Искусство способно помочь создать сильный бренд

1

Логотип леденцов Chupa-Chups был разработан и нарисован в 1969 году Сальвадором Дали. 

 

 

«Давать деньги  — дело нетрудное и по силам каждому.
Но решить: кому их дать и сколько, и когда, и на какие цели,
и как – задача нелегкая и не каждому по плечу».
Аристотель.

 

В современных условиях занятости рынков, высокой конкуренции, обширного предложения на помощь бизнесу приходит  креативный подход.  Культура может многое дать бизнесу, ведь бизнес – это не только деньги. Сегодня большая часть цены платится за нематериальные активы, например, за бренд.

Брендинг – это набор универсальных приемов построения структуры для любого успешного начинания. Он объединяет коммерцию и культуру в единое целое, обладающее  потенциальной силой для обеспечения процветания. Брендинг сочетает прогрессивные приемы управления знаниями (о чем свидетельствует опыт наиболее успешных брендов) с методами управления сверхчувствительной сферой кросскультурных связей (что подтверждается примерами коммуникаций, осуществляемых на мировом уровне  самыми известными брендами).

В 1997 году журнал Fortune Magazine  писал «В XXI веке  брендинг станет в конечном счете единственным фактором дифференциации компаний. Отныне ценность бренда является его активом, имеющим ключевое значение». [Fortune Magazine 1997]

И действительно, технологии брендинга применяются сегодня не только для продвижения товаров широкого потребления, но и в деятельности политических партий, негосударственных организаций, в шоу-бизнесе, областях промышленного производства и бизнеса для бизнеса, а так же в геополитике для создания и продвижения бренда страны, региона или города.

«Бренд – это больше, чем реклама или маркетинг. Это все, что приходит в голову человеку относительно продукта, когда он видит его логотип или слышит название»[David F. D’alessandro, “Brand Warfare: 10 Rules for Building the Killer Brand”, В. Перция, Л. Матвеева, Анатомия бренда, ООО «Вершина», 2006]

«Бренд – это не вещь, не продукт, не компания и не организация. Бренды не существуют в реальном мире – это ментальные конструкции» [James R. Gregory, из книги “Leveraging the Corporate Brand”, В. Перция, Л. Матвеева, Анатомия бренда, ООО «Вершина», 2006]. 

Patrick Marketing Group в своем недавнем исследовании эффективности торговых марок показала, что 96% топ-менеджеров считают задачу создания бренда исключительно важной для будущего успеха компании. Исследование инвестиций в формирование бренда, выполненное Mercer, позволило установить, что, по мнению 84% респондентов, их внимание к вопросам формирования бренда в последние 2-3 года значительно повысилось. По мнению Mercer двумя основными причинами этого являются:

  • сближение потребительских свойств товаров
  • обострение конкуренции.

Бренды как активы предприятия.

«Сильные бренды предоставляют предприятию огромные преимущества, т.к. они формируют группы лояльных покупателей, которые снова и снова приобретают товар. Выгоды из этого заключаются в том, что денежные потоки становятся прогнозируемыми, а процессы планирования бизнеса и управления им приобретают более надежные основания. Бренды как средство приумножения доходов могут быть отнесены в категории производственных активов точно так же, как и другие виды активов (здания, оборудование, денежные средства, капиталовложения …)»[Т Блаккет, «Что такое бренд?», Profile Books Ltd, 2003]

Очевидно, что креативный подход, культура играют здесь решающую роль. Если обратиться к ведущим мировым брендам, все они используют искусство для формирования положительного образа.

 

Позиция западного бизнеса —  Искусство способно  помочь создать сильный бренд.

 

С 1975 года компания регулярно приглашает художников  создать свой авторский автомобиль. 

Позиционирование бренда строится либо на выгодах (benefits) либо на эмоциях (emotions). Неудивительно, что в автомобильной отрасли, где позиционирование всегда основано на эмоциях, используется искусство. 

Энди Уорхолл (1975):
«Я пытался изобразить скорость наглядно. Когда автомобиль движется очень быстро, все линии и цвета размыты». 

 

Роберт Раушенберг (1986)

Джеф Кунс (2010)

Коллекция искусства компании Microsoft. 

Многие компании используют искусство для развития корпоративной культуры своих сотрудников, так к примеру задача коллекции искусства компании Microsoft: создать творческую атмосферу, стимулирующую креативность и  инновации, демонстрируя произведения искусства которые: 

•Отражают стандарты креативности и инноваций характерные для Microsoft.
•Представляют очень многообразное и глобальное сообщество сотрудников компании и наших потребителей.
•Делают рабочую атмосферу более человечной и деятельной. 

 

Коллекция ведет свою историю с 1987 года, когда в компании было всего 2 000 сотрудников, и она занимала 6 зданий. Сегодня коллекция включает в себя 5 000 произведений искусства и показывается в 180 зданиях  компаниипо всему миру.

