Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Мария Салина, Юлия Смирнова: «Когда собирается команда профессионалов, результат получается впечатляющий»


Организаторы нашумевших выставок «Все напоказ» и «Будущее воспоминаний» Мария Салина и Юлия Смирнова рассказали про свое креативное бюро «Широта» и его планы

Основатели бюро Широта

После успешного проекта «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025) в Доме Демидовых на Новой Басманной креативное бюро «Широта» вновь обратилось к работе с культурным наследием. На этот раз выставка «Все напоказ» в жанре тотальной инсталляции проходит в Замосковоречье, в особняке XVIII- XIX вв. и объединяет предметы купеческого быта, музейные артефакты и произведения современных художников. Основатели бюро – Мария Салина и Юлия Смирнова – рассказали о том, как после многолетней работы в музее родилась идея создать свое креативное бюро, какие возможности для российского искусства открыл их проект в Сенегале и почему стратегическое планирование столь важно для креативных индустрий.

Елена Рубинова: Как родилась идея создать свое креативное бюро? Название «Широта», наверное, тоже неслучайное и отражает диапазон возможностей и широкого спектра задач, которые вы себе ставите?

Мария Салина: Мы остановились на креативном бюро, поскольку придумываем смыслы, проекты, новые направления и тренды. Название возникло в связи с нашим первым международным проектом в Сенегале. Мы решили, что раз работаем на разных широтах и у нас широкий спектр интересов, то пусть будет «Широта».

Один из важных аспектов нашей деятельности — это плотное взаимодействие с бизнесом, для которого культурные проекты являются одним из инструментов маркетинга и GR (government relations — взаимодействие с государственными органами).

Юлия Смирнова: Это слово объединяет разные подходы и разные направления. Первый проект нашего бюро был в Западной Африке, в Сенегале, и я помню, что мы стали смотреть, на какой же широте находится эта страна. А кроме того, слово легко переводится на иностранные языки, и на всех языках романской группы оно звучит одинаково, что тоже удобно.

Проект «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025) в Доме Демидовых на Новой Басманной
Проект «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025)
в Доме Демидовых на Новой Басманной

О бюро «Широта» и музейном опыте

Как образовалось ваше партнерство? Музей — это сотни сотрудников, представители разных профессий, а креативное бюро — гибкая конструкция, где многое строится под конкретную задачу. В чем сложности такого перехода? Что из опыта работы в музее оказалось самым важным и нужным на сегодняшнем этапе?

Мария Салина: С Юлей мы вместе работали в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в 2023 году возникла идея заняться своими проектами. Для меня переход из одного масштаба в другой на уровне менеджмента случается не в первый раз. Еще до музея был опыт выставочной работы в галерее (в 2007 году Мария Салина вместе с Мариной Лошак основала на площадке ЦСИ «Винзавод» галерею «Проун»), и мы небольшим коллективом делали масштабные проекты, привозили международные выставки. А Пушкинский научил меня смотреть на искусство шире, работать в международном контексте и взаимодействовать с научными сотрудниками. За годы работы в музее у нас было много обменных выставок со множеством стран, начиная с Японии и заканчивая всеми европейскими музеями.

Юлия Смирнова: Из важного, что дает музей, — это отношение к современному искусству как к искусству. Уважение к искусству и к художнику. Даже если произведение было создано месяц назад, должны быть обеспечены все условия для его сохранности, ведь это уже часть истории. А технически работа в бюро не сильно отличается. В любом случае на проект набирается большая команда, и требуется управление, будь то в маленькой организации или внутри большого музея. Так, в текущем проекте у нас в команде — более 50 человек. Только экскурсоводов — 20 человек, 25 художников, а еще архивисты, историки, архитекторы.

Александр Шишкин-Хокусай, Проект «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025)

Мария Салина: Основное отличие — в системе координат, потому что в музее отношения выстроены иерархически, а в бюро мы больше опираемся на горизонтальные связи и договорные отношения. Мы работаем с лидерами в той или иной области, с людьми, у которых, если так можно выразиться, высокая репутационная нагрузка.

Почему стратегическое планирование столь важно для культурных и креативных индустрий? Не секрет, что представители этих сфер часто не считают стратегию необходимой.

