Несмотря на оптимистичные прогнозы таких авторитетов как Artprice и прочих источников арт-мира, не говоря уже о заявлениях самих аукционных домов, утверждающих, что арт-рынку ни по чем никакие кризисы, ликвидность арт-рынка и надежность инвестирования в произведения искусства все же вызывает много сомнений. Логично, что заниматься инвестированием в произведения искусства стоит только проведя обширную исследовательскую работу и заручившись компетентной профессиональной поддержкой. Несмотря ни на что здесь важна не только страсть к искусству, но и рациональный подход. Тем не менее, даже в этом случае, последнее время в мире наблюдается тенденция, свидетельствующая о том, что инвестиции на арт-рынке не более чем тщеславная игрушка для супербогатеев. Если задуматься, кем совершаются аукционные рекорды в последнее время?
С большим энтузиазмом собранием произведений искусства по большей части увлечены лишь нувориши третьих стран – шейхи с ближнего востока, бизнесмены азии и стран СНГ. Их целью является стремление создать коллекции мирового уровня, не важно, по какой цене. Если до середины 90-х годов мировой арт-рынок представлял собой абсолютную вертикаль с Нью-Йорком во главе, теперь аукционные дома стали очень сильно ориентированными на ранее не интересные им рынки – Азию, Ближний Восток, потому что именно там находится большое количество коллекционеров, готовых тратить на искусство кругленькие суммы.
В то время как французам Бернарду Арно и Франсуа Пино понадобились годы на создание своих коллекций. Роман Абрамович, бизнесмен и владелец фк Челси, приобрел работы Люсьена Фрейда и Фрэнсиса Бэкона за 120 миллионов долларов всего лишь за один день. Виктор Пинчук, украинский миллиардер, активно покупает Херста и Кунса, а также одного из самых дорогих мировых фотографов Андреаса Гурски.
А если Франции понадобились столетия, чтобы создать свой Лувр, то Шейх Хамад бин Калифа аль Тани из Катара в настоящее время активно занят покупками, чтобы создать свой собственный Лувр, на который планируется потратить 50 миллионов долларов.
В списке самых дорогих художников мира активно появляются китайские, индийские и даже арабские художники, многие из которых вытесняют с первых строк всемирно известных художников прошлого. Кто все это покупает? Конечно, по большей части их же соотечественники. Сами европейцы и американцы поостыли к искусству. По крайней мере, не готовы инвестировать в него сверх суммы.
Более того, многие западные коллекционеры в последнее время от своих коллекций потихоньку избавляются. Среди аукционных продаж традиционно звучат имена Энди Уорхолла, Джефа Кунса, Роя Лихтенштейна и прочих американцев, что отчасти может указывать на то, что их владельцы, в большинстве своем западные коллекционеры, или те, кто получил эти работы в наследство, активно выставляют их на продажу.
Известные ранее страстью к коллекционированию имена многих бизнесменов теперь звучат на арт-рынке с оборотной стороны – стороны продавцов. Питер Нортон, производитель антивирусных программ, выставил недавно на торги Christie’s работы из своей коллекции первоначальной стоимостью в 15 миллионов долларов. Ив Сен Лоран продал свою коллекцию в 2009 за 373 миллиона евро. Его коллега по индустрии моды Том Форд также продал много картин из своей коллекции, среди которых был и «Автопортрет» Энди Уорхолла.
Большинство западных коллекций собранны в начале-середине ХХ века, сегодня многие из них либо уже музеефицированны, либо распродаются потомками. Так родственники основателя корпорации Philips Антона Филипса избавились от большей части коллекции собранной им в свое время. Таким же образом поступили с коллекцией умершего американского актера Денниса Хоппера.
В связи с финансовым кризисом многие предприятия и организации распродали свои коллекции. Самой громкой, наверное, была продажа с аукциона коллекции банка Lehman Brothers. По причине банкротства в 2010 году было продано около тысячи работ из коллекции банка. По этой же причине итальянский авиа-перевозчик Alitalia в 2008 году распродает свою коллекцию современного искусства, в которую входили работы таких художников, как Сальвадор Дали, Джино Северини, Джакома Балла.
Безусловно, процесс движения произведений искусства внутри арт-рынка неизбежен, всегда кто-то продает, а кто-то покупает. Тем не менее, в последние несколько лет западный мир весьма сдержан к инвестированию на арт-рынок, создавая информационные поводы, в основном, продавая искусство. Не глядя, покупают же, по большей части, новоиспеченные коллекционеры из развивающихся стран, чем и создают видимость неуязвимости арт-рынка от кризиса, покупаясь на удочку моды, формируемой аукционными домами.
Текст: Карцева Е.А., кандидат культурологии