Искусство карикатуры — один из видов графики, хотя и обладает резко отличающими ее от всех других графических искусств особенностями. Карикатура теснейшим образом связана с жизнью, она откликается на события действительности, имеет четкую социальную окрашенность. Карикатура высмеивает, указывает людям на их пороки; карикатура и разоблачает, и веселит.
Сложно сказать, кто первый изобрел карикатуру. Уже в средневековых соборах чувствуется народная фантазия, выражаемая в самых невероятных образах, в ярких, звучных красках. Часто в соборных рельефах высмеивались и сами монахи и церковь. На маргиналии (рисунок и запись на полях книг, рукописей, писем, содержащий комментарий, толкование, мнение относительно фрагментов текста или мыслей, вызванных ими) в виде животных часто изображались бытовые ситуации человеческого мира. Впрочем, имена средневековых художников нам по большей части не известны.
Возможно, первым известным искусствоведам карикатуристом мог быть Леонардо да Винчи, чьи шутливые зарисовки рожиц привели его поклонников к осознанию того, что искаженные аспекты физиогномики могут служить сатирической цели более непосредственно, чем строгое представление. Искусствоведы считают, что эти изображения оказали влияние на таких художников как Босх и Брейгель.
У карикатуры есть присущие только ей черты, приемы, при помощи которых художник достигает воздействия на зрителя. Это гротеск, преувеличение, фантастическое, причудливое, уродливо-комическое. Карикатурист подчеркивает, выявляет смешное, забавное, отталкивающее. Карикатура — самый короткий и острый способ изложения критики. Она коротка и ясна.
Часто карикатура говорит не о конкретных лицах, а на актуальную своему времени тему или ситуацию: политическое или общественное событие, смена моды, перемена в нравах. В этом случае художник оперирует вымышленными, но вызывающими у нас определенные ассоциации, образами. Герои изображены всегда в подчеркнуто комической ситуации, перед нами разворачивается сатирический короткий рассказ о событии.
Работы великих карикатуристов переживают свое время, высмеянных людей и событие. Например, в истории искусства одним из выдающихся карикатуристов был Оноре Домье — величайший французский график XIX века. Каждый лист Домье был посвящен высмеиванию мещанства, взяточничеству, карьере политических проходимцев, остался не только свидетельством непримиримости, но и свидетельством высокого искусства.
Какой бы из сатирических листов Домье мы ни взяли, всегда в нем присутствует нечто большее, чем убийственная насмешка и разоблачение, присутствует глубинный второй план, который содержит мечту и веру, то, что принято называть положительным идеалом.
На одной из своих карикатур Домье изобразил семью мелкого буржуа или служащего, стоящих посреди улицы ночью и с удивлением глядящих вокруг. Они будто в первый раз обнаружили, что на небе луна.
Рассматривая работы великих карикатуристов, следует всегда помнить об этом втором плане, о сокровенном смысле их работ.
В Советском союзе с карикатурой ассоциировался известный коллектив под общим псевдонимом КУКРЫНИКСЫ (Михаил Куприянов — “КУ”, Порфирий Крылов — “КРЫ”, Николай Соколов “НИКС”). Во время Великой отечественной Кукрыниксы разоблачали карандашом Гитлера, Геббельса, Муссолини.
Бытовая или политическая карикатура публикуется в периодических изданиях. Обычно она связана с текстом, с газетной статьей, с конкретной фразой.
Сегодня мастера карикатуры работают в прогрессивных газетах и журналах всего мира. Например, в журнале New-Yorker или Charlie Hebdo. Но современная карикатура, во многом, отличается от карикатур созданных профессиональными художниками, которые задумывались с большей серьезностью цели.
Леонид Тишков: «Карикатура – обособленное искусство, самостоятельное, очень редкое и глубоко личное. Еще будучи студентом, в 1975 году я вступил в Горком Графиков на Малой Грузинской, показывал там на выставках сюрреалистические, с большой долей черного юмора, рисунки, наверное, их нарисовано не меньше тысячи, а то и больше». Читать далее.