Мария Салина: Небольшие организации в культуре больше подчинены бизнес-законам, нежели государственные музеи. Я в музее курировала в том числе финансовые вопросы и смежные сферы, частично связанные с юридическим обеспечением. Бизнес-план в различной степени проработки составляется в любом случае, и ты никогда не идешь в проект, если он заведомо убыточен. Сначала бюджетируем, затем раскладываем доход, расход, налоги и все остальные параметры. Это бизнес, пусть и от культуры. Многие думают, что если что-то связанное с культурой, то это только про красоту. Да, про красоту, но ее нужно создавать сложным трудом. Как и в других сферах.

Юлия Смирнова: У меня понимание экономических вопросов идет скорее от опыта, поскольку до Пушкинского я несколько лет работала в Третьяковской галерее, где занималась именно выставочными проектами. А по образованию я искусствовед, окончила отделение истории искусств МГУ.

Проект креативного бюро Широта в Сенегале
Проект «Творить чудеса», Сенегал, 2024

Среди реализованных проектов есть как международные, так и российские. Какое из направлений вы определяете для себя как приоритетное? Насколько в сегодняшних условиях приходится учитывать быстро меняющиеся факторы?

Мария Салина: Оба направления для нас одинаково важны. Сейчас сильно поменялась география проектов. Что совсем неплохо. Мы открываемся как культурная институция и в сторону российских регионов, рассматриваем и новые направления: Юго-Восточную Азию, другие страны в Африке, Центральную Азию. Наши текущие выставки здесь, в России, тесно связаны с темой культурного наследия, и все они относятся к проектам, которые мы условно называем «средовыми» или контекстуальными, где искусство подчеркивает особенности того или иного места — будь то природный ландшафт, промышленное или историческое здание.

Как я уже говорила, для нас важно взаимодействие с бизнесом, интересы которого мы поддерживаем посредством культуры.

Искусство всегда служило одним из важных средств дипломатии, мягкой силы, а также элементом ESG-повестки (экологическое, социальное и корпоративное управление). Помимо GR, участие бизнеса в культурных инициативах — это интересный маркетинговый инструмент. Наш партнер MR Group — лидер в этой области. Компания поддерживает крупные культурные институции, например, Большой театр и Театр на Бронной. Наше сотрудничество с МR Group сейчас связано со зданиями — объектами культурного наследия. У нас есть запросы на разработку выставочных, фестивальных концепций от представителей российского гостиничного бизнеса, так как культурная составляющая вызывает отдельный интерес клиентов.

Юлия Смирнова: Если говорить о быстро меняющихся факторах, то это скорее логистика, а вот параметры выставочного бюджета всегда более-менее одинаковы: продакшн произведений, транспортировка, страховка — будь то в России, в другом регионе или на другом континенте — всегда присутствуют.

Мария Салина: Так как мы делаем проекты музейного уровня, то работаем с проверенными логистическими компаниями, страховщиками, архитекторами. Когда вместе собирается команда профессионалов, результат получается впечатляющий.

Сергей Катран, Проект «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025)

О проекте бюро «Широта» в Сенегале

Самый первый проект бюро «Широта», который вы сделали в Сенегале, — это скорее культурная дипломатия. Какие возможности и перспективы для российского искусства он открыл?

Мария Салина: На мой взгляд, выставка «Творить чудеса» прозвучала именно с точки зрения позиционирования российского искусства на африканском континенте и возможностей культурного обмена. Это был проект, на который обратили внимание не только проживающие там российские граждане, но и местная интеллигенция и представители дипломатического корпуса. В Дакаре замечательный университет и, вообще, в стране высокий уровень образования. Там очень активное российское посольство, оно нам очень помогло на месте, в том числе выстроить коммуникации с местным сообществом — это всегда сложно. Поддержал нас и департамент культуры МИДа. Нужно еще отметить, что в Сенегале, и мы в этом убедились, к нам очень благоволят. Там помнят вклад Советского Союза, и к России сохраняется самое теплое отношение.

бюро «Широта»
Мария Салина на открытии проекта «Творить чудеса», Сенегал, 2024

Почему вы выбрали такое нетрадиционное направление, как Сенегал? Что было для вас неожиданным?