Коллекция включает произведения современного искусства (живопись, скульптуру, графику, фотографии , мультимедиа работы) и призвана радовать сотрудников, клиентов и гостей компании.
В компании считают, что искусство в офисе:
•Поддерживает работника морально
•Способствует развитию корпоративной культуры и налаживанию контактов между сотрудниками подразделений
•Расширяет у сотрудника границы понимания эстетического, многообразного
•Вдохновляет дискуссии и выражение собственного мнения
•Подтверждает стремление компании повышать качество жизни как внутри нее так и вне
•Помогает выстроить отношения с потребителем и обществом. 

 

Carol Inez Charney
EOM 2, 2009
Photograph

Bean Finneran
Chartreuse Cone, 1997
Ceramic with glaze

googleartproject.com 

 

Компания GOOGLE предоставила пользователям со всего мира возможность осмотра коллекций музеев-партнеров в высочайшем разрешении, а так же возможность прогулки по залам музеев при помощи google street view.

 

Помимо удобства пользователей, данный проект безусловно является услугой компании Гугл и привлекает внимание к ней самой.  

Одним из самых распространенных способов связать свой бренд с искусством традиционно являлось спонсорство и поддержка организаций искусства и культурных мероприятий. 

 

ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» и Национальный художественный музей Республики Беларусь.

 

Несмотря на неоднозначный имидж компании производящей табачные изделия, судя по всему обе стороны вполне довольны таким сотрудничеством: 

«Сотрудничество компании с ведущим белорусским музеем уже успело стать неотъемлемой частью нашей деятельности в Республике Беларусь. Как компания, ориентированная на высокие стандарты социально ответственного ведения бизнеса, мы стремимся поддерживать любые начинания, способные изменить жизнь белорусского общества к лучшему. И привлечение интереса к культурным традициям, культурным событиям и искусству в республике, на наш взгляд, — идеальный способ достижения этой цели».

«Нам очень приятно, что уже семь лет подряд «Бритиш Американ Тобакко» выступает генеральным партнером нашего музея. Без поддержки со стороны компании музею было бы гораздо сложнее реализовывать многие проекты, которые запомнились белорусским ценителям искусства, — говорит директор НХМ РБ Владимир Прокопцов. — Мы уверены, что это сотрудничество и в дальнейшем позволит музею воплотить немало интересных замыслов».
Первый договор о генеральном партнерстве между ИП «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» и Национальным художественным музеем РБ был подписан 20 июля 2001 года. За эти годы совместными усилиями партнеров был осуществлен ряд значимых для культурной жизни республики акций. Среди них — выставка «Шедевры Третьяковской галереи» (2003 г.), карнавальная выставка-мистерия «Зiмовыя гульнi» (декабрь 2004 г.), демонстрация уникальной коллекции белорусских плакатов «The Best of Tsesler & Voichenko» (май 2006 г.), выставка «Пленники красоты» (2007 г.), ежегодный конкурс на создание дизайна входного билета Национального художественного музея и другие проекты.

 

Совместная программа Государственного Эрмитажа и компании «Кока-Кола»
В рамках данной акции Компания «Кока-Кола» выпустила ограниченный тираж эксклюзивных коллекционных банок «Кока-Кола» с фрагментами картин Ван-Гога, Сезанна, Гогена и Руссо, представленных в Государственном Эрмитаже. Фрагменты картин знаменитых художников вкраплены на привычном фоне в стандартной жестяной банке 0,33л. с подписью на каждой: «Часть средств, полученных от продажи каждой банки, пойдут на поддержку проекта».

Сотрудничество Эрмитажа и компании «Кока-Кола» началось еще в 1993 году, когда благотворительный фонд «Кока-Кола» (Атланта, США) предоставил музею долгосрочный грант в размере 320 тысяч долларов на приобретение оборудования для создаваемой в музее лаборатории научной реставрации темперной живописи. Сегодня эта лаборатория является одной из лучших реставрационных лабораторий в России. С тех пор «Кока-Кола» помогла успешно реализовать десятки значительных культурно-образовательных и социальных проектов. 

 

Audi продвигает новый A8 через Пушкинский музей


Audi решил сделать ставку на комбинацию искусства и прогресса. В качестве вершины прогресса позиционируется собственная продукция, а сопричастность к искусству призван подчеркнуть новый статус Audi Russia в качестве спонсора Пушкинского музея. 

«Технологии совершенствуются, формы эволюционируют, но слово «классика» не выходит из моды и является синонимом хорошего вкуса. Поэтому мы рады, что отныне сможем оказывать поддержку одному из самых значительных музеев России», — рассказал глава Audi Russia Тилл Браунер. 

 

Приведенные выше примеры типичны и уже насчитывают многолетнюю практику, однако так как технологии брендинга становятся все более распространенными, публика присытившейся, а конкуренция все усиливающейся, компании стремятся освоить самые передовые  способы представления своего бренда при помощи языка искусства, в том числе используя — стрит-арт и нью-медиа арт

 

В последние десятилетия граффити стали такой же привычной частью жизни города как пробки,  билборды, рекламные растяжки. Стрит-арт может быть одним из нестандартных механизмов позиционирования бренда. 

Граффити-реклама является инновационным и неожиданным способом продвижения бренда и способна охватить бoльшую аудиторию. Одновременно с этим она увеличивает контакт потребителя с брендом, становясь частью уличного искусства и повседневной жизни человека и города. Граффити-реклама практически не используется в России, несмотря на то, что за рубежом такие гиганты, как IBM, Sony, DHL, Mitsubishi и прочие уже давно в полной мере оценили все преимущества подобного вида рекламы в сравнении с традиционными носителями.

 

Арт-проект банка КИТ Финанс по декорированию зданий.

В апреле 2008 года в Москве состоялся отборочный этап всероссийского арт-проекта «Красота. Города», учредителем которого выступает Инвестиционный банк КИТ Финанс.

На заседании представители жюри выбрали лучшие работы по живописному декорированию жилых и общественных зданий, работы молодых художников  были воплощены на поверхностях домов в 11 крупнейших российских городах.

«КИТ Финанс поддерживает яркие и нестандартные идеи, поэтому концепция проекта «Красота. Города» оказалась нам близкой и созвучной. Мы очень рады, что арт-проект вызвал столько внимания и позволил множеству талантливых людей со всей страны заявить о себе».

 

Ahmad Tea разукрасил дом на Сретенке.

Компания Ahmad Tea давно известная своими совместными с культурой проектами, сделала также рекламный проект под названием «Mad about Tea». В рамках рекламной кампании торцевой фасад дома 28 по Печатникову переулку, выходящий на Сретенку, был украшен ярким изображением на тему безумного чаепития.

 

 

GAP свяжет праздничные граффити в Парке Горького.

С 3 по 25 декабря Gap превратит ЦПКиО им. М.Горького в инсталляцию вязаных деревьев, лавок, памятников и других объектов, которые принято называть «вязаным граффити». 

 


 


Нью-медиа арт  как направление в искусстве, возник как естественная реакция на технологические процессы активно развивающиеся в  современном мире. Сегодня активно используется в продвижении «технологичных» брендов. 

 

Фестиваль технологий и искусства Yota Space.

В 2010 году в Санкт-Петербурге  Yota представил множество визуальных инсталляций, реагирующих на посетителей. Все пользователи (и друзья пользователей) Yota (беспроводной интернет)  получали бесплатный входной билет.

Инсталляция «PEASOUPER». Мимо светящихся кубов проходит человек, и затем может наблюдать свою проекцию в этих кубах.

Инсталляция “GOLD”. Человек подходит к экрану, и на нем появляется схематическое отражение из маленьких звездочек. Своеобразное зеркало.
Инсталляция “BODY PAINT”. Перед экраном становятся люди и делая руками различные движения оставляют на экране разноцветные разводы, создавая необычные картины.

 

 

 

Выставка гибридного искусства Lexus Hybrid Art’2012.

 

На трех тысячах метрах официальной площадки проекта — Центра дизайна ARTPLAY — были показаны работы художников, определяющих тенденции развития science art — искусства будущего. Вход бесплатный.

 

Создание и потребление синергетических продуктов является сегодня обязательным признаком homo futurus — универсального человека, с легкостью преодолевающего границы различных сфер деятельности и дисциплин. Именно поэтому Lexus инициировал масштабный диалог о мире будущего — предлагая свое, «гибридное» видение нового времени. Платформой выставки, а также каждого микро- и макрособытия в рамках Lexus Hybrid Art, стала формула progressive luxury, состоящая из четырех компонентов: innovation (инновативность), personal reward (радость обладания), social responsibility (социальная ответственность) и prestige (престижность). Эти же качества заложены в основу всего, что делает Lexus: будь то последнее поколение автомобилей или первый в России регулярный смотр гибридного искусства.

 

Инсталляция «Эдем», Джона Маккормака, представит цивилизацию виртуальных существ, выживание которых зависит от благосклонности зрителя к их музыкальным талантам.

 

Инсталляция «Hydrogeny» Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда, проявляет скрытую сущность водорода, атомы которого составляют первооснову космической и биологической материи.

 

Инсталляции «Лаборатория тропосферы» Агнес Майер-Бранди — машина по производству искусственных облаков.

 

Инновационные экспозиции МТС в рамках «Ночи музеев».

МТС представила гостям «Ночи Музеев» в ММСИ уникальную технологию рисования светом Tagtool — живое граффити, создаваемое и проецируемое в режиме реального времени.
Гостям ММСИ МТС также предложила мобильный аудио-гид — одну из самых востребованных услуг в музеях мира, адаптированную под потребности абонентов мобильной связи.
В крупнейшем выставочном пространстве современного искусства «Гараж» компания МТС представила инновационный способ общения через LunaKid. LunaKid — это интерактивный персонаж, которого известный международный художник, дизайнер и скульптор Кит Хелл создал специально для МТС. Посетители выставки могли отправить SMS-сообщение любого содержания на короткий номер Lunakid, и персонаж живо реагировал на смысл и настроение текстов сообщений — эмоции отражались в его позе, а слова SMS-сообщения появлялись в speech bubble.
Карцева Екатерина Александровна
© 2012  artandyou.ru и авторы