Название проекта «Город завтрашнего дня», который Гете-Институт привез в Третьяковскую галерею, выбрано не случайно. Слом эпох, социальные потрясения и катаклизмы, научный прогресс делали очевидным, что на смену прошлому приходит новый мир, новый человек. Будущее стремительно врывается в повседневность. И все социальное устройство необходимо адаптировать под вызовы нового времени. Архитектура советского модернизма преобразуется из предмета роскоши в товар массового потребления. Необходимо осмыслить новые пути ее существования, на предмет, с одной стороны, удешевления, с другой – соответствия новым социальным функциям. Советский архитектурный модернизм- феномен культуры и дизайна ХХ века, признан и ценится во всем мире, как шедевр объединения технологий, искусства и экономики. В тоже время на родине для восстановления архитектурных памятников часто не находится денег.
Интерес Гете-Института, кажется, закономерным. Ведь именно в Германии была создана знаменитая Высшая школа строительства и конструирования «Баухаус», отпраздновавшая в прошлом году своего столетие. Влияние Баухаса сложно недооценить – весь современный дизайн возник из него. В тоже время связь Баухауса с русскими авангардистами прямая. Василий Кандинский возглавлял там мастерскую живописи и фрески. А благодаря Эль Лисицкому в Баухаусе узнали о супрематизме Малевича.
В наше время, стремительной урбанизации, перед современными архитекторами и урбанистами вновь стоят вопрос радикального переосмысления существования человека в городской среде. Советская архитектура, начиная с авангарда и его утопических построек 1920-х годов и вплоть до распада СССР была нацелена на понимание города, как единой среды с заранее продуманными функциями и застройкой. Несмотря на то, что СССР остался в ХХ веке, архитектура его времени по-прежнему формирует облик многих районов и городов. Само здание Новой Третьяковки на Крымском валу, где проходит выставка — один из примеров архитектуры советского модернизма.
На выставке в Третьяковке собраны свыше 600 объектов – фотографий, моделей, планов как признанных шедевров, так и малоизвестных памятников архитектуры России и бывших советских республик. Однако архивными данными выставка не ограничивается. Отрефлексировать тему советского модернизма были приглашены современные российские художники, в том числе Дмитрий Гутов, Ирина Корина, Юрий Аввакумов, Александра Паперно и другие.
Кураторы выставки: историк архитектуры, президент AICA-Армения Рубен Аревшатян, сотрудница MOMA в Нью-Йорке Анна Кац, а также основатель и редактор австрийского журнала о современном искусстве Springerin Георг Шёльхаммер.
Подробная информация о проекте на сайте музея