Юлия Смирнова: Сенегал — страна, в которой очень много современного искусства, в которой проходят биеннале (Dak’Art Biennale проводится в Дакаре c 1992 года), так что общая ситуация с арт-ландшафтом тоже повлияла на наш выбор. Кроме того, большую роль играет наличие хорошей выставочной площадки. И одно из ярких впечатлений в Сенегале — Музей африканских цивилизаций (фр. Musée des civilisations noires), где проходила наша выставка. Музей, открытый в 2018 году, оборудован на самом высоком уровне, что дало возможность нашей команде и куратору выставки Ирине Горловой найти прекрасные экспозиционные решения.

Среди участников — Леонид Тишков, Екатерина Ковалева, Ирина Корина и многие другие. В общей сложности мы показали работы 12 художников. В музее работает замечательная команда, и, несмотря на наличие языкового барьера — это франкоязычная Африка, мы прекрасно общались, и сотрудники прямо «болели» нашей выставкой, что тоже очень важно. Также в Сенегале два наших автора — Леонид Тишков вместе с супругой Мариной Москвиной и Владимир Наседкин — сделали проекты. Мы рады, что «Частная луна» добралась и до Сенегала, а в работах Владимира использована африканская земля.

Мария Салина: Когда уже стало понятно, что мы делаем проект в Сенегале, к нам обратился фонд «ОМК-Участие» с просьбой посодействовать в выборе художников для их арт-резиденции. Выксунская арт-резиденция известна как одна из самых прогрессивных и открытых. Когда мы были в Дакаре, мы начали присматривать местных художников, с кем-то познакомились, кого-то нам представили и порекомендовали. Сначала у нас была идея пригласить авторов из разных африканских стран, но в этом году решили остановиться на авторах из Сенегала. В итоге летом 2025 года в резиденцию приехали четыре сенегальских художника. Так проект обрел продолжение, но уже в России.

бюро «Широта»
«Частная луна» Леонида Тишкова, проект «Творить чудеса», Сенегал, 2024

Как рождаются кураторские проекты

Как строится кураторская работа?

Юлия Смирнова: На себя мы обычно берем общую концепцию проекта: погружаемся в тему, в среду, придумываем идею, смотрим на историю, думаем, что было бы интересно подсветить, а потом обсуждаем это внутри кураторской группы. Собственно, так проект и рождается. Концепцию мы дорабатываем вместе, а потом уже каждый выполняет свою функцию: кто-то отвечает за написание текстов, кто-то за технические и экспозиционные задачи, кто-то больше работает с художниками. Мы всегда взаимодействуем довольно тесно. Для текущего проекта некоторые произведения художники начали готовить уже в июле, а вообще, путь от разработки проекта до реализации занимает от нескольких месяцев до полугода и больше.

Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

В ваших московских проектах — и в выставке, которая проходила в Доме Демидова, и сейчас в Замоскворечье — великолепный состав художников. Как это удалось?

Мария Салина: Художников мы всегда отбираем и приглашаем совместно. Много ходим по выставкам, изучаем портфолио, с кем-то работаем не первый раз. Но, безусловно, свою роль играют и замечательные приглашенные кураторы. Так, Ирина Горлова всегда привносит научный подход, ее экспертиза основана на глубоких знаниях и опыте работы в музеях. Она не просто знает художников, а видит их в свете своей многолетней искусствоведческой работы. Катя Бочавар — больше визуал и опытный экспозиционер.

Ольга Божко, Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

В проекте «Всё напоказ?» принимают участие как известные, так и молодые авторы. Чем такие площадки интересны художникам и что участие в таких выставках от них требует?

Юлия Смирнова: Прежде всего, это требует от них погружения в материал, и они, как правило, к этому готовы. Такие проекты очень расширяют горизонты работы, потому что авторам важно и интересно не только выразить свою идею и вписаться в экспозицию, но и вступить в диалог с конкретным местом. Может быть, они не всегда об этом думают сразу. Понятно, что у любого художника есть свой почерк, что-то из своих приемов он может повторить, но в таких проектах многое строится на переосмыслении материала. Большая часть работ была сделана специально для выставки. Здесь и занавес Алины Глазун, и шатры Иры Кориной, и живопись Алены Кирцовой, и паутины Аси Заславской, и работы арт-дуэтов Сонин — Самородова, Белова — Политов, Сергей и Татьяна Костриковы.

Елена Самородова, Сергей Сонин, Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

Мария Салина: Сначала мы с помощью историка-архивиста собрали большой исторический материал о районе, доме, людях, которые жили в этой усадьбе в Замоскворечье. Мы сделали большую папку для файлов и потом давали к ней доступ художникам, которые работали с этой информацией. Так возник, в том числе, уникальный проект Валерия Гриковского, который настолько творчески и глубоко подошел к теме, что создал настоящую визуальную легенду об усадьбе и ее истории, соединив графику и инсталляцию, цифровую и аналоговую фотографию и артефакты, которые дополняют экспозицию.

Валерий Гриковский, Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

Проекты не являются коммерческими в смысле продаж картин. Какова судьба работ после завершения проекта?

Как правило, они передаются художникам, ведь это их интеллектуальный продукт, их труд. Дальнейшая судьба работ — на усмотрение автора.

GENIUS LOCI как основа средовых проектов

Чем вам близка работа с культурным и историческим наследием?

Юлия Смирнова: Работая с историческим материалом, мы во многом опираемся на понятие genius loci — у каждого места есть свой дух, своя история. Этот принцип относится к любому средовому проекту, который имеет дело с местом. И если ты отталкиваешься от его истории, относишься к нему с уважением, то все получается.

Мария Салина: Мы наблюдаем всплеск интереса к истории, и люди, причем самого разного возраста, хотят возвращаться к своим корням. Если раньше москвоведение часто ограничивалось общими сведениями о районе, об улице, то сейчас запрос зрителя и слушателя намного глубже. Ему интересны подробности — о домах, историях людей, образе жизни той эпохи. Исторические и архитектурные экскурсии на улицах Москвы, особенно в историческом центре, с каждым годом становятся популярнее…

Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

Я заметила, что кроме работ современных художников на выставке «Всё напоказ?» есть и работы Кустодиева. Это тоже часть работы с местом?

Мария Салина: Для нас было важно подсветить связь этого места с купеческой средой, с духом московского купечества, и кто, как не Кустодиев, это олицетворяет? Работы Кустодиева мы взяли из частных коллекций. Тут есть и другие произведения и артефакты, отражающие дух старой Москвы. Среди участников — Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, который предоставил нам объекты купеческого быта, фонд AZ, фонд Шалвы Бреуса и еще Нижегородский завод, который дал нам ряд предметов того времени, в том числе банки, в которых хранили гарное масло, когда-то выпускавшиеся на предприятии владельцев этой усадьбы.

Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

По каким критериям вы оцениваете успешность проекта, какие аудитории для вас важны?

Мария Салина: Критериев много, в том числе и посещаемость, и количество публикаций — это прекрасный показатель общественного и зрительского внимания. К примеру, в Доме Демидова побывало 17 тысяч человек. О нашей выставке в Сенегале только на русском вышло более 100 публикаций, а еще были и публикации на месте. Формат — самый разный: процентов 30 — развернутые материалы, остальное — небольшие заметки, анонсы, информационные посты в сетях. Но тема прозвучала, хотя, казалось бы, проект проходил на другом конце света.

Юлия Смирнова: В каждом проекте мы стараемся сохранить и акцентировать музейный подход. Помимо того, что выставка должна быть посещаемой, увлекательной, красивой, в ней должна присутствовать научная новизна и образовательная функция. Нам важно, чтобы она привносила что-то новое в историю искусства, чтобы люди выходили с выставки с новыми знаниями. В текущем проекте тоже будут лекции, театральные постановки, по завершении запланирована научная конференция. И еще мы к каждому проекту выпускаем каталог.

Мария Салина: В образовательных инициативах мы стараемся найти формат, который подходит разным возрастам и аудиториям. В ближайшее время, например, пройдет лекция о новогодних традициях купеческого Замоскворечья. Это и легкий семейный досуг, и очень интересный материал.

Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026

Насколько я знаю, у вас за плечами есть и педагогический опыт — вы преподавали арт- менеджмент и галерейный бизнес. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет работать в этой области?

Мария Салина: Самое важное — никогда не стоять на месте. Особенно сегодня. Впрочем, подобное пожелание относится к любому делу — интерес к тому, что вы делаете и постоянное самообразование.

Юлия Смирнова: Я бы пожелала любить то, что вы делаете, и доводить все до конечного результата.