В конце сентября в Москве пройдет 4-я биеннале современного искусства. В этом году комиссаром и художественным руководителем Московской биеннале будет Иосиф Бакштейн – человек, без которого Московскую биеннале, по сути, представить сложно, а куратором — Петер Вайбель признанный эксперт в области цифровых искусств и нью-медиа арта. Данный выбор не случаен: нью-медиа арт – наиболее актуальная и обсуждаемая тема в современном искусстве. Художник традиционно подражал природе, сегодняшняя природа – это мультимедиа, гаджеты, социальные сети, в которых мы зачастую проводим больше времени, чем в реальном мире. Так и искусство, вслед за изменяющейся социальной нормой стало создаваться в этой уже привычной для нас среде и при помощи современных технологий.
В пресс-релизе биеннале, размещенном на официальном сайте Вайбель объявляет, что хотел бы поговорить о «технологической справедливости». Он считает, что в мире по-прежнему преобладает консервативная тенденция предпочтения традиционных форм искусства произведениям медиа-арта, несмотря на то, что цифровое искусство и медиа-арт развиваются с 60-х годов прошлого столетия, а один из главных их пионеров — Нам Джун Пайк уже умер.
Данная «несправедливость» по словам Вайбеля заключается, прежде всего, в том, что на аукционах активно продается живопись и скульптура, но практически без внимания остается искусство новейших технологий. На Московской биеннале Вайбель хочет особое внимание уделить медиа искусству, тем самым обозначив, что не замечать это искусство мы сегодня уже не можем. Вообще, борьба с консервативными воззрениями для Вайбеля обычная практика – это его еще в 60-е годы Вали Экспорт «выгуливала» по улицам европейских городов на собачьем поводке в знак победы феминизма, а в 80-е он уже активно занимался компьютерным искусством. Для Московской биеннале такой куратор — прекрасная возможность заявить о себе, как о новом передовом направлении на мировой арт-сцене.
Если для Вайбеля тему биеннале «Переписывая миры» можно понять как стремление окончательно утвердить медиа арт в мировой истории искусства, то для Москвы, назначившей его куратором, как желание заявить о себе в качестве одной из арт-столиц. Арт мир уже давно стал «многополярным», а мировое арт-сообщество круглый год перемещается из одной точки земного шара в другую. Не стоит и говорить насколько активно развиваются сегодня в этом плане мегаполисы Азии и Ближнего Востока (Пекин, Шанхай, Гонк-Конг, Абу-Даби и т.д.). Хотелось бы, чтобы и Москва, а вместе с ней российское искусство, стали важными пунктами в мировой арт-индустрии, привлекая внимание арт-профессионалов со всего мира и транслируя ценности русской культуры на всем мировом пространстве.
Получается, что стремление Вайбеля бороться с арт-консерватизмом совпадает со стремлением Москвы и России в целом, предстать для мирового сообщества в новом свете. Значение биеннале в этом смысле выходит за пределы собственно искусства. Аналогичные мероприятия по всему миру, например, Венецианская биенналле являет собой замечательный тому пример. Президент биеннале в Венеции Паоло Баратта говорит о том, что его Но это означает также и то, что на это время в регион стекаются многочисленные туристические, кадровые и финансовые потоки. В этом плане до Венецианской биеннале нам еще далеко. Но, учитывая, что мировое арт пространство активно дополняется все новыми географическими зонами, это вполне реально.
Не менее важна биеннале для российского искусства. Не секрет, что цены на произведения современных российских художников значительно ниже, чем на работы их западных коллег. А карьера отечественного художника чаще всего делается именно на западе: если художник принял участие в престижном проекте, например, в Венецианской биеннале, то здесь, в России, он вырос в своем имени, вырос в цене. Приведение Московской биеннале на высокий профессиональный уровень – важный этап в развитии отечественного арт-рынка.
Биеннале — это институция академической сферы, в ее задачи не входят аспекты коммерции, а лишь создание трендов, определение векторов развития современного искусства, но она влияет на процессы, происходящие на арт-рынке, формируя для арт-продукции теоретическую имиджевую основу. В этом смысле организации академической сферы (музеи, критика, биеннале) и коммерческие предприятия (аукционы, ярмарки) настолько укоренились в своем взаимодействии, что в сознании публики часто воспринимаются одним и тем же. В действительности это совсем разные вещи. Параллельно с Московской биеннале в сентябре стартует 15 Международная художественная ярмарка «Арт Москва» 2011. Арт Москва и Московская биеннале для многих кажутся понятиями-синонимами: проходят в одно время; лозунги ими декларируемые зеркально отражают друг друга в стремлении сделать Москву одной из мировых арт-столиц и привлечь внимание общественности к российскому искусству; да и художники, на них представленные, нередко, оказывается, одни и те же. Неслучайно, в рамках подготовки к Арт Москве уже с 1 мая 2011 года был объявлен всероссийский конкурс «Россия – Нам нужна актуальная культура!», на который требовались видео или анимационные ролики, которые необходимо было выложить в сеть. Таким образом, Арт Москва также следует в установленном 4-й биеннале направлении цифрового медиа искусства. Вместе, ярмарка и биеннале представляют собой своеобразный тандем, где одна сторона отражает академическую, а другая — коммерческую составляющие современного российского искусства. Неслучайно Петер Вайбель, говоря о «технологической справедливости» надеется, что его кураторский проект сможет сделать медиа-арт более востребованным среди коллекционеров. Арт-рынок, то есть покупательская способность коллекционеров, проще говоря, мода формируется именно такими мероприятиями как биеннале.
Разделение на коммерческую и академическую составляющую здесь не тождественно разделению на коммерческое и некоммерческое искусство. Оно подразумевает всего лишь то, что на Арт Москве галереи участвуют с целью продажи своих художников, а на Московской биеннале те или иные художники отбираются куратором согласно его убежденности в их значимости для художественного процесса. Они как бы оборотные стороны одной и той же медали, но при этом, далеко не тождественные понятия. Биеннале констатирует теоретическую значимость и актуальность, а ярмарка формирует рынок, то есть продажи – и то и то российским художникам чрезвычайно необходимо.
3-ю Московскую биеннале многие ругали за преобладание количества представленных работ над их качеством. Большие надежды возлагаются теперь на 4-ю биеннале, ведь чем профессиональнее и масштабнее она будет становиться, тем лучше от этого будет российским художникам и Москве в целом. Недаром Венецианскую биеннале в искусстве сравнивают по влиянию с Олимпийскими Играми в спорте, она несет колоссальное влияние на развитие региона. России в этом плане явно не хватает респектабельных мероприятий мирового масштаба. Время покажет насколько амбициозной и удачной на пути к этому окажется 4-я Московская биеннале современного искусства.
Текст: Карцева Екатерина
кандидат культурологии