В любом городе на планете есть люди, которые выходят на улицу, и для них она не просто улица, а место, где они оставляют теги, граффити, рисунки. И делают они это не потому что им за это платят. А потому что они художники. Художники, которые видят бесконечные стены заборов, трансформаторные будки, оборотную сторону рекламных растяжек, бетонные откосы набережных иначе чем остальные люди. В мире стрит-арта есть известные имена, обласканные успехом, которые получают выгодные заказы. А есть художники, которые продолжают выходить на улицы с баллончиками красок и творить несмотря на то, что о них практически никто не знает. Например, много ли вы знаете про стрит-арте Бишкека? Благодаря проводимому инициативной группой фестивалю Дарыя Fest можно было наблюдать за работой стрит-артеров и поговорить с ними. Исключительно дружелюбный и талантливый стрит-артер Ogmide (midetheoneandonly) познакомил нас с искусством улиц Бишкека.
Оказалось, что Кыргызстан практически рай для стрит-артеров. Так как острый вопрос отношения государства со стрит-артерами в Кыргызстане вообще не острый. Максимум, что милиция сделает – отберет краску. Но, как правило, стрит-артерами милиция не интересуется. Коммунальные службы не закрашивают работы ни через день, ни через два. Работы живут годами. Окружающие люди достаточно дружелюбно относятся к художникам на улицах. Главное, как сказал Ogmide, выбрасывать отработанные баллончики с краской подальше, а то дети находят и дорисовывают готовую работу.
Стрит-арт Петербурга: война коммунальщиков с художниками. Читать далее.
Жители даже сами изъявляют желание украсить свои дома граффити, что реализует арт-группа Basicolors, координатор Виктор Цой.
Однако, существует вероятность, что общественность может воспротивиться рисунку, и они могут инициировать закрашивание рисунка. Как это было в 2015 году с работами DOXA Art-group «Твоя мечта совсем рядом» на стене здания туристической фирмы, и работой в Боомском ущелье.
Но в общем, отношение к граффити положительное. Например, бетонные откосы водоканала между 5 и 6 микрорайонами – «галерея» стрит-артеров уже долгие годы.
Здесь можно встретить работы Ogmide, Chervi1, Dowes и других художников разных лет.
Chervi1 Regs Dowes
J.crank1 Ogmide Ogmide, 2021
Помимо каналов, работы стрит-артеров украшают дворы Бишкека. Эта стена во дворе дома ул. Каралаева 40/4 – результат культурного обмена с немецкими райтерами. И в процессе рисования их посетил президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который дополнил стену собственноручно изображенными цветочками.
Так же по всему городу можно встретить милых хрюше-уток работы Chervi1.
Несмотря на отсутствие столкновений с милицией и закрашивание работ коммунальными службами, сообщество стрит-артеров Бишкека очень маленькое, буквально человек десять-пятнадцать. Кто-то начинал и бросил, кто-то ушел в коммерцию, и лишь малая часть остались свободными художниками, как Ogmide, который рисует уже пятнадцать лет. Такое положение дел сложилось вовсе не из-за того, что художники не талантливые. Стоит только взглянуть на архив работ Ogmide, как становится понятно, что в его работах есть выверенный, узнаваемый стиль и мастерство.
Однако, все они сталкиваются со «стеклянным потолком». Путей у стрит-артеров Бишкека всего два. Можно получать заказы на муралы в городе или оформление торговых центров, но, при условии если тема муралов будет касаться культурной истории Кыргызстана. Как, например, оформление ТЦ AsiaMall, мурал Tigrohaud около Compass College, мурал DOXA Art-group по заказу офиса «Kyrgyz Concept» или мурал работы той же группы на тему произведения советского художника С.А. Чуйкова «Дочь советской Киргизии».
Оформление ТЦ Asia Mall
Или если работы будут на общезначимые темы, как например, мурал «DOXA» Art-group 2017 года, созданный при поддержке ЮНИСЕФ в рамках проекта защиты детей от насилия.
Стрит-артеры, которые хотят творить на иные темы, вынуждены делать это на свои деньги, а это дорогое удовольствие. Если художники хотят рисовать качественной краской, то она стоит дорого, а местные художники рисуют более дешевыми автомобильными красками. Средняя цена баллона 700–800 сом, получается один рисунок, сделанный для фестиваля, выходит около 4000 сом (на текущий момент, это около 4000 рублей).
Такие художники вынуждены становится «художниками выходного дня», потому что остальные пять дней в неделю ходят на обычную работу. Арт-группа Basicolors украшают стены жилых домов если жители проспонсируют покупку красок. Ни галереи, ни музеи Бишкека не заинтересованы в представлении этой сцены художественной жизни города. Арт-группа Basicolors сами создали галерею, во внутреннем дворе по адресу ул. Киевская 168.
Привлечение стрит-артеров, как молодежную культуру, для продвижения национального достояния – это понятная и прекрасная инициатива. Ответ на глобализацию есть возникновение искусства, бросающего вызов этой глобализации, поиск опоры на традиции, свойственные данному региону. Тем более культурное наследие Кыргызстана – благодатная тема для творчества, в чем можно убедиться, посетив Исторический музей Кыргызской Республики.
Однако, этот путь лишает художественное сообщество возможности быть частью мировой культуры. Ведь президент Германии нарисовал свои цветочки на стене с работами «свободных» художников. А это что-то да значит.
Франка-Вальтера Штайнмайера
Текст: Юлия Ильина
Фото: предоставлено автором и художниками