Классический образ женской красоты во многом ассоциируется с образами эпохи Возрождения. Именно ренессансная культура предложила бесконечное множество полотен, с которых на нас смотрят возвышенные и трогательно-прекрасные образы. Вспоминаются многочисленные женские лица, часто очень разные, индивидуальные, по-своему таинственные и даже не всегда правильные, но всегда имеющие между собой нечто общее. Каждое из них изумляет своей одухотворенностью, жаждой совершенства, поисками «абсолютной» красоты.
Именно эпоха Возрождения дала нам современное понимание женственности, как некой константы объединяющей в себе чувственную сексуальность и глубину внутреннего мира. В средневековье красота воспринималась как отражение трансцендентного, божественного в человеке, как отблеск красоты духовной. Древние Греки преклонялись перед красотой человеческого тела, но главным для них было обобщение, идеализация. Они ценили красоту, гармонию и меру, но совершенные формы были для них идеалом подражания своим богам. Их совершенная телесность не подразумевала индивидуальности. Ренессанс, вобрав в себя эти представления, переработал их и выдвинул нечто новое. Его главным достижением является то, что он поверил в собственно человеческий разум, волю и дух, в силу человеческой индивидуальности.
Эпоха Возрождения порой поражает переизбыточностью художественного творчества, кажется, никогда столько не писали портретов, религиозных, античных сюжетов, воспевающих женскую красоту как тогда. Впрочем, это впечатление ошибочно, в другие культурно-исторические эпохи женских образов было создано ни чуть не меньше, но дело в том, что качество художественного продукта эпохи Возрождения в общей массе было чрезвычайно высоко. Большинство дошедших до нас произведений считаются мировыми шедеврами.
Ренессансное искусство шло впереди науки, философии и поэзии, оно соединяло в себе и рациональное познание, и романтическое любование красотой окружающего мира. Именно художник Возрождения первым начал наслаждаться и любоваться красотой человеческого тела и природы, не вкладывая в это никакого потаенного смысла. В тоже время, он считает, измеряет, трезвым взглядом постигает человеческую анатомию, пропорцию, законы перспективы, равновесия, рельефность и объем, ставя перед собой чисто интеллектуальные задачи, которые, впрочем, по своей сути оставались весьма романтическими. Человек эпохи Возрождения, после тысячелетней эпохи средневековой догматики, требовал обновления. Его вдохновляли идеи человека самого себя создающего, универсального, богоподобного. Все это было скорее мечтой, нежели реальным положением дел, но именно это Ренессанс противопоставлял трагичности, страху возмездия и страданиям, распространенным в средневековом искусстве. Художественная реальность эпохи ничего не утверждает и не отрицает, это чистый вымысел, мечта, не имеющая отношения к морали. Более того, зачастую именно сладострастие, восхищение прекрасным сподвигали художников на поиски абсолюта, стремление к совершенству, всего того, что легло впоследствии в основу эстетики ренессанса. Женское тело как раз и послужило тем художественным средством, дающим возможность одновременно и познания и любования.
Зачастую, даже вполне благочестивые художники, писали мадонн со своих жен и любовниц, а иногда богоматерями становились известные всему городу куртизанки.
В этом никто не видел ничего предосудительного, религиозное мироощущение Ренессанса претерпело сильные изменения по сравнению с эпохой средневековья. Дистанция между Богом и человеком сильно сократилась, человек сам стремился стать существом богоподобным. Даже создавая картины, на религиозные сюжеты, которых было ничуть не меньше чем в средневековье, художник Ренессанса считал необходимым запечатлеть все то, чем он восхищался в реальной жизни – женскую красоту и сексуальность, родную природу, детали интерьера. В своем стремлении эстетизировать действительность, художники Возрождения ставили искусство выше природы. Если рисовали женщину, то она должна была быть максимально красива и прекрасна, а ее наряд, прическа должны были быть максимально изысканы. При всем при этом, рационалистический подход стоял во главе угла.
Когда писали мадонну в позе преклонения, сначала ставили на колени скелет, затем обрастали его плотью, и лишь затем во всех деталях изображали наряд, и в тоже время, словно лаская кистью, любовались красотой молодого тела и нежной гладкостью кожи.
Знания законов анатомии и перспективы, давали художникам возможность запечатлеть грацию, изящество и хрупкость своих моделей. Женская красота уже давно не считалась чем-то греховным и недостойным. Наоборот, красота и любовь были одними из главных добродетелей Ренессанса, то перед чем преклонялись художники, то к чему они стремились. Тема любви поднималась в многочисленных литературных трактатах, так и художники видели в любви удовольствие и радость, красоту и совершенство, то к чему необходимо было стремиться, то, что они, смакуя, воссоздавали в своих произведениях. Достижения Итальянского Возрождения за полтора столетия его существования из значения локального характера превратились в явление общемирового масштаба, в ходе него была выработана мощная система культурных ценностей, которая оказала прямое влияние на культуру других европейских стран, впоследствии распространившись далеко за пределами Италии. Искусство Ренессанса – это гимн женской красоты и сексуальности.
Текст Катерины Долгановой