Виктор Карцев — президент международного фонда «Культурное Достояние», меценат, коллекционер. В попечительский совет данного фонда входят: Барон Фальц Фейн, Зураб Церетелли, Таир Салахов и другие видные деятели общественной жизни. Главная задача Фонда «Культурное достояние» – содействие развитию и приумножению высших ценностей современной русской школы живописи, просвещение и сохранение культурного наследия великой России.
Для чего нужно создавать культурные фонды? Нужны ли они современной России?
Виктор Карцев: Начну с того, что само понятие «Фонд» для современного человека несколько неоднозначно. Кто-то считает, что основная цель фонда — сосредоточение средств и материальных ценностей для дальнейшего благотворительного, общественного или иного использования. Кто-то понимает под фондом — некую организационную структуру.
На примере многих общественных организаций и фондов, действующих в области культуры и искусства (в том числе наших партнеров Фонда Е.В. Образцовой и Фонда Павла Третьякова), могу сделать вывод, что приоритетной задачей культурного фонда сегодня является возрождение традиций и общественного интереса к искусству в разных его проявлениях. А это, действительно, непросто, учитывая сложившуюся в России ситуацию: смену, а то и вовсе утрату культурных ориентиров за последние 20 лет.
Что Вы можете сказать о мировой практике деятельности культурных фондов?
Виктор Карцев: На мой взгляд, специфика деятельности любого фонда (прежде всего культурного профиля) во многом опирается на национальную составляющую той страны, в которой фонд существует. Культурный фонд — это некоммерческая, негосударственная общественная организация. А значит, общество формирует целевую политику, уставную деятельность фонда. И, конечно, общественный уровень, задачи, поставленные в социуме каждой конкретной страны, культурно-политическая ситуация в стране отражаются на деятельности конкретного фонда. В России активно развиваются культурные фонды патриотического характера (поддерживают общенациональную идею в искусстве, а также традиции малых народов России), образовываются фонды в поддержку молодых деятелей искусства: начинающих художников, музыкантов, литераторов. Это говорит о двустороннем интересе к культуре в нашей стране: интересе и активности самих участников фонда с одной стороны и меценатов, зрителей, слушателей, читателей с другой.
Широка практика международного партнерства культурных фондов. В этом случае интересно наблюдать слияние культурных задач и способов их решения в партнерстве фондов двух и более стран.
Проводите ли Вы какие-нибудь специальные мероприятия по продвижению художника на рынок?
Виктор Карцев: Безусловно! Среди программ фонда:
- Материальная, статусная и социальная поддержка молодых художников-реалистов – мы организовываем тематические и персональные выставки художников, находим возможность поощрения особо одаренных студентов и аспирантов ведущих художественных вузов России и Украины.
- Активная поддержка пожилых художников России и Украины — награждения почетными знаками Фонда за выдающийся вклад в развитие реалистического искусства, обеспечение художественными материалами и материальная помощь.
- Организация творческих пленэров в Черногории для групп художников.
- Детская благотворительная линия: ведем развивающие художественные программы в детских домах разных городов России.
- Издание художественных альбомов для художников, а также выпуск серьезных аналитических изданий о современных проблемах и достижениях в реалистической живописи.
- Проведение совместных выставок с известными российскими культурными центрами (ЦДХ, Петродворец, Старый Град-Будва и пр.).
Все это, несомненно, способствует творческому росту художника, росту его узнаваемости, цитируемости в СМИ и др. источниках.
Чем вы руководствуетесь при выборе художников?
Виктор Карцев: Для нас существует один критерий — талант. Талантливых авторов не может и не должно быть много. Именно поэтому в базе фонда на данный момент зафиксировано и изучено несколько тысяч художников, а работаем по различным программам мы только с 250 художниками.
Безусловно, художник должен быть узнаваем, самобытен. Но, увы, не имея хорошей школы и таланта, этого далеко недостаточно. Поэтому и появляется необходимость конкурсов и отборов для участников пленэров, выставок и многих других мероприятий Фонда «Культурное достояние».
Смело могу сказать, что среди друзей и коллег фонда – действительно одаренные художники разного возраста, из разных уголков, прежде всего, России, Украины, а также Армении, Эстонии, Сербии.
Поддерживает ли Вашу деятельность государство? Существует ли определенная политика (налоговая, правовая) в отношении различных фондов, вроде Вашего?
Виктор Карцев: На протяжении всех лет существования Фонда мы действовали самостоятельно. Лишь в 2010 одно из мероприятий – Благотворительная выставка «Дорога к Храму» была идеологически поддержана лидирующей партией страны.
Фонд не является государственной или коммерческой структурой, политика формируется только попечительским советом (в который входят Барон Эдуард Александрович Фальц-фейн, Президент РАХ н.х. Зураб Церетели, Вице-президент Рах н.х. Таир Салахов, н.х. Сергей Присекин, н.х. Василий Нестеренко и др.) и правлением Фонда. Наверное, поэтому, мы не ищем сторонней помощи, которой так часто сложно добиться.
В правовом и налоговом режиме благотворительные фонды подчинены законодательству РФ.
Как Вы считаете, что может культура дать бизнесу? Может ли Ваш фонд послужить примером для создания аналогичных фондов от различных бизнес структур?
Виктор Карцев: Сложно определить влияние культуры только на бизнес. Скорее нужно говорить о влиянии культуры на жизнь в целом и бизнес как одну из сторон жизни современного человека. Неверно, когда искусство рассматривают исключительно источником средств и критерием бизнес успеха. А ведь сегодня, к большому сожалению, многие представители мира бизнеса пренебрегают интересами тех, кто дарит миру те самые произведения, которые потом бизнесмены превращают в орудие заработка. Роль галериста, директора или администратора художника в том, чтобы показать талант, выраженный на холсте. И в дальнейшем дать возможность поселиться произведению в коллекции зрителя, почитающего этот талант. Только при когда произведением восхищаются, любят его — факт приобретения становится оправданным.
Имея большой опыт творческих проектов в мире искусства, надеемся стать примером для организаций-единомышленников.