили самые крупные продажи, развески на стенах менялись каждый день, а посетителей становилось только больше. Галерей David Zwirner в день превью была продана работа Джоан Митчелл за $20 млн., практически рекордная стоимость.
А ещё работы Герхарда Рихтера за $6 млн и Яёй Кусамы за $5 млн. Количество работ музейного уровня на квадратный метр выше, чем на ярмарке в Гонконге. В галереях первого этажа представлены классики: Пикассо, Лучио Фонтана, Дэвид Хокни, Жан-Мишель Баския, Виллем де Кунинг и другие топ-имена арт-рынка. Совместно с партнером UBS Art Basel выпустили и очередной ежегодный отчет по состоянию мирового арт-рынка. Работы де Кунинга были выставлены в галерее Acquavella от $1,8 млн, а коллаборационная работа Уорхол-Баския была оценена в $10 млн.
Керамическая работа Лучио Фонтана в Karsten Greve продавалась от $550000 , и к завершению ярмарки ещё находилась в продаже. Анри Матиссу посвятила целый стенд галерея Fondation Beyeler, принадлежащая одному из основателей Art Basel. Произведения Джорджо де Кирико и Пабло Пикассо можно было встретить сразу на стендах 3-4 галерей, что считается некоторым моветоном среди коллекционеров — продажа громких имён в большом количестве считается симптомом коммерциализации искусства.
Глобальная альтернатива: как арт-ярмарки стремятся к устранению иерархии. Читать далее.
В Acquavella была выставлена живопись Дэвида Хокни, а ещё огромный коллаж, вдохновлённый Пабло Пикассо – редкая работа, которых сейчас не достать. Заворожила и монументальная работа немецкого художника Ансельма Кифера. Одновременно волшебный и мрачноватый пейзаж на полотне размером 2х3 метра с романтичным названием «Невеста ветра» (The Bride of the wind).
У коллекционеров в целом наблюдается интерес к абстракции, причем как современной, так и классической, в разных форматах и на различных носителях. Например, можно обратить внимание на американского скульптора, живописца и графика Джона Чемберлейна (1927-2011). В галерее Karsten Greve были представлены его графика, скульптуры из металла (части старых авто) и поролона. Разбег стоимости работ от €60000 до €680000. Примерно половина его работ к концу ярмарки были выкуплены.
Работы еще одного американского художника-концептуалиста Вайнера Лоуренса (1942-2021) представляли сразу две галереи: цюрихская MAI36 и David Zwirner Gallery из Нью-Йорка. Во второй купить работу художника можно было за $ 320000.
Российское и советское искусство
Этот сегмент практически отсутствует на ярмарке. Среди участников не было российских галерей, и галерей из стран постсоветского пространства. Но кое-что всё-таки было замечено, например, работы Василия Кандинского, Казимира Малевича. На стенде Massimo De Carlo можно было увидеть портрет Льва Толстого от современного китайского художника Яна Пея Мина – намёк на интерес к русской культуре и философии (работа была продана за €300000). Итальянская галерея Lia Rumma хотя в этот раз не представила ничего из этого направления, но вообще в рамках своей деятельности продвигает работы Кабакова, Пивоварова, Пепперштейна. Работы Эрика Булатова привезла галерея Skopia из Женевы, давно и напрямую работающая с художником. Стоимость графических работ начинается от €40000 и хедлайнер экспозиции – «Вперёд-вперёд» за CHF 675000. Кстати, покупают работы Булатова не только русские коллекционеры, но и, например, швейцарцы. Интерес и рост цен на работы Булатова в последнее время можно объяснить персональными выставками и юбилеем художника, которому в прошлом году исполнилось 90 лет.
Молодое искусство
На втором этаже Art Basel 2024 развернулся блок Statements, где 18 молодых художников представили сольные проекты (возраст художников в этом разделе от 27 до 47 лет).
Например, проект художницы Тамары аль Саммерай на стенде галереи из Бейрута Marfa’s Project. В работах Тамары переплетены размышления о семье, дружбе, о потерях, естественных страхах. Словно проваливаешься и начинаешь наблюдать за чьей-то жизнью, параллельно ностальгируя о своём детстве.
Проект мультидисциплинарного художника и музыканта Джулиана Абрахама «Тогара» от ROH Projects из Джакарты, которые участвовали в Art Basel впервые. Художник представил фрагмент своей студии, где обычно работает со звуками, но здесь предлагает зрителям стать соучастниками: присесть на ковёр с ярким орнаментом и повзаимодействовать с объектами в формате отдыха. Что и заявлено в названии инсталляции «OK Space to Rest».
В разделе ярмарки Kabinett представлены кураторские работы разных галерей. Здесь можно было встретить и тематические групповые выставки, и персональные презентации. Очень эффектной оказалась сольная экспозиция французского художника Жана-Мишеля Отониэля от галереи Perrotin. Невероятные сияющие скульптуры из стекла. Работу с ним художник ещё в 90-х перенимал у лучших мастеров стекла Мурано. Гигантские бусы или цепочки атомов сияют, завораживают. При этом работы художника не поверхностно-эстетичные, а иногда обретают даже политический подтекст.
Секция Unlimited
Целый день можно было посвятить секции Unlimited – самому эффектному пространству. Именно здесь собраны масштабные и вовлекающие инсталляции, меняющие представления о классическом стенде галереи на ярмарке. И в этом году в этом секторе было представлено аж 70 проектов!
Особенно сильно запомнилась уже ставшая виральной работа Тихару Сиота The Extended Line. Художница, пережившая онкологическое заболевание, размышляет о том, что значит быть человеком и что объединяет нас в жизненных страданиях, переживаниях и наслаждениях. Огромная инсталляция (16 на 9 метров) состоит из сотен километров красных нитей и падающих бумажных листов.
Ещё одна инсталляция Hell Hole Алекса Да Корте горящее здание с сидящим человеком внутри деконструирует понятие Американской мечты, меняя образ дома с «короткого пути к успеху в жизни» до «клетки, заключившей человека в языки пламени».
Но больше всего эмоций вызвала роботизированная горилла в инсталляции «School of Languages» Райана Гандера. Она исследует взаимосвязь между нашим эволюционным прошлым и динамикой современного общества, сформированной неустанным капиталистическим ростом. Горилла, словно забившаяся под офисный стол, выглядит очень реалистично. Если не ознакомиться с описанием инсталляции, можно даже испугаться от неожиданности. Подкупает веру в то, что обезьяна живая – специфический животный неприятный запах рядом (какая-то смесь сырости и мочи распыляется вентилятором рядом) — вовлечение зрителя по всем каналам восприятия.
Афромериканское, женское, текстиль
Вслед за Венецианской биеннале тренд на аутсайдеров продолжился и на Art Basel 2024. Ярмарка демонстрирует, что интерес к афроамериканскому искусству все еще в тренде. В зоне Unlimited большая инсталляция с говорящим названием «Black Panthers». Галерея из Лос-Анджелеса Vielmetter представляя художниц Эйприл Бэй с Багамских островов и Квеси Ботчвэй из Ганы (работы обеих покупались на ярмарке в районе €30000).
Невероятное внимание уделено теме женщин-художниц. Галерея Alison Jaqcues из Лондона, хотя работает с разными художниками, в этом году на ярмарку привезла преимущественно художниц. Самая дорогая проданная работа ярмарки тоже принадлежит женщине-художнице («Подсолнухи», Джоан Митчелл ушли за $20 млн). Сразу в нескольких галереях была представлена Яёй Кусама с живописью и её фирменными тыквами – по данным Sotheby’s самая продаваемая современная художница по количеству лотов в период с 2018 по 2022 годы. Среди других присутствующих на ярмарке имён: Леонора Каррингтон, Моника Сосновски, Эрна Розежнштейн, Пьеретт Блох, Ли Краснер.
В программе даже была отдельная экскурсия по женскому искусству. А если выбраться за пределы ярмарки в локальные музеи, то там тоже можно встретить персональные и групповые выставки женщин-художниц.
Очень много художников, в чьих работах используется текстиль. И техники здесь можно было увидеть самые разные: валяние, коллажи пэчворк, шитьё, ткачество.
Из того, что ещё можно отметить, в отличие от прошедших в этом году крупных ярмарок в Art Basel присутствует некая степенность и отсутствие фокуса на каких-то остросоциальных и острополитических вещах. Да, здесь тоже можно встретить антивоенные и другие работы, но при этом всё же больше акценты на личном опыте, переживаниях, актуальных общественных проблемах.
Ещё одно нововведение – Art Basel обзавелся собственным сувенирным магазином. Удивительно, что это произошло только в этом году. Всегда покупая сувениры для близких, мы были расстроены, что на Art Basel Hong Kong не нашли ничего такого. Курирует магазин Сара Андельман – ритейлер из Франции, у которой за плечами как розничные проекты, так и разные любопытные коллаборации. Что можно увидеть в магазине: произведения искусства, книги, журналы, сувениры: ироничный значок «Я был на АртБазеле и всё, что смог купить – этот значок», серия Unlimited (отсылка к блоку ярмарки): сумка «Unlimited Capacity», карандаш «Unlimited Ideas», банка «Unlimited Treats» с традиционными базельскими пряниками. Цена от 3 CHF (швейцарских франков) за наклейку до 5000 CHF за произведение искусства.
Говорить о продажах и галеристах вне официальных источников достаточно проблематично — в отличие от азиатских галерей (снова сравнение с Гонконгом), более расположенных к коммуникации и более гостеприимных, европейские по-своему сдержаны, а где-то даже с налётом снобизма. Не всегда идут на контакт, не слишком охотно отвечают на вопросы о прошедших сделках и о ценах на произведения. Некоторые самые-самые даже не считают своим долгом размещать на стенде экспликации к работам.
Однако с некоторыми представителями всё-таки удалось поговорить и инсайты у галерей разного калибра повторяются: продажи идут неплохо, но в прошлом году они были получше, да и посетителей было больше (хотя галереи поменьше рады даже нескольким проданным работам). Все ссылаются на экономическую ситуацию — не многие коллекционеры готовы вкладывать в искусство те же деньги, что и раньше. Некоторые отмечают с сожалением, что заметно меньше российских коллекционеров и гостей. В дополнение к экономическим обстоятельствам добавляются сложность с получением визы и общую логистику такой поездки сейчас.
Партнерский материал совместно с Екатериной Королюк, создательницей проекта культурных мероприятий Cult